Из партийных работников в партизаны

Горловские подпольщики развернули широкую политическую работу среди населения. Наряду с распространением газет и листовок они проводили устные беседы с населением.

Нередко подпольщики умело использовали печать оккупантов. Особенно искусно это получалось у В.Я.Орехова, действовавшего среди рабочих станции Никитовка и шахты №8. Он выдавал себя за неграмотного старика, отсидевшего три года в тюрьме и поэтому обиженного на Советскую власть. У оккупантов он был вне подозрений. Орехов заранее прочитывал фашистские газеты “Голос Донбасса” и “Новая жизнь”, готовил информацию, разоблачавшую вражескую пропаганду. Вместе с немцем, квартировавшим в доме, где он жил, слушал немецкие радиопередачи на русском и украинском языках, подбирал необходимые для бесед официальные факты. После этого подпольщик поручал кому-либо из рабочих читать вслух фашистские газеты, а сам выступал в роли безобидного комментатора, используя факты из этих же газет и передач фашистского радио. Внешне все выглядело благопристойно. Но искусные комментарии и реплики В.Я.Орехова придавали читкам антифашистскую направленность. Они пользовались большой популярностью у рабочих. Довольно было и фашистское начальство, наблюдая такое “внимание” рабочих к печати оккупантов.

Присмотревшись к людям, В.Я.Орехов стал распространять среди них листовки, а более надежных вовлекать в подпольную деятельность. Вскоре вокруг него сплотилась группа патриотов (Г.И.Проценко, В.Лунев, Д.Гавриченко, Е.Чуприна и другие), которая помогала ему вести агитационную работу, мобилизовывать рабочих и шахтеров на саботаж мероприятий оккупантов.

Большую агитационную работу проводили подпольные комсомольско-молодежные организации. Они распространяли доставлявшиеся из политотдела 74-й дивизии Красной Армии листовки и брошюры, в частности листовки с сообщением о разгроме под Ростовом группы Клейста, с нотой Советского правительства по поводу зверств оккупантов в отношении советских военнопленных. Комсомольцы-подпольщики слушали по радио сводки Совинформбюро и использовали их для составления своих листовок.

По поручению С.Н.Щетинина коммунисты М.М.Стогнев и М.Ф.Стогнева, создав вокруг себя актив, проводили агитационную работу на заводе им. Кирова, в рабочем поселке Алексеевка, в Енакиевском районе.

Политическая работа подпольщиков с самого начала приобрела высокую эффективность. В условиях Донбасса важнейшей задачей народной борьбы с захватчиками являлся срыв их попыток использовать его природные богатства и промышленность для нужд гитлеровской армии. Здесь на первый план выдвигался массовый саботаж работ на заводах, шахтах и транспорте. И трудящиеся активно откликались на призывы подпольщиков. Саботаж сразу же приобрел массовый характер. Шахты, машиностроительный, металлургический, азотнотуковый и химический заводы в Горловке и Енакиево не работали. А там, где гитлеровцам удавалось силой загонять рабочих на предприятия, работы велись для вида. Горловка не давала угля оккупантам. Дело дошло до того, что они вынуждены были завозить его сюда из других мест.

Эффективность массового саботажа усиливалась диверсиями подпольщиков. К этой деятельности привлекались помимо подпольщиков проверенные патриоты, не состоявшие в подпольных организациях. Уже в первые месяцы вражеской оккупации парторганизации Горловского района помогало не менее 30 активистов. Для ведения боевой работы, диверсий на шахтах и предприятиях Горловки подпольным горкомом была создана специальная диверсионная группа. Командиром ее горком назначил бывшего председателя завкома азотнотукового завода коммуниста А.С.Сотникова, комиссаром — бывшего главного механика шахты им. Румянцева коммуниста А.П. Клубука.

Первая диверсия была совершена на вещевой базе итальянской части. На базу поступало зимнее обмундирование для фронтовых частей. Изучив порядок охраны, подпольщики в момент, когда часовой отлучился, забросили в помещение базы взрывчатку с зажженным бикфордовым шнуром. Пока шнур горел, подпольщики успели скрыться. Взрыв вызвал пожар, который быстро распространился по всему складу. В результате база сгорела.

