НА СТРАЖЕ ПОРЯДКА

8 декабря 2015 года вступил в силу Закон Донецкой Народной Республики «О полиции», принятый Народным Советом Донецкой Народной Республики.

Настоящий закон определяет структуру, права и обязанности полиции ДНР по обеспечению защиты и безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. Закон содержит правовые основы, принципы деятельности, полномочия органов полиции Донецкой Народной Республики, а также перечень и порядок выполнения ими возложенных задач. Законом устанавливаются гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции Донецкой Народной Республики, граждан, уволенных со службы в полиции, и членов их семей.

Стоит обратить внимание на следующие статьи этого закона:

Статья 4 закона раскрывает основные задачи полиции, а именно:

1) защита личности, общества и государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, проведение расследований по уголовным делам, исполнение уголовных наказаний;
4) розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов за совершение преступлений, а также лиц, без вести пропавших, установление местонахождения лиц, утративших связь с родственниками, а также установление личности неизвестных лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний и т. п.
Глава 2 закрепляет принципы деятельности полиции, среди которых уважение прав и свобод личности, законность, гласность и публичность и др.
Глава 3 приводит исчерпывающий список обязанностей и прав полиции, подробное описание которых заслуживает отдельной статьи.
Более предметно, в силу важности для жителей Республики, следует остановиться на главе 4 «Применение полицией отдельных мер государственного принуждения».
Статья 14 закона говорит о процедуре задержания:
Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим законом и другими законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее – задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.
Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.
Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен законом.
Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством ДНР, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.
О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.
О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.
Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.
В полиции в порядке, определяемом государственным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется учет лиц, подвергнутых задержанию. Сведения о задержанных не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством ДНР.
О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.
Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.
Статья 15 затрагивает вопрос вхождения (проникновения) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории.
Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.
Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения против воли проживающих в них граждан иначе как на основании решения суда, а также в случаях и порядке, установленных настоящим законом и другими законами ДНР.
Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций в Донецкой Народной Республике), допускается в случаях и порядке, установленных законодательством ДНР, а также:
1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах, крупных производственных авариях, катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях и др.);
2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
3) для пресечения преступления;
4) для установления обстоятельств совершенного преступления или произошедшего несчастного случая в установленном законом порядке;
5) для задержания лица, объявленного в розыск за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудники полиции имеют право при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.
Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:
1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, а также сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;
2) при проникновении в жилое помещение против воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;
3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;
4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.
Глава 5 раскрывает порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия полицией ДНР. Непосредственно статья 19 раскрывает общий порядок применения вышеуказанного:
Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).
Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.
Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.
Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
О причинении гражданину телесных повреж-дений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина любым доступным способом.
Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, на которых в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.
В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).
Подробное применение каждого из силовых методов, а также основания для запрета на их применение, описывается в статьях 20–23 закона.
Глава 6 закона раскрывает правовое положение сотрудника полиции, его права и обязанности, особенности и требования для работы в органах и т. п.
Еще одна глава, на которую следует обратить внимание, – это глава 10 «Контроль и надзор за деятельностью полиции»
Государственный контроль деятельности полиции осуществляют Глава ДНР, Совет Министров в пределах полномочий, определяемых Конституцией и законодательством ДНР.
Общественные объединения граждан осуществляют общественный контроль деятельности полиции в соответствии с законодательством ДНР.
Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор ДНР и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными законодательством ДНР.
Действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного органа или органа местного самоуправления, общественного объединения, религиозной и иной организации могут быть обжалованы в вышестоящем органе или у вышестоящего должностного лица, в органах прокуратуры либо в суде.
Таким образом, Закон «О полиции» стал существенным прорывом в законодательной работе Народного Совета и весомым вкладом в становлении законности действий органов внутренних дел.

 

Print Friendly, PDF & Email

Похожие записи