Непобедимый

Именно так называли советские газеты абсолютного чемпиона по гимнастике* Виктора Чукарина. Его дух и волю к жизни не смогли сломить даже концлагеря! Наш земляк стал первым в СССР абсолютным олимпийским чемпионом в 31 год, повторил это достижение в 35 лет и в 36 непобедимым ушел из большого спорта. Ему принадлежит до сих пор непобитый рекорд в многоборье, взятый еще в 1951 году – 118, 75 балла из 120 возможных.

 

Жизненный старт

Виктор Иванович Чукарин родился 9 ноября 1921 г. в  селе Красноармейское Донецкой области. В 1924 г. семья переехала в Мариуполь.  Мальчик увлекался спортом – футболом, плаванием, греблей. Начинал занятия гимнастикой в пыльном дворе на перекладине, сооруженной из ржавых труб. Рвение парнишки заметил учитель физкультуры Виталий Попович, позвал его в секцию. По окончании школы Виктор поступил сначала в металлургический техникум, а затем перевелся в Киевский техникум физической культуры. Именно там, в Киеве, в спортивном зале «Пищевик», произошло его знакомство с чемпионом страны Аджатом Ибадулаевым, которое стало для Чукарина определяющим в жизни. Гимнастика целиком завладела умом и сердцем 18-летнего юноши. Еще бы! Сам Ибадулаев предложил ему тренироваться вместе! 18-летний гимнаст впитывал знания, как губка, следовал наставлениям Ибадулаева неукоснительно, ежедневно тренировался, а в свободное время бегал, плавал и занимался греблей. В 1940 г., в Харькове, В. Чукарин получил звание «Мастер спорта СССР». Но двери в большой спорт помешала открыть война.

В начале Великой Отечественной войны Чукарин ушёл на фронт добровольцем. Воевал в артиллерийской части Юго-Западного фронта, обороняя Киев. Был ранен и контужен, попал в плен возле Полтавы. Затем начались долгие и тяжкие скитания по Украине, Эстонии, Польше и, наконец, Германии,– обычному по тому времени маршруту для пленных. Чукарина поместили в лагерь для военнопленных Зандбостель под номером 10491.

От концлагеря до Олимпиады

1941-42 годы были самыми трудными для советских узников: их содержали хуже других и намеренно стремились уничтожить. Люди умирали тысячами от голода и болезней. Даже в концлагере Виктор Чукарин старался поддерживать спортивный дух. Он наблюдал за тренировками немецких надзирателей, поскольку до войны гимнасты Германии были сильнейшими в мире, и старался запомнить их упражнения.

В конце войны часть заключённых лагеря Зандбостель вывезли на берег Балтийского моря и погрузили на баржу, предназначавшуюся для затопления.  Сложно  представить  состояние людей, запертых в трюме баржи, которую везут топить… Да, погибать всегда страшно, но уходить из жизни, пройдя все ужасы войны и плена, в мае сорок пятого было обидней и ужасней всего.

Но в тот самый момент, когда находившиеся в трюме обреченной баржи смертники уже стали прощаться, по  палубе застучали чьи-то шаги и зазвучала английская речь. И каково же было ликование отчаявшихся людей,  когда люки открылись, и они увидели спасших их английских моряков!

С тех пор Чукарин считал эту дату своим вторым днем рождения… «Я был такой худой и страшный, что даже родная мать признала меня, только нащупав на голове рубец, оставшийся с детства после падения со скирды», – вспоминал позднее Виктор Иванович.

После лагерей он весил всего 40 кг и не мог подтянуться больше двух раз. В гимнастику после войны он возвращался долго и трудно. Бесконечные допросы, отказы выдать побывавшему в плену и, соответственно, «неблагонадежному» человеку паспорт. Потом, уже с паспортом, он опоздал на вступительные экзамены сначала в Киевский институт физкультуры, а затем еще и во Львовский. В отчаянии сел на ступеньки лестницы, обхватив голову руками. Но чудеса случаются: мимо прошел ректор, знавший, как оказалось, Виктора еще до войны…

Благодаря ректору Виктора все-таки принимают в институт! Ослабленное тело не слушалось, мышц почти не осталось, Чукарин тренировался по ночам в холодном, остывшем зале, почти не спал – утром уже нужно быть на лекциях… Но он не пал духом.

На своем первом чемпионате страны он занял 12-е место. Человеку, почти четыре года прожившему в плену, уже это показалось бы счастьем. Но неслучайно Виктор – по-гречески «победитель». На протяжении шести лет он занимался по 3,5 часа ежедневно. В 1948 г. на чемпионате Украины в борьбе со своим кумиром Аджатом Ибадулаевым Виктор завоевал свое первое «золото».

Легенда советского спорта

Виктор становился чемпионом СССР в 1949, 1950, 1951, 1955 годах.  Кроме того, в 1951 году он поставил до сих пор не побитый рекорд в многоборье  —  118, 75 балла из 120 возможных. В 1952 году наши спортсмены начали готовиться к своей первой Олимпиаде в Хельсинки.

