Как правильно обращаться в госорганы
Практически все мы хотя бы раз в жизни обращались в различные органы власти с жалобами или просьбами. Те, кто уже имеет подобный опыт, знают: от того, насколько правильно составлено обращение, зависит эффективность решения проблемы.
Чиновники обязаны рассмотреть заявление в установленные законом сроки. Об этом говорится в Законе ДНР «Об обращениях граждан» от 20.02.2015 г., в котором в обязанности государственной власти вменяется «защита прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка». В соответствии со ст. 4 данного документа, «граждане имеют право обращаться… в государственные органы, органы местного самоуправления, средства массовой информации, в учреждения и организации, … и к их должностным лицам».
Куда обращаться
Прежде чем обратиться в тот или иной орган власти или организацию, необходимо определиться, какой результат вы хотите получить. Каждый орган власти или должностное лицо могут рассматривать ограниченный круг вопросов, находящихся в их компетенции. Чтобы спустя месяц вы не получили ответ о том, что обратились не по адресу, необходимо заранее выяснить, уполномочен ли данный орган власти или организация решать подобные проблемы. Узнать об этом можно либо в приемной, либо в профильном законе, либо предварительно проконсультировавшись у юриста.
Например, если ваш вопрос связан с ненадлежащим исполнением госорганом или должностным лицом возложенных на них обязанностей, обращение следует направлять в органы прокуратуры. Скажем, в больнице у вас требовали оплату за какие-либо услуги, вы пожаловались на данный факт главному врачу, но он не отреагировал на ваше обращение. Отправляйтесь в прокуратуру и пишите заявление. Прокурор в установленном законом порядке обязан будет предпринять меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения (предусмотрено положением статьи 11 Закона ДНР «О прокуратуре»). Кстати, решение, принятое прокурором, не является препятствием для вашего обращения в суд.
Подготовка обращения
Обращаться в государственные органы можно как устно, так и письменно. Однако мы настоятельно рекомендуем делать это в письменном виде, так как устные ответы не имеют никакого юридического значения и нигде не могут быть использованы. В самом заявлении необходимо указать официальное название и точный адрес организации или госоргана, куда вы обращаетесь, либо должность лица, которому оно направляется. Не забудьте написать свой адрес и телефон, иначе рискуете не получить ответ. Кратко, последовательно и понятно изложите свою проблему, ссылаясь на документы, имеющиеся у вас на руках (если, конечно, таковые имеются), а в конце заявления поставьте дату и подпись. Текст лучше напечатать, при отсутствии такой возможности, он может быть написан от руки, но обязательно разборчивым почерком и на официальном языке: в ДНР это русский и украинский. Если ваше заявление будет нечитабельно, на него не смогут ответить. При этом вам обязаны сообщить о том, что текст заявления не поддается прочтению, правда, это делается лишь в том случае, когда ваш почтовый адрес и фамилия написаны разборчиво.
Отправка обращения
Обращение можно подать двумя способами: лично сдав в канцелярию или отправив почтой. Если вы хотите лично подать заявление, составьте его в двух экземплярах, отнесите в приемную (канцелярию) соответствующего органа власти или организации, попросив там отметить на втором экземпляре документа, который вы оставите у себя, дату приема обращения, подпись лица, принявшего его, и входящий номер. Если в канцелярии отказываются принять ваше обращение или вы не можете лично отнести его, отправляйте его через сайт либо по почте заказным письмом с уведомлением. У большинства государственных органов есть официальные сайты, через которые вы можете переслать свое заявление. Плюсы этого способа очевидны — это экономия времени и отсутствие необходимости общаться с не всегда вежливыми работниками канцелярии. Но тут есть и недостатки. Во-первых, объем обращения будет ограничен требованиями, установленными на сайте. Во-вторых, вы, скорее всего, не сможете приложить дополнительные материалы (фотографии, скан-копии документов и т.п.). Заказное письмо с уведомлением, отправленное почтой, слегка отсрочит дату подачи вашего заявления, но зато на руках у вас будет документ, подтверждающий дату и факт получения заявления адресатом. Кроме того, вы можете вложить в конверт все необходимые копии документов. Ни в коем случае не отправляйте их оригиналы — они вам пригодятся, если придется отстаивать свои права в суде.
Ответ на обращение
Согласно статье 15 Закона ДНР «Об обращениях граждан» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или в адрес должностного лица, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации данного заявления. В исключительных случаях общий срок рассмотрения вопроса не может превышать сорока пяти дней. Не получив в эти сроки ответ, начинайте разбираться, в чем причина: в отсутствии обратного адреса, в плохом почерке или путанном и бессодержательном изложении. Последнее вы можете проверить, зачитав текст объявления родным или знакомым, не рассказывая им предварительно о сути вашей проблемы.
Владимир БАДЕНКО, юридическая компания «Коллегия адвокатов Донбасса»
__________________________________________
Опубликовано в Харцызской городской газете «Родина» № 3 (9827) 28 января – 3 февраля 2016 года