Мастеровой посад
С 16 по 18 августа в рамках Года русского языка состоялся фестиваль «Гостиный двор». Мы не упустили возможности познакомиться с донбасскими мастерами декоративно-прикладного искусства
Идти на звук
Этнофестиваль «Гостиный двор» уже стал для столицы Республики традиционным и успел завоевать популярность дончан. Поэтому, когда Дом народного творчества и кино анонсировал, что в 2019 году фестиваль состоится снова, я точно знала, куда отправлюсь 16 августа.
И вот этот день настал. В афише было указано, что открытие «Гостиного двора» состоится в 17:00 на бульваре Пушкина. Однако бульвар большой, а, где именно будет проходить открытие, в афише не уточнялось, и я немного переживала, как бы не пропустить самое интересное. Но все мои переживания были напрасны. Из центральной части бульвара доносилась музыка (выступал Народный ансамбль песни и танца «Околица» Донецкой филармонии), и я поняла, что иду в правильном направлении.
Наконец открылась взору большая сцена с красным расписным полотном и надписью в древнерусском стиле – «Этнофестиваль «Гостиный двор». Выглядело атмосферно!
Вечности мало
Было крайне интересно, чем же в этом году будут удивлять мастера декоративно-прикладного искусства, однако я дождалась окончания музыкального выступления, и уж после направилась к сувенирным рядам.
«Как же это все осмотреть?!» – подумала я, когда увидела, сколько мастеров участвует в фестивале. Порядка 150 человек – представляете!
Глаза разбегались, поэтому решила положиться на интуицию. Сразу стало проще. Ноги привели меня к Алле Викторовне, чья специализация – куклы-мотанки, древнейшие ритуальные изделия. В древности считалось, что такие куклы оберегают от болезней и прочих невзгод. Кстати, Алла Викторовна приехала к нам из Луганской Народной Республики, причем в этнофестивале участвует уже во второй раз.
Дальше мой взгляд привлекли тарелки, декорированные в стиле декупаж. Если позволите, скажу пару слов об этом виде декоративно-прикладного искусства. Декупаж – это техника декорирования предметов с помощью рисунка. Историки утверждают, что это искусство зародилось в XII веке, хотя бытует и другое мнение – что декупаж гораздо старше и еще до I века был перенят китайцами у восточных сибиряков. В России же эта техника стала популярна в начале XXI века.
Однако вернемся к нашей выставке. Мастер Светлана, чьи тарелки привлекли мое внимание, занимается декупажем уже 7 лет. Не знаю, много это или мало для постижения такого искусства… Мне бы, наверно, и вечности не хватило, чтобы научиться создавать такую красоту.
Из маминого сундука
Признаюсь, долго не отходила от тарелок Светланы, декупаж захватил меня всерьез. Но надо ведь и другим мастерам внимание уделить. Иду дальше. Вот раскладной столик, на котором пестреет вышивка. Удивительные работы, совершенно не похожие на те, которые я видела у других мастеров! И примечателен автор этих изделий – пожилой мужчина.
– Позвольте узнать, давно вы занимаетесь вышивкой? – спрашиваю у мастера.
– Вы еще не родились, когда фильмы о моем творчестве по всем донецким каналам показывали, – такой неожиданный ответ получила я от Игоря Михайловича. – Ровно 30 лет тому назад я стал вышивать в память о моей покойной маме. Она у меня отлично вышивала, но меня тогда это занятие не интересовало, а вот когда мама умерла… Как-то раз открыл я сундук, где хранились ее работы, и нашел там одну неоконченную. Решил это исправить, но не знал как. Помню, взял увеличительное стекло и увидел, что каждый шовчик – в миллиметр! Тогда я подумал: если я и буду создавать работы, то только так, как моя мама! И что же оказалось через 30 лет? Никто не вышивает так, как это делаю я.
Обойдя немало выставочных столов, я наконец остановилась возле крайне аппетитных изделий. Светлана Станиславовна, «пряничная фея» этого фестиваля, демонстрировала работы своих дочерей – Ирины и Юлии. Мы пообщались с кондитером, и представьте себе мое удивление, когда после нашего недолгого знакомства меня угостили двумя пряничками – зайчиком и цыпленком. Удачное завершение этнофестиваля «Гостиный двор»!
Автор Евгения ШУЛЬЦ. Фото автора