Искусство требует знаний

Творчество развивает все способности, необходимые человеку в жизни. Первые шаги в искусстве даются проще, когда тебе помогает уже состоявшийся художник и опытный преподаватель. Такой, который научит не только писать, но и «видеть». Который не зажмет индивидуальный талант в академических ежовых рукавицах, но и не отправит в вольное плаванье под флагом «я художник – я так вижу».

Скрикуляк Вера Михайловна — человек надежный, энергичный, жизнерадостный и бесконечно преданный любимой работе, но скромный. Она с самого детства была связана с искусством: играла на фортепиано и рисовала.

Вера Михайловна после школы окончила Артёмовское педагогическое училище – работала музыкальным руководителем и одновременно рисовала. По совету преподавателя, поступила в Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства. Потом работала учителем рисования в Львове и в Черновицкой области. А в 1991 году вернулась в родное Енакиево и вела музыку и рисование в общеобразовательной школе № 22. Когда в 2011 г. на поселке Карло-Марксово в филиале Школы Искусств им. П.И.Чайковского  было открыто художественное отделение, Скрикуляк В.М. стала первым и единственным преподавателем живописи.
– Вера Михайловна, вы преподаете рисование в общеобразовательной школе и в школе искусств, скажите, какие отличия и сложности в работе?

– Главное отличие в заинтересованности. К каждому ребенку требуется свой подход, а это приходит с опытом – следует хорошо знать психологию и педагогику.

–Сколько вы лет занимаетесь преподавательской деятельностью?

– Ой, много. С 1975 года, уже более 40 лет(Смеётся).
– Нужны ли художнику академические знания или всё зависит от таланта?

– Обязательно! Талант – это 10% успеха, остальные 90 – это труд. Если ты не трудишься – ты не художник. Даже без таланта можно научить ребёнка рисовать, главное – чтобы у него было желание и стремление учиться.
– На какие эталоны, если можно так сказать, стоит равняться в плане других мастеров?

– Изначально, тебя обучает преподаватель – художник, пусть даже и не великий. Ты сам из себя еще мало что представляешь, поэтому берёшь от него всё. Нужно просматривать работы и других мастеров, чтоб твой рост был – делать выводы, анализировать стиль и технику. Тогда уже, опираясь на эти знания, на эту базу, тысможешь что-то заявлять сам, самостоятельно. Ты создашь свой образ, свой стиль.

– Многие люди не хотят начинать с академических азов, рисовать куб, линии – то, с чего все обычно начинают, потому что это кажется им монотонным и нудным. Они при этом говорят, что просто идут своим путем, поэтому пропускают данный этап. Это действительно свой путь или просто проявление лени?

– Это привлечение к себе внимания. Желание как-то проявить себя и зарекомендовать в классе. Академические знания нужны: тот же объём, пространство, конструкция, свет, тень, цвет. Это трудный материал, некоторые думают, что этот участок можно пропустить без особых усилий, но это не так. Кто не справляется, тот развивается в другом направлении.

– Вы гордитесь своими воспитанниками?

– Ну конечно, горжусь, у меня же такие талантливые дети!Ученики принимают активное участие в городских, республиканских и международных конкурсах. Неоднократно становились призёрами и лауреатами. Многие поступили в университеты: в Москву, в Харьков, Львов, Донецк, Макеевку. Очень приятно осознавать, что ты даёшь детям азы, а дальше каждый достигает своих высот.
– Вы были первым и единственным преподавателем живописи, когда в филиале школы искусств было открыто художественное отделение, поделитесь своими воспоминаниями. Трудно ли было начинать?

– Не трудно, потому что было желание у детей, им было интересно, и были заинтересованы родители. Тем более приятно работать, потому что на поселке у нас много талантливых детей. Они, уставшие после уроков, всё равно бегут рисовать.
– Сколько детей поступило в первый класс в 2011 году?

– Принимали тогда всех желающих – 22 человека. Два класса: старшая и младшая группа.
– Художественное отделение филиала осуществляло работу и во время боевых действий, с какими трудностями сталкивались вы и ваши воспитанники? Почему продолжали работать? Искусство –это же не первая необходимость.

