Детский спектакль по-взрослому

В Донецком Республиканском академическом театре кукол прошел предпремьерный показ  музыкального спектакля-феерии «Спящая красавица».

Предпремьерный показ – это последняя возможность для артистов и создателей спектакля довести представление до совершенства, учесть все нюансы, оценить реакцию зрителей. На предпремьерный показ в Донецкий театр кукол, помимо работников культуры и журналистов,  были приглашены юные зрители из прифронтовых районов Республики.

Забегая вперед, хочется отметить, что представление удалось. Ребята, затаив дыхание, следили за событиями на сцене, сопереживали героям, радовались победе добра над злом.

Сюжет спектакля классический и знаком всем по сказке Шарля Перро. Королевство, феи, злая колдунья, укол иголкой, сон на сто лет, и в кульминации – принц на белом коне. Но эту старую историю артистам удалось показать абсолютно по-новому. Это и игра актеров, и профессиональные детально собранные куклы, и новая для Донецка технология использования специальных теневых кукол. Зретили несмотря на юный возраст, все представление не отрывали от сцены глаз.

Режиссером-постановщиком спектакля стал Борис Чернышев – режиссер Московского театра кукол, теней и актера «Отражение». Он не впервые работает с артистами Донецкого театра кукол. В прошлом году он уже поставил на донецкой сцене спектакль «Калинка-малинка», который получил отличные отзывы, как профессионалов, так и зрителей. Теперь – «Спящая красавица».

О том, как создавался спектакль, о театре и творчестве с режиссером побеседовал корреспондент «Макеевского рабочего ДНР».

— Борис Львович, как вы оцениваете реакцию публики? Спектакль удался?

— Я считаю, что работа выполнена на 99,99%, спектакль начинает жить тогда, когда приходит зритель. Когда в зале сидят профессиональные артисты, профессиональная публика, они оценивают представление со своей точки зрения. А вот когда целенаправленно приходит зритель, который оставил все свои дела ради спектакля, купил билет – это настоящая оценка проделанной работы.

— На что вы сегодня обращали особое внимание? Все-таки это первый показ.

— Для меня было очень важно ощущение звука спектакля. Что будет в ключевые моменты – шуршание бумажками или гробовая тишина? И вот эта тишина во время ключевых моментов для меня много значила.  Зритель сопереживал. Значит, вот эти тряпочки, деревяшки, папье-маше сложились в единый образ, ради которого зритель и приходит в театр кукол.

— Как вы считаете, дети из прифронтовых районов  — это какая-то особенная публика?

 — Когда мы ставили год назад «Калинку-малинку», я пробовал найти разницу между детской публикой из проблемных районов  и детьми, которые пришли по билетам. Этой разницы нет – дети открыты. Главное, чтобы взрослые им не мешали дальше открываться. Дети всегда открыты чуду, всегда хотят увидеть что-то новое. Для нас было очень важно найти грань между ощущением праздника и сопереживанием.

— И, как вы считаете, было сопереживание?

— Да, мы слышали и тишину, и овации. И именно в те моменты, как это и было задумано. Это значит, мы добились того, чего хотели. Эти моменты нас очень волновали. Как публика воспримет именно такой подход к материалу. И, похоже, мы попали в цель.

— Как создавался спектакль?

— Мы познакомились с Донецким театром кукол в Москве на театральном фестивале и на закрытии фестиваля показали двадцатиминутный фрагмент нашего спектакля «Калинка-малинка». Артисты этим вдохновились, им понравилось, они вернулись в Донецк, поделились впечатлениями, и родилась мысль сделать тут такой же спектакль.  Через год я приехал сюда с постановкой «Калинки-малинки». Спектакль прозвучал, получил хорошие отзывы, а на премьере я получил приглашение от главного режиссера театра Анатолия Петровича Поляка приехать сюда еще раз. И вот через год я предложил несколько пьес на выбор. Руководство театра выбрало «Спящую красавицу». И я начал писать пьесу. В нашем театре «Отражение» шел этот спектакль. Но он был совершенно иным. Здесь я создал другую атмосферу, другие отношения, и получилось то, что получилось.

— Да, зрелище получилось впечатляющее, артисты, куклы, компьютерная графика…

— Компьютерной графики не было. Эта компьютерная графика была изобретена 2000 лет назад в Китае. Это театр теней. Это тоже куклы. И сейчас прозвучал большой комплимент – значит, актеры все сделали чисто.  В Донецком театре никогда не было такой технологии. Были эпизодичные проекционные тени, а я предложил профессиональный  подход к этому делу. В мастерской не знали, как это сделать. Я взял своих кукол, снял фильм, как это все собирается, какие есть профессиональные секреты, как организовать специальную подсветку. Когда артисты впервые взяли в руки эти куклы – они не знали, как с ними работать. Здесь следует работать в плоскости, скользя по экрану, пользоваться специальной подсветкой сверху, через фильтр. Но постепенно все стало получаться.

— Где создавались куклы?

— Все куклы делались в мастерских Донецкого театра кукол.  Процесс мы начали еще в апреле. Была прислана пьеса, с моими пожеланиями художнику, композитору – что я хочу, каким я вижу спектакль. Началась работа. Мне присылали эскизы, мы их обсуждали, переделывали. Мне присылали гитарные проигрыши. Утвердил эскизы – начали делать кукол. Утвердил гитарные проигрыши – стали делать аранжировку.  И все постепенно начало складываться. Но работа по усовершенствованию шла до последнего момента. Даже в день перед премьерой в мастерских переделывались детали – тут нужно тросточку покороче,  а тут подлиннее. Все две недели, что мы репетировали, шла работа по совершенствованию деталей. А две недели – это очень короткие сроки. Артисты мобилизовали все свои усилия, мы репетировали с десяти утра до семи вечера, и результат вышел великолепным.

Традиционно считается, что кукольный спектакль для детей, но здесь всё действительно сделано по-взрослому…

— Когда мы начали репетировать, сели за стол. В первые минуты нашей работы я сказал: «Забудьте, что вы работаете в театре кукол и играете для детей. Играйте для взрослых. Убирайте кукольные голоса и играйте бытовую драму с элементами фэнтези. Если спектакль зацепит взрослых, он будет иметь успех и у детей. Если мы будем ориентироваться только на детей, мы все провалим».

— Есть в планах продолжение сотрудничества с Донецким театром кукол?

— Безусловно, но деталей я пока разглашать не буду.  Пусть для донецкого зрителя это станет сюрпризом.

Дмитрий ЖУДИНОВ

Print Friendly, PDF & Email

Макеевский рабочий Городская еженедельная газета. Выходит с 3 марта 2016 года. Объем – 24 полосы, 10 цветных, телепрограмма. Освещает события города Макеевки и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Макеевка и прилегающие территории, г. Донецк.

Похожие записи