Затем была подожжена казарма итальянских солдат, помещавшаяся в здании школы на Пролетарском проспекте. Воспользовавшись тем, что итальянцы для уборки казармы привлекали местных жителей, подпольщики под видом уборщиков проникли в здание и оставили там бутылку с самовоспламеняющейся жидкостью. Пожар произошел ночью. Солдаты выбежали из казармы в нижнем белье.

В связи с близостью фронта в задачу группы входило также нарушение управления вражескими войсками, уничтожение складов, баз, гаражей и других учреждений оккупантов, связанных с обслуживанием фронтовых частей. Ободренные первыми успехами, подпольщики усилили удары по врагу. Они заминировали гараж, где стояли итальянские автомашины. Взрывом были уничтожены все находившиеся в гараже машины и 25 итальянских солдат-шоферов. По заданию С.Н.Щетинина в ноябре 1941 года группа комсомольцев во главе с секретарем никитовской подпольной комсомольской организации Н.Литвиновым сожгла склад военного имущества в здании школы №41 на шахте им. Румянцева. База усиленно охранялась, но подпольщики сумели с помощью рабочих запрятать среди тюков самовоспламеняющееся вещество. Ночью начался огромный пожар. Сгорело много военного и медицинского имущества, погибла охрана.

При этом сказать, что все у партизан и подпольщиков Донбасса ладилось и проходило успешно, конечно же, нельзя. Множество подпольных горкомов и райкомов были рассекречены и уничтожены нацистами. Нередкими были случаи предательства и доносов.

Так, в марте 1943 года по доносу предателей были расстреляны члены молодежной организации в селе Степано-Крынка; в июне разгромлена молодежная группа “Мыкола” в селе Петропавловка (Амвросиевский район); в августе, также по доносу местных жителей, были расстреляны 13 мужчин — жителей села Александринки Волновахского (Ольгинского) района, которые вели подпольную борьбу с фашистами. В городе Сталино 3–4 сентября (то есть перед самым приходом советских войск) расстреливали подпольщиков на территории бывшего кирпичного завода. 24 июня 1943 года фашисты казнили 37 членов комсомольско-молодежного подполья городов Красноармейск и Новоэкономическое.

Провалы были не случайны, уж очень плотная сеть контрразведывательных и карательных служб была у оккупантов: гестапо, СД, полевая служба безопасности, полиция — как немецкая, так и украинская, — разведывательная сеть информаторов: десятники, пятидесятники, сотские, коменданты кварталов, старшие улиц и старосты, многочисленные тайные осведомители. По самым скромным подсчетам, только в Сталино было 15 полицейских (районных) участков, в каждом из которых служило по несколько десятков полицейских, в основном из местных жителей, которые были наиболее опасными врагами подпольщиков, так как хорошо владели ситуацией.

К сожалению, до сих пор точное количество всех погибших партизан и подпольщиков на территории области неизвестно. В то же время отмечались случаи вооруженных выступлений местных жителей, преимущественно при подходе войск Красной армии. Например, в феврале 1943 года при прорыве частями подвижной группы в районе города Доброполья к ним присоединились вооруженные местные жители, которые приняли активное участие в боях. В Красноармейске в этот же период плечом к плечу с кантемировцами сражались 600 местных жителей-добровольцев. Вооруженные выступления были и в других населенных пунктах: Красноармейске, Селидово, Славянске, Амвросиевке, Сталино. В основном они происходили в момент отступления немцев, благодаря чему было спасено от уничтожения командами факельщиков большое количество различных объектов.

В период с 1944 по 1980 год проводилась определенная работа по установлению фамилий погибших партизан и подпольщиков. По правилам тех лет получить статус участника партизанско-подпольного движения было крайне сложно, если фамилии человека не было в списках, утвержденных партийными органами (прежде всего райкомами и горкомами). Всего, по данным областного архива, на конец 1980 года числилось: в городе Сталино — за 1941 год 226 человек, 1942 год — 224 человека, 1943 год — 305 человек участников подполья, всего — 755 человек. Награждено правительственными наградами 179 человек.

Print Friendly, PDF & Email

Похожие записи