Ленинградское зеркало Донбасса

«Россия, не бойся, мы с тобой» – литературно-музыкальная постановка под таким названием стала плодом творческого сотрудничества мастеров искусств Санкт-Петербурга и Донбасса. При поддержке Министерства культуры ДНР и содействии Русского Центра показ спектакля состоялся в ряде городов Республики, среди них – и Ясиноватая, где на сцене Дома науки и творчества и состоялось это действо.

В основу спектакля легли произведения современных донбасских авторов и стихи советских поэтов времён ленинградской блокады в исполнении актрисы Большого драматического театра имени Товстоногова Александры Куликовой и актёра Молодёжного театра на Фонтанке Бориса Драгилёва.

– Наша работа возникла в 2017 году как накопленная реакция на донбасские события последних лет. Её необычность в том, что мы сейчас будем рассказывать вам – о вас, текстами ваших, донбасских, авторов, – сказала, начиная выступление, Александра Куликова – автор идеи и сценария спектакля «Россия, не бойся, мы с тобой». – Для себя мы определили нашу работу как «ленинградское зеркало перед Донбассом».

Примечательно, что оба мастера сцены, и Александра, и Борис, в ходе спектакля называли себя не петербуржцами, а ленинградцами. Они, как рассказал зрителям Борис Драгилёв, не просто коренные жители города на Неве, а ещё и потомки, уже в третьем поколении, мужественных ленинградцев-блокадников, переживших ужасы обстрелов и голода в осаждённом фашистами города. Память о том страшном, но и героическом времени у молодых актёров живёт, можно сказать, на генетическом уровне. Поэтому всё, что переживает ныне народ Донбасса, вступивший в смертный бой с уже современной «фашистской силой тёмною», весь кошмар обстрелов и горечь утрат они восприняли как собственную боль и беду. И, конечно, не только они, но многие другие петербуржцы – ленинградцы. Так возникла идея спектакля…

– Когда мы побывали в Донбассе, в начале событий, и потом вернулись домой, друзья и знакомые спрашивали: «Ну что там, как там?» – вспоминает Борис. – Отвечаю им: «Ну как объяснить? Представьте – вот Московский проспект, по нему ездят машины, по тротуару ходят люди, во дворе дети играют. В общем, всё как всегда. Вот только… аэропорт Пулково разбомблен, а половины города Петродворец просто не существует…»

Да, много общего, роднящего нас с поколением ленинградцев эпохи Великой Отечественной войны, увидели и услышали зрители спектакля. Тема ленинградской блокады в стихотворениях Ольги Берггольц и Вадима Шефнера переплелась со злободневностью, отражённой в произведениях наших земляков, – Дмитрия Трибушного, Егора Воронова, Александра Савенкова, Владимира Скобцова, Алисы Фёдоровой, Тимура Хайрулина, Анны Долгарёвой. В их стихах – и не только в стихах, но и в прозе, в дневниковых записях, зафиксировавших и хронику обстрелов, и повседневность в разрушенных городских кварталах, вплоть до бытовых сценок и услышанных на улицах разговоров – перед нами вновь ожили события 2014-2015 годов. До боли, до дрожи вспомнились и опустевшие улицы, и разрушения, и подвалы, и город без воды, тепла и света, и самое страшное – гибель людей.

С художественным словом, звучавшим из уст актёров, единую композицию постановки составили музыка и вокал, написанные специально для этого спектакля петербургским композитором Елизаветой Панченко, в исполнении камерного оркестра «Виола» Донецкой государственной филармонии под управлением Валерии Путри, вокалистов Анны Братусь и Дмитрия Хотеева. Особенный колорит музыке придали партии гуслей (Анастасия Фомина, Санкт-Петербург) и органа (Светлана Ольховиченко, Горловка). Всё это вместе составило неповторимый колорит, придающий спектаклю особый накал и экспрессию.

Не ошибусь, если скажу: никто из сидящих в зрительном зале не остался равнодушным. Общее мнение выразила управляющий делами администрации города Анна Бондарь, которая по окончании спектакля сердечно поблагодарила артистов от имени главы города Дмитрия Шевченко и всех зрителей, а также вручила участникам спектакля благодарности администрации города и памятные сувениры:

– Каждый из нас задумался о том, что нам довелось пережить. По притихшим людям я видела это. И сама вспоминала самые страшные минуты войны…

Действительно, этот спектакль послужил для нас, тех, кто его посмотрел, хорошей душевной встряской. Он заставил с новой, обострённой силой задуматься о том, за что и против чего мы с вами поднялись весной 2014 года, ещё и ещё раз дать оценку всему происходящему, новыми глазами посмотреть на самих себя, на своё место в жизни. И, может быть, вспомнить о Боге. В одном из рассказов в форме дневниковой записи Дмитрий Трибушный рассказывает, как со случайным собеседником на улице города почему-то завязался разговор о вере, о Боге. И далее: «…начался обстрел. Мы с этим человеком добежали до ближайшего подъезда и там переждали. В это время снаряд упал где-то недалеко. Я ему говорю: «Надо скорее в укрытие». Он мне: «Подождите, мы же с вами не договорили о Боге…» Так, может быть, есть смысл поговорить о Боге сейчас, пока не начался новый обстрел?

И ещё: почему у спектакля такое название – «Россия, не бойся, мы с тобой»? Оказывается, в 90-х годах плакат с таким, на первый взгляд, несколько странным содержанием, держали жители одного из сербских городов, проводивших акцию протеста против НАТОвских бомбардировок. Очевидно, братья-сербы хотели сказать: не бойся за нас, братский русский православный народ, – мы не струсим, не сломаемся, не сдадимся! Мы с уверенностью можем повторить эти слова, и доказываем это уже шестой год. И Россия об этом знает.

– Этот спектакль мы показываем и в России, и он вызывает совершенно потрясающее впечатление, – говорит Александра Куликова. – Люди выходят заплаканные. Самое сильное понимание того, что мы делаем правильное дело, возникает, когда после выступления ко мне подходят люди и спрашивают: «Чем мы можем помочь Донбассу?»…

Вячеслав СЕРГЕЕВ

Print Friendly, PDF & Email

Похожие записи