«Настоящий, живой фольклор»
Фольклорный ансамбль «Жива» «Республиканского дома народного творчества и кино» стал лауреатом Открытого музыкального фолк-фестиваля-конкурса фольклорных коллективов и фолк-групп «Зарайская слобода – 2019», который проходил в Московской области. Вашему вниманию – интервью с руководителем коллектива Анной Белёвкиной
От джаза – к фольклору
– Анна Алексеевна, расскажите, как появился ансамбль «Жива»?
– Я бывшая студентка Донецкого училища культуры и фольклорного отделения Харьковской академии культуры. За годы учебы, повидав много фолк-групп, я загорелась идеей создать свою. Пятнадцать лет пела в джазовом коллективе. Но на самом деле у джаза и фольклора много общего. Работая после учебы в ДК имени Т. Г. Шевченко, я создала фольклорную шоу-группу «Юнона». С началом войны, когда многие разъехались, коллектив распался. Будучи преподавателем в Донецком колледже культуры, я работала с учебным фольклорным ансамблем, который назывался «Живана». В 2018 году мы выступали на фестивале «Узорочье», а через некоторое время я стала сотрудницей Дома народного творчества и кино. Здесь и появился мой новый коллектив – «Жива».
– Нынешний состав вашего ансамбля – это…
– Участники от 18 до 40 лет: Ольга Хамитова (первое сопрано), Юлия Бабаева (альт, духовые инструменты), Маргарита Булгакова (второй альт, барабаны), Ольга Еременко (шумовые инструменты), Анастасия Рудометкина (сопрано), Эля Степанцова (средний голос, шумовые инструменты) и Анна Подгорная (альт).
– Вы ведь тоже поете?
– Да, и играю на разных инструментах.
– Какие инструменты коллектив использует в своем творчестве?
– За год нашего существования у нас уже, можно сказать, появился музей музыкальных инструментов. Некоторые из них нам дарили, какие-то мы покупали, а некоторые и сами делаем – например, из тростника, глины, дерева. Это инструменты разных стран и народов: русские, украинские, перуанские, африканские, бразильские, ирландские, португальские, такие как сопилка, вистл, варган, трещотка, гусли, кахон, джембе, кувиклы, уду, тамбурин, танк-драм (тональный лепестковый барабан). В нашей музыке основную ритмическую задачу выполняют кахон и джембе – инструменты перуанского и африканского происхождения.
– Значит, ударные в вашем направлении особенно важны?
– Еще издавна, во время пляски, русский народ бросал на землю ворота и на них выбивали ритм. У нас, например, есть песни, в которых мы используем только бубен, тамбурин. А если это плясовая и ворот нет, то играем на барабанах.
Творческие экспедиции
– Как вы формируете репертуар?
– В нашем репертуаре – русские народные песни, песни Донецкого региона и написанные нами. Донбасс – особенное, своеобразное место в плане музыки. Наших песен ни на Украине, ни в России не знают. Их особенность и необычность – в традициях, в гармонии. К счастью, в наших краях есть носители фольклора, с которыми мы общаемся, когда ездим в экспедиции по различным городам и селам. Приезжая в то или иное место, мы вживую соприкасаемся с народными традициями, слушаем песни, записываем их, а потом на базе этого материала формируем свой репертуар.
– Кто вам поет эти песни?
– В основном женщины пожилого возраста, ведь они больше, чем кто-либо другой, знакомы с таким творчеством. Бывает, что и музыкальные семьи встречаются, в которых поют все, от мала до велика. Создавая свой репертуар, мы работаем по календарю, то есть поем календарно-обрядовые песни: колядки, щедровки, веснянки, масленичные, троицкие, купальские, жневные, свадебные. Кроме того, сами пишем музыку и слова.
Музыка на природе
– Расскажите о фестивале в Московской области. Что вас там впечатлило?
– Открытый музыкальный фолк-фестиваль-конкурс фольклорных коллективов и фолк-групп «Зарайская слобода – 2019» проходил в деревне Карманово Зарайского района Московской области. Наша поездка была организована при содействии Русского центра и Министерства культуры ДНР. Первый тур проводился заочно. Отправив свои песни на конкурс по Интернету, мы в числе 23 творческих коллективов из разных городов России прошли во второй тур. Впечатлило многое. Например, полное единение с природой – там очень красивые, колоритные места. Мы жили рядом с заповедником, на берегу реки, в палатках, пели на сцене, сделанной из деревянных срубов, и все вокруг в течение трех дней ходили там с утра до вечера в русских костюмах. Это было идеальное место для такой музыки, ведь на самом деле фольклор лучше всего слушается на природе. Мы и участвовали в конкурсе, и пели на свободной малой сцене, и выступали как победители на гала-концерте. Интересно было послушать приглашенных гостей: ансамбль «Берка» (Венгрия), фолк-группу «Партизан FM» (Москва), группу «Отава Ё» (Санкт-Петербург), этно-трио «Троица» (Беларусь). В рамках фестиваля проходила ярмарка декоративно-прикладного искусства и ряд мастер-классов, где можно было научиться играть на духовых и струнных инструментах – например, балалайке, – освоить гончарное ремесло, разучить хороводы, парные бытовые танцы, приобрести музыкальные инструменты и многое другое.
– Что вы исполняли на конкурсе?
– Песни «Уж ты пташечка полевая», «Кувала зозуля», «Лен, мой лен» и «Вол бушує». На фестивале мы удивили всех своими инструментами – на подобных никто не играл. На следующий год нас, как победителей, пригласили туда снова, будем выступать на гала-концерте.
– А что в ближайших творческих планах?
– Уже давно у нас есть мечта – попасть на Всероссийский конкурс исполнителей народной песни имени Надежды Плевицкой, который проходит в селе Винниково Курской области. У нас и репертуар для исполнения готов. Надеемся, что наша мечта осуществится.
Автор Милена СЕДОВА. Фото Валерия ЛУКИЧА
Максим Романовский, генеральный директор Республиканского дома народного творчества и кино:
– Впервые с коллективом я познакомился год назад, в Донецке, на фестивале декоративно-прикладного изобразительного искусства «Узорочье». Тогда они назывались «Живана» и работали на базе Донецкого колледжа культуры и искусств. Для меня большая честь и гордость, что сегодня этот ансамбль работает у нас. Таких уникальных фольклорных коллективов за последние годы ни в городе, ни в Донбассе я не помню. То, чем занимается «Жива», – это аутентичное исполнение песен в старинном стиле, настоящий, живой фольклор. Их музыка, сохраняя свои древние корни, звучит по-современному. В этом и есть ценность. Я очень горжусь их победой на фольклорном фестивале в России – это большой успех. Думаю, что у ансамбля большое творческое будущее.
СПРАВКА
- Надежда Плевицкая – уроженка села Винниково Курской губернии, русская певица (меццо-сопрано), исполнительница русских народных песен и романсов. По преданию, император Николай II называл ее «курским соловьем»
- Танк-драм – ударный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических полусфер. Обычно музыкант располагает его на коленях
- Джембе – барабан, являющийся традиционным инструментом Западной Африки, первое упоминание о котором относится к XIII веку. По своей форме инструмент напоминает кубок с открытым низом. Сегодня джембе делают из небольших кусочков в виде полос, которые склеиваются между собой. В качестве материала для мембраны служат шкуры антилоп, коз, оленей, зебр, телят (причем строго женского пола).