Звенящая глина, крылатые вазы

Наталью Фоменко отличают не только прекрасный вкус и мастерство, но и стремление непременно создавать нечто новое – уникальное и неповторимое, способное удивить окружающих. Работает Наталья не в самой простой технике и не с самым послушным материалом, но разве это может остановить поистине увлеченного человека?

С творчеством по жизни

– Наталья, я видела множество ваших работ и должна заметить, что у вас широкий спектр деятельности. Расскажите подробнее, чем занимаетесь?

– Вы знаете, всем по чуть-чуть, но больше времени сейчас уделяю работе с керамикой.

– С каким материалом работаете?

– У меня есть шамот, из этого материала получаются более крупные скульптуры. Также работаю с фарфором – в основном делаю посуду – и, конечно же, с глиной.

– С каким материалом удобнее работать?

– С шамотом. Он фактурный, меньше трескается, лучше ведет себя в обжиге, сушке. С фарфором намного сложнее, а с глиной – свои нюансы.

– У вас есть своя студия?

– Нет. Моя мастерская находится дома. Приходите на экскурсию!

– Как давно вы начали заниматься творчеством?

– Я еще с детства рисовала, лепила, что-то вырезала, даже конструкторы любила.

– А когда в вашей жизни появилась керамика?

– Совершенно случайно. После окончания училища пришлось искать работу, и первым местом, в которое я зашла, была керамическая мастерская. Там и осталась. Взяли меня художником-оформителем, до этого я не работала в подобной сфере.

– В какой момент ваше увлечение переросло в образ жизни?

– Оно не перерастало, а всегда было со мной. Благодаря моей тете я где-то с 12 лет увлеклась росписью по дереву, и достаточно долгий период времени это занятие было моей подработкой.

– Вы у кого-то брали уроки?

– Я больше обучалась самостоятельно. После керамического цеха стала учиться в ДИСО (Донецкий институт социального образования. – Прим. авт.), там были мои первые уроки.

Идеи летают в воздухе

– Когда начинается процесс создания скульптуры, вы всегда знаете, какой она выйдет?

– Не всегда. Идея появляется, ты ее вынашиваешь, обдумываешь, но не факт, что сделаешь именно то, что планировал. Часто идеи летают в воздухе, а мы их только ловим на разных концах света.

– На заказ делаете работы?

– Конечно, делаю. Только очень мало людей нынче заказывают…

– А вам проще делать композицию на заказ или же придумывать самой?

– Конечно, проще, когда придумываешь самостоятельно. Хорошо, когда тебе заказывают и предоставляют свободу действий, то есть относятся к тебе как к художнику.

– Это основой род вашей деятельности?

– Последние пять лет – да. Где-то в 2012-м – точно уже не помню – я купила себе печь для обжига (до этого в училище обжигала), и, как говорится, понеслась.

– В Республике есть немало керамистов. Ощущаете ли вы конкуренцию?

– Знаю многих керамистов, но не сказала бы, что мы конкурируем. Все очень разные, у каждого свое лицо, каждый по-своему работает.

Домашний склад

– Расскажите о своей первой выставке. Вы ее помните?

– Первая выставка у меня была в Ейске (Ростовская область РФ. – Прим. авт.), когда я начала выходить в парк со своими работами. Естественно, я познакомилась с местными художниками, они меня взяли к себе в творческое объединение и организовали для меня персональную выставку. Это было в 2014 году. У меня было много работ: живопись, керамика и немного скульптуры.

– А в Донецке до этого выставок не было?

– Я учувствовала в совместных выставках. В 2014 году зимой выставляла своих кукол в художественном музее, но они соседствовали там не с керамическими изделиями, а с текстильными.

– У вас сейчас большая коллекция?

– Часть я продала, но… Да, дома у меня склад.

– А как вы решаете, какую работу продать, а какую оставить?

– В основном, если работу хотят купить, я продаю. Но все-таки есть изделия, которые мне особенно дороги.

– Вы, без сомнения, очень красиво пишете картины. Принимали участие в выставках?

– Нет. Делала раньше пару портретов на заказ и писала что-то для себя. Сейчас очень редко пишу.

– Вы проводите мастер-классы?

– Нет, все упирается в мастерскую. Если кто-то сильно просится, я могу персонально дать пару уроков, но и стоить это будет недешево.

Нет сил на ярмарки

– Сколько времени уходит на создание работы?

– Так и не скажешь… Минимум два месяца, а то и больше.

– На какие изделия в Донецке есть спрос? Что заказывают?

– Заказывают в основном мелкие сувенирные работы и изделия бытового назначения. В Россию же я отправляю серьги, там их любят. У нас же на них очень маленький спрос, наверно, из-за непонимания.

– Сколько у вас заказов в этом месяце?

– За последние полгода заказали только две палитры, и был крупный заказ вазочек, подсвечников для заведения. Я не могу сказать, что мои работы нацелены только на продажу, я даже в этом году перестала ходить на ярмарки. Во-первых, и сил нет, и не покупают. Поэтому я решила, что в этом году буду заниматься исключительно творчеством: лепить, рисовать, писать.

– Вы сталкивались с кризисом и с отсутствием вдохновения?

– Буду откровенна, у меня сейчас такой период, но я не опускаю руки и продолжаю работать.

Автор Евгения ШУЛЬЦ. Фото из личного архива Натальи ФОМЕНКО

Print Friendly, PDF & Email

Донецкое время Республиканская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 32 полосы, 8 цветных, телепрограмма. Освещает самые разнообразные сферы жизнь Республики: социальная, политика, экономика, военная. Охват аудитории – ДНР.

Похожие записи