Призвание – лечить детей

Бывают в медицине такие люди, которые не становятся врачами, а ими рождаются. Для которых избранная профессия – любимое дело всей жизни. Накануне Международного дня отоларинголога, который отмечается 29 сентября, мы пообщались с одним из таких специалистов, человеком, отдавшим лечению детей более тридцати лет своей профессиональной деятельности

Наш собеседник – заведующий детским отоларингологическим отделением Республиканской детской клинической больницы, внештатный детский отоларинголог Андрей Федоренко.

ЛЮБОВЬ С ДЕТСТВА

Его путь в медицину начался с семейных истоков. Андрей Евгеньевич – врач в третьем поколении. Вслед за своими родителями он продолжил семейную медицинскую династию. Его дедушка, Андрей Михайлович Ганичкин, был известным в Донецке медиком, в 1950-1960 годы – ректором Донецкого медицинского института, отец – врач-хирург, мама – акушер-гинеколог. А тетя – врач-отоларинголог. И, наверное, благодаря ей Андрей избрал именно это направление медицины.

– Видел, как работают мои родители, у нас в семье постоянно были разговоры о медицине, – рассказывает Андрей Евгеньевич. – Мой отец трудился очень много и кропотливо, отдавая себя всего работе. Это была полная самоотдача своей профессии. Но, к сожалению, хирургическая специальность не дает прибавление жизненных сил. Отец ушел из жизни в молодом возрасте: практически сразу после проведенной операции, он скончался у себя в кабинете. Мама по сей день работает врачом, правда уже несколько лет – рентгенологом. Именно у нее, решив связать свою жизнь с медициной, я учился крепости духа. Мама – житель блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

– Андрей Евгеньевич, то есть ваш выбор профессии был предопределен еще с детства?

– Да. С самого детства в другой профессии я себя не представлял. Поэтому, будучи еще школьником, пошел заниматься в народный университет «Юный медик» при Донецком медицинском университете. Там закладывались основы профессиональной ориентации. Мне повезло тогда застать настоящих корифеев медицины и пообщаться с ними, узнать много нового и интересного о своей специальности. С первого курса выбрал специализацию – детская отоларингология. На третьем курсе уже стал ходить на ночные дежурства в лор-отделение больницы им. Калинина. Потом была интернатура в Донецкой областной детской больнице. А после окончания учебы по распределению попал в городское детское лор-отделение ЦГКБ № 16 города Донецка. Там в течение года работал врачом: и в поликлинике, и в стационаре.

РАБОТА-МЕЧТА

– А потом как сложился ваш трудовой путь?

– Через некоторое время мне поступило предложение работать в Донецкой областной детской больнице, о которой всегда мечтал. Около 20 лет я был врачом в лор-отделении, а потом стал его заведующим. Сегодня в Республиканской детской клинической больнице работаю и как практикующий врач: веду прием детей, провожу операции. Ввиду того, что наша больница республиканского уровня, к нам поступают самые тяжелые больные. Наше лечебное учреждение является учебно-методической базой по подготовке выпускников Донецкого государственного медицинского университета, которые проходят специализацию в различных отделениях и в лор-отделении в том числе.

Хочется отметить, что у нас заложена добрая традиция бережного отношения к будущим специалистам. За короткий срок, в течение года, мы должны их научить многому, но самое главное – оказывать помощь больным детям. В этом году Министерство здравоохранения поставило перед нами задачу – наставничество для молодых врачей, которые приходят к нам работать. Таким образом, за опытным врачом «закрепляется» интерн, и в течение нескольких лет они тесно общаются, пока молодой специалист не почувствует себя уверенно. Учитывая, что в больнице много подразделений, с молодыми врачами проводят занятия и медики других специальностей.

Кроме этого, придя к нам, ребята общаются предварительно с врачом-психологом, который определяет психотип каждого из них, как будущего врача. Например, выясняется, что один может работать в операционной, другой – только в поликлинике. Такое психологическое тестирование – ноу-хау, которое мы внедрили в нашей больнице.  И благодаря этому молодые врачи начали себя чувствовать в чем-то увереннее, перестали бояться чего-то в своей профессии.

«КЛЮЧИКИ» К ДЕТЯМ

– Сложно ли работать с детьми? Что нужно для того, чтобы найти общий язык с ребенком?

– Мне нравится работать с детьми. Найти подход к ребенку – дело не простое. Но у меня есть свой секрет, «ключик» к каждому. С первых минут общения пытаюсь расположить малыша к себе тем, что общаюсь с ним на равных, как со взрослым. Например, стараюсь заинтересовать ребенка, найти какие-то темы для разговора с ним, чтобы он начал меня рассматривать, прислушиваться к моим вопросам. Иногда в разговоре с детьми, своими пациентами, пользуюсь известными афоризмами, словами из мультфильмов, сказок. Таким образом, я становлюсь им интересен, и мы быстро находим общий язык.

– Были ли случаи, когда дети вас боялись?

– Каждый человек в той или иной степени чего-то боится, а больницы тем более. Здоровье для нас – самая большая ценность, за которую мы опасаемся. И когда пациент, тем более маленький, видит сурового врача, его страх и опасение усугубляется. Чтобы убрать это ощущение, пытаюсь поговорить со своими больными на отвлеченные темы. Если ребенок, например, заходит с игрушкой, – каким-нибудь Фиксиком или куклой Лол, мой долг – спросить у него о ней. Так переключаю сознание ребенка на что-то более ему знакомое в жизни, чем незнакомое место в больнице и обстановка в кабинете врача.

Иногда приходится использовать и какие-то артистические способности для устранения неприятных ощущений. Ведь человека в большей степени пугает неизвестность. Поэтому лучше всего ребенку в повествовательной, спокойной, доступной форме объяснить, что с ним будет происходить. Возможно, даже сравнить ситуацию в кабинете врача с каким-то аналогом в жизни. Иногда, например, вижу – у моего пациента все колени сбитые. Наверное, с велосипеда или самоката упал. Спрашиваю: больно было? А потом убеждаю его, что то, что мы будем делать сейчас, не больнее, чем это падение. И дети, как правило, верят и понимают. Всегда говорю, что проведенная лор-процедура явно приносит малышу облегчение. Например, вытащили инородное тело из носа или уха, и дети должны понять, что это только им во благо.

– Андрей Евгеньевич, а каким должен быть хороший специалист-отоларинголог?

– Для хорошего специалиста нашей профессии важна сосредоточенность, умение быстро анализировать ситуацию, принимать важные решения, профессионально работать с инструментами. Но самое главное в профессии любого врача – призвание. Сегодня это редкое слово, но на самом деле такое качество очень ценно. Желание помочь людям, избавить их от болезни должно идти от души, быть смыслом жизни. Когда ребенку становится жить легче, когда он заходит ко мне радостный, и я вижу его счастливое лицо – это дорогого стоит для меня, как врача.

Автор Наталья ДЕДИЦКАЯ. Фото Валерия ЛУКИЧА

Print Friendly, PDF & Email

Голос Республики Официальное республиканское печатное издание. Выходит с 1 октября 2015 года. 2 выпуска в неделю. Объем 1 выпуска – 16 полос, 2 цветные. Публикует официальную информацию органов государственной власти Республики. Охват аудитории – Донецкая Народная Республика.

Похожие записи