– Стою на остановке, вокруг всё гремит, а я еду на работу. «Почему я еду? Сидела бы дома.» Но уже была привычка, что ты должен работать. Это поднимало дух. Родители приводили и уводили детей. Все, кто остался на посёлке регулярно ходили на занятия. Мы всё равно работали, даже выставки делали. Дети обладают необыкновенной силой воли и целеустремлённостью. Во время ведения боевых действий, дети всё равно продолжали творить, ведь для творчества не существует препятствий. Они готовы приходить на занятия в любую погоду: и в дождь, и в мороз.
– Сейчас есть какие-то проблемы, связанные с деятельностью филиала?

– Никаких проблем, главное, что все ходят, дети заинтересованы, с удовольствием приходят после учёбы. Недавно, совместно мы с родителями сделали ремонт.
Интересно то, что помимо основных учебных дисциплин, в школе обучают одному из древнейших ремёсел — ткачеству. Ученики настоящие мастера этого дела. Они даже давали мастер-классы для жителей нашего города.

– Вера Михайловна, расскажите подробнее что это, как происходит процесс создания ковриков и где вы этому научились.

–Научили меня этому во Львовском институте, это была отдельная дисциплина.Ткачество — это одно из древнейших ремёсел. Процесс заключается в том, нити или пряжа переплетаются между собой в определенном порядке и образуется ткань. Выполняется это на ткацком станке.Человека, который этим профессионально занимается, называют ткачом.
– Как дети относятся к древнему ремеслу?

– Честно сказать, с интересом, им нравится сам процесс. У нас даже мальчики ткут. Главное чувствовать натяжение нити, умело выстраивать композицию, это та же картина, те же цвета, только вместо кисти и красок – нитки. Многие в нашем городе не знают о таком ремесле. Мы проводим мастер-классы в городе, в парке, участвуем в выставках. Для людей это в диковинку.
– Чем полезно это умение? Что можно делать с ковриками? Как применять в быту?

– Это декоративные ковры – мини-гобелены. Ими можно украсить комнату, своё рабочее место, можно выткать сумку, чехол для телефона – всё что угодно.
– Какие коврики можно сделать?

– Самые разные – любого размера. Маленькие коврики можно соткать на ручных рамах, а, например,половые дорожки, на больших деревянных станках. Можно выткать сюжет, орнамент.


– Что нужно, чтоб научиться ткать?

– Желание, усидчивость и художественный вкус. Ну, конечно же вам понадобится станок (его можно сделать самостоятельно из деревянной рамы) и 2-3 моточка цветных ниток. Их можно купить в магазине, или, в крайнем случае,даже распустить пару старых свитеров, желательно разноцветных, так, вместо старого свитера, у вас появится новый и красивый гобелен.
– Как вы считаете, современная молодежь интересуется искусством?  Художники будут популярны, как раньше?

Мне кажется, что да. Например, в интернете есть много групп, связанных с искусством. Появляются новые стили, направления. Искусство вечно, профессия художника важна всегда. Всё зависит от внутренней культуры человека, если человек культурный ему будет интересно всё: и живопись, и рисунок, и компьютерная графика, и музыка. Нам, как преподавателям, нужно тоже идти в ногу со временем и прислушиваться к мнению молодёжи.
– Можете дать какой-нибудь совет начинающим художникам и их родителям?

–Детей следует развивать, отдавать в различные кружки. Вот, говорят, у ребёнка нет детства, но чем больше ребёнок загружен, тем лучше он всё воспринимает, он привыкает к этому ритму. Когда он ходит на все кружки, общается, развивается – это и есть детство. У него вырабатывается система, и в будущем он сможет планировать свою жизнь. Поэтому, если у родителей есть возможность отдавать ребёнка в разные секции: творчество или спорт – это прекрасно. А начинающим творцам хочу сказать, что труд превыше всего. Нужно не опускать руки и всегда совершенствовать свои навыки.

От лица редакции мы желаем удачи и вдохновения маленьким творцам и их педагогам. Мы верим, что многие из них достигнут своих целей и прославят наш край.

Анастасия БОГОМОЛОВА

Print Friendly, PDF & Email

Енакиевский рабочий Городская еженедельная газета. Выходит с декабря 1917 года. Объем – 12 полос, 2 цветные, телепрограмма. Освещает события города Енакиево и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Енакиево и прилегающие территории.

Похожие записи