Как правильно обращаться в госорганы

Практически все мы хотя бы раз в жизни обраща­лись в различные орга­ны власти с жалобами или просьбами. Те, кто уже имеет подобный опыт, знают: от того, насколько правильно составлено об­ращение, зависит эффек­тивность решения про­блемы.
Чиновники обязаны рассмо­треть заявление в установленные законом сроки. Об этом говорит­ся в Законе ДНР «Об обращени­ях граждан» от 20.02.2015 г., в котором в обязанности государ­ственной власти вменяется «за­щита прав и свобод, законных интересов человека и граждани­на, укрепление законности и пра­вопорядка». В соответствии со ст. 4 данного документа, «граж­дане имеют право обращаться… в государственные органы, ор­ганы местного самоуправления, средства массовой информации, в учреждения и организации, … и к их должностным лицам».
 

Woman Writing a Letter --- Image by © Bloomimage/Corbis

Куда обращаться
Прежде чем обратиться в тот или иной орган власти или орга­низацию, необходимо опреде­литься, какой результат вы хоти­те получить. Каждый орган вла­сти или должностное лицо мо­гут рассматривать ограниченный круг вопросов, находящихся в их компетенции. Чтобы спустя ме­сяц вы не получили ответ о том, что обратились не по адресу, необходимо заранее выяснить, уполномочен ли данный орган власти или организация решать подобные проблемы. Узнать об этом можно либо в приемной, либо в профильном законе, либо предварительно проконсульти­ровавшись у юриста.
Например, если ваш вопрос связан с ненадлежащим исполне­нием госорганом или должност­ным лицом возложенных на них обязанностей, обращение следу­ет направлять в органы прокура­туры. Скажем, в больнице у вас требовали оплату за какие-либо услуги, вы пожаловались на дан­ный факт главному врачу, но он не отреагировал на ваше обра­щение. Отправляйтесь в проку­ратуру и пишите заявление. Про­курор в установленном законом порядке обязан будет предпри­нять меры по привлечению к от­ветственности лиц, совершивших правонарушения (предусмотре­но положением статьи 11 Закона ДНР «О прокуратуре»). Кстати, решение, принятое прокурором, не является препятствием для ва­шего обращения в суд.

Подготовка обращения
Обращаться в государствен­ные органы можно как устно, так и письменно. Однако мы на­стоятельно рекомендуем делать это в письменном виде, так как устные ответы не имеют никако­го юридического значения и ни­где не могут быть использованы. В самом заявлении необходимо указать официальное название и точный адрес организации или госоргана, куда вы обращаетесь, либо должность лица, которому оно направляется. Не забудьте написать свой адрес и телефон, иначе рискуете не получить от­вет. Кратко, последовательно и понятно изложите свою пробле­му, ссылаясь на документы, име­ющиеся у вас на руках (если, ко­нечно, таковые имеются), а в конце заявления поставьте дату и подпись. Текст лучше напеча­тать, при отсутствии такой воз­можности, он может быть напи­сан от руки, но обязательно раз­борчивым почерком и на офици­альном языке: в ДНР это русский и украинский. Если ваше заявле­ние будет нечитабельно, на него не смогут ответить. При этом вам обязаны сообщить о том, что текст заявления не поддается прочтению, правда, это делается лишь в том случае, когда ваш по­чтовый адрес и фамилия написа­ны разборчиво.

Отправка обращения
Обращение можно подать дву­мя способами: лично сдав в кан­целярию или отправив почтой. Если вы хотите лично подать за­явление, составьте его в двух эк­земплярах, отнесите в приемную (канцелярию) соответствующего органа власти или организации, попросив там отметить на втором экземпляре документа, который вы оставите у себя, дату приема обращения, подпись лица, при­нявшего его, и входящий номер. Если в канцелярии отказываются принять ваше обращение или вы не можете лично отнести его, от­правляйте его через сайт либо по почте заказным письмом с уве­домлением. У большинства госу­дарственных органов есть офи­циальные сайты, через которые вы можете переслать свое заяв­ление. Плюсы этого способа оче­видны — это экономия времени и отсутствие необходимости об­щаться с не всегда вежливыми работниками канцелярии. Но тут есть и недостатки. Во-первых, объем обращения будет ограни­чен требованиями, установлен­ными на сайте. Во-вторых, вы, скорее всего, не сможете прило­жить дополнительные материа­лы (фотографии, скан-копии до­кументов и т.п.). Заказное пись­мо с уведомлением, отправ­ленное почтой, слегка отсро­чит дату подачи вашего заявле­ния, но зато на руках у вас бу­дет документ, подтверждающий дату и факт получения заявления адресатом. Кроме того, вы мо­жете вложить в конверт все не­обходимые копии документов. Ни в коем случае не отправляйте их оригиналы — они вам приго­дятся, если придется отстаивать свои права в суде.

Ответ на обращение
Согласно статье 15 Закона ДНР «Об обращениях граждан» пись­менное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или в адрес должностного лица, рас­сматривается в течение 30 дней со дня регистрации данного заяв­ления. В исключительных случаях общий срок рассмотрения вопро­са не может превышать сорока пяти дней. Не получив в эти сро­ки ответ, начинайте разбираться, в чем причина: в отсутствии об­ратного адреса, в плохом почерке или путанном и бессодержатель­ном изложении. Последнее вы можете проверить, зачитав текст объявления родным или знако­мым, не рассказывая им предва­рительно о сути вашей проблемы.

Владимир БАДЕНКО, юридическая компания «Коллегия адвокатов Донбасса»

 

__________________________________________

Опубликовано в Харцызской городской газете «Родина» № 3 (9827) 28 января – 3 февраля 2016 года

 

 

Print Friendly, PDF & Email

Похожие записи