Все дни гимнастический зал «Мессухалли» был переполнен. После упражнений на перекладине советская команда занимала второе место. Впереди были лишь чемпионы предыдущих Игр – финны. Настал черед вольных. Вот как об этом рассказывает Валентин Муратов:

– Чукарин – настоящий многоборец: он был силен на коне, на брусьях, отлично выполнял опорный прыжок, но вольные упражнения давались ему непросто. Дело в том, что он был слишком грузным, у него была большая грудная клетка. Поэтому ему не хватало изящества и легкости. На тренировке он этот элемент – переворот боком – постоянно повторял, потом на разминке. Но на помосте ноги у него заплелись, и Виктор завалился, получив за выступление меньше 9 баллов…

Ошибка в вольных отбрасывает Чукарина в личном первенстве на четвертое место. Чтобы стать первым, нужно было обойти швейцарца Иозефа Штальдера и товарищей по команде – Муратова и Шагиняна – в четырех из пяти видов произвольной программы. И Чукарин делает это! Его махи на коне и второй опорный прыжок вызывают изумление у финской публики. Именно тогда один из немецких гимнастов сказал: «Геометрическую точность полета Чукарина над снарядом можно повторить только с помощью линейки и циркуля». Виктор стал первым в СССР абсолютным олимпийским чемпионом. Помимо «золота» в личном и командном первенствах, на коне и в опорном прыжке, Чукарин добывает «серебро» на брусьях и кольцах! Высокий, с великолепно развитой мускулатурой, Чукарин являл собою прямо-таки образец олимпийского спокойствия. Ни ошибки судей, ни отдельные сбои, ни сильные соперники, – ничто не могло вывести его из себя, и даже в бурлящем эмоциями зале он выступал так, словно никого не было вокруг.

По иронии судьбы на перроне в Москве встречали олимпийских чемпионов только несколько журналистов. И Виктор Чукарин вместе с  гимнасткой Ниной Бочаровой целый день простояли на Киевском вокзале в очереди за билетами во Львов и Киев…

Из Хельсинки Чукарин вернулся уже заслуженным мастером спорта. Однако это звание ничуть не расслабило скромного по натуре гимнаста. На своих любимых брусьях становился лучшим четыре раза подряд вплоть до Олимпиады в Мельбурне. Но до нее еще был чемпионат мира в Риме…

Накануне соревнований Чукарин повредил палец и травмировал кисть. На протяжении всего турнира он испытывал невыносимую боль. Но продолжал выходить на помост и стал абсолютным чемпионом мира — вместе с Валентином Муратовым.

Виктор – значит, победитель!

К Олимпиаде 1956 г. в австралийском Мельбурне 35-летний Виктор Чукарин залечил травмы и был готов подтвердить звание сильнейшего гимнаста планеты. Здесь развернулась ожесточенная борьба с набиравшими силу японскими гимнастами и их великолепным лидером Такаси Оно. Как и предполагали многие, лидерство почти сразу же захватил Оно. После того, как японец (который был моложе Чукарина на 10 лет), получил на брусьях 9,85 балла, уже никто не сомневался в его победе.


Последний номер программы — вольные упражнения. Чтобы опередить японца Такаси, Виктору нужно получить 9,55 балла. Сказать, что это много, значит не сказать ничего. Ведь до этого дня Чукарин не завоевал в вольных упражнениях ни одной медали. Как я уже писала, вольные были его слабым местом.

Замер Такаси Оно. Замерли партнеры по команде. Напряглись судьи. Казалось,  выступление Виктора Чукарина в ярко освещенном зале длилось целую вечность… Заключительный элемент – и вздох облегчения разносится по залу. Доволен и Виктор. Но как оценят Чукарина судьи?

9,55! Всегда невозмутимый и сдержанный Чукарин в этот раз бросился в объятия товарищей по команде. Он – двукратный абсолютный олимпийский чемпион! И это в 35 лет! «У этого человека невозможно выиграть. Просчеты действуют на него лишь как призыв к новым попыткам», –  сказал потрясенный Такаси Оно.

Новых попыток после Игр-56 больше не было. В 36 лет Чукарин ушел с помоста непобежденным. С его уходом гегемония сборной СССР в командных соревнованиях по гимнастике прервалась… В последующие годы Виктор Чукарин занимался судейской и тренерской работой. Много лет возглавлял кафедру гимнастики во Львовском институте физкультуры.

Виктор Чукарин со своей ученицей — Ларисой Латыниной

О его личной жизни известно мало. Был женат, имел двух дочек.

Виктор Иванович ушел из жизни 25 августа 1984 года в возрасте 62 лет. Известного гимнаста похоронили на Лычаковском кладбище, а его именем назвали одну из улиц Львова (в Мариуполе тоже есть улица Чукарина – прим.авт.)

Удивительно, что имя великого спортсмена некоторым образом объединило Восток Украины (где он родился) и Запад (где он умер). Все считают его своим и гордятся. Причем, Запад гордится настолько, что даже при страстном неприятии всего советского в Украине  и повальном переименовании, власти Львова пощадили улицу Чукарина.  Только надолго ли?

Подготовила Ксения СМИРНОВА

*Для справки — титул абсолютного чемпиона по гимнастике присваивается спортсмену, занявшему первое место в многоборье, выполнив на высоком уровне все дисциплины, в числе которых – вольные упражнения, конь, кольца, опорный прыжок, брусья и перекладина.

 

Print Friendly, PDF & Email

Похожие записи