За пятёрку – платим, за двойку – вычитаем?

Представьте ситуацию: ребенок с легкостью просыпается и радостно собирается в школу, а затем возвращается с занятий и с удовольствием приступает к домашнему заданию. Бывает? Бывает! Но редко. Зачастую родители борются за то, чтобы у ребенка была высокая успеваемость в школе, сохранялся интерес к школьным предметам, были хорошие отношения с учителями, а после еще хватало времени на чтение книг и помощь по дому. Чтобы все это работало в действительности, родителям приходится прибегать к различным способам стимулирования, чтобы заинтересовать ребенка. Но порой переходят грань и прибегают к самой простой, но опасной для детей мотивации. Об этом в нашей статье.

Некоторые семьи нашли весьма работающий выход – награждать детей рублем за хорошие оценки или помощь по хозяйству. К примеру: получил пятерку по контрольной, убрал свою комнату, помог старшим, позанимался спортом — и вот тебе 100 рублей, новая игрушка или разрешение поиграть в компьютер подольше. Да… способ-то действительно работающий, только у этой ситуации есть две стороны медали и неожиданный «побочный эффект». То есть получается, что школьники с самого раннего возраста будут воспринимать школу или домашние заботы, как работу, и главной целью станет получить заслуженную «зарплату» за выполнение своих же обязанностей? Интересно…С другой стороны, так ребенок с раннего возраста будет знать цену заработанным деньгам. Чтобы разобраться с этим сложным вопросом, мы пообщались с родителями, учителями, психологами и детьми. Ответов получилось много, мнения – разные, а выводы – интересные.

Все семьи счастливы по-своему…

В семье Ирины и Станислава Добровых двое детей. Никите 9, а Мише 13. Как и все дети, мальчишки периодически ленятся выполнять домашнюю работу и не стремятся быть отличниками в классе. Ирина и Станислав рассказали нам, как им удается справляться с детьми.

— Сыновья рассказывали нам, что некоторым одноклассникам родители платят за хорошую успеваемость, чему мы очень удивились. Считаем, что это не совсем правильно. Мы сразу объяснили детям, что в школу они ходят ради своих знаний, а не для мамы с папой и тем более не ради денег. Если ребенку платить за пятерки, то именно они становятся для него смыслом учебы. И здесь все средства хороши: списать у приятеля, воспользоваться готовым заданием, применить шпаргалку, выклянчить оценку у учителя…А вот в голове не останется ничего, а впереди у них еще целая жизнь. Выполнение домашнего задания мы стараемся сделать  не скучным процессом, а игрой. А вот хорошее поведение, отлично оконченную четверть, помощь по хозяйству мы мотивируем летним отдыхом на море или в оздоровительном лагере. С детьми мы договорились, что если им нужны будут деньги, то они прямо нам об этом скажут.

Согласна с мнением Ирины и Станислава макеевчанка Татьяна Гузенко. Татьяна воспитывает троих детей и считает, что поощрять деньгами за хорошее обучение — неправильно.
— Дети должны понимать, что они учатся для себя  и от полученных знаний зависит их будущее. А вот хвалить нужно обязательно. Так школьник будет уверен в том, что родителям небезразличны все его достижения. Я лояльная мама по отношению к детям. Я никогда не ругала их за низкую оценку, но и в то же время всегда объясняла, что можно постараться и показать себя с лучшей стороны и исправить свой результат на более высокий. Главное — уметь услышать и понять своего ребенка, договориться с ним, — рассказала Татьяна.

А что мне за это будет?

— Все родители рано или поздно проходят через то, что начинают платить за хорошие отметки своим детям, но это ненадолго. Как правило, и те, и другие быстро устают, —  считает завуч школы №8 Татьяна Котова.  — Дети устают стараться учиться, ведь все равно рано или поздно они получат желаемое, потому что родители (не все конечно), в силу занятости домашними заботами, забывают о договоренностях.  Но есть такие дети, которым не нужны никакие обещания в виде конфет, денег, гаджетов, так как в них заложена правильная система ценностей, основанная на семейных традициях, уважении друг к другу и к труду. Ведь если ребенок понимает, что деньги зарабатываются нелегко и, чтобы помочь своим родителям, нужно просто хорошо учиться, и тогда поощрения от родителей будут сыпаться как из рога изобилия. Лучше предложить весело и интересно провести вместе время: кино, зоопарк, квест, цирк! Ведь хорошо известно: где начинаются деньги, заканчиваются дружба и любовь. Ребенок, который с самого детства приучается делать что-то за поощрения, вырастет человеком, который даже с места не сдвинется, если не получит выгоду. «А что мне за это будет?» — главный вопрос, который его будет интересовать.

Печально… не правда ли? Времена меняются. Раньше дети стремились получить пятерку, чтобы не схлопотать от родителей, а сегодня гонятся за хорошей оценкой из-за денег. Зачастую школьники, у которых родители выбрали самый простой способ мотивировать ребенка, не подумав о последствиях, не виноваты и страдают от неправильного воспитания.

«Я горожусь тобой!» «Ты такой молодец!»

Порассуждать на эту тему мы попросили детского психолога Викторию Рыбалко

— Прежде всего нужно понять, что ребенок действительно готов к школе (мышление, речь, память, внимание), иначе никакая мотивация не сработает. Мотивация бывает внутренняя и внешняя. До 10 лет ребенок не способен ставить цели на будущее, у него пока еще нет внутренней мотивации (она находится в процессе формирования). Соответственно, ребенок нуждается во внешней мотивации, однако она совершенно не должна быть платой за учебу. Основной формат внешней мотивации должен быть в виде подкрепления позитивных результатов. Например, «я рада, что ты сегодня так хорошо ответил на математике», «я горжусь тобой», «я знаю, что это достаточно сложно, я рада, что ты справилась». Мотивация деньгами, сладостями, покупкой гаджета возможна как поощрение за полугодие без троек. Тогда это некая тренировка постановки пролонгированных целей.

Екатерина Дубровкина,  детский психолог и тренер по раннему и общему развитию дошкольников:

— Истоки развития ребёнка формируются в семье примерами из жизни родителей, традициями, менталитетом и воспитанием. В редких случаях ребенок будет любить читать в нечитающей семье, свободное время проводить в игре с игрушками, если все остальные в доме сидят в гаджетах. Поощрять детей за хорошие оценки и поведение можно. Только пусть это будут не гаджеты, деньги и сладости, а ваше время и положительные эмоции. Чтобы вдохновить детей на хорошую учебу, некоторые родители рассказывают и припугивают школьников известной историей о том, что если будешь плохо учиться, то вырастешь дворником (к примеру). Детей будущее не заботит, им хоть бы с настоящим разобраться. Потому что в школе каждый день стресс с нагрузкой заданий, а если еще и дома постоянный контроль и обязанности, то ребенок будет обречен на демотивацию. Был случай, когда активная и быстрая мама привела свою спокойную дочь с запросом — почему она все так медленно делает, поработайте с ней. Ответ один: мы все разные, с разным темпераментом, и ребенок может быть другим, не таким активным, как родитель. Таким образом, по запросам мотивации, активности ребенка работа сначала проводится с родителем, чтобы рассмотреть ситуацию со всех сторон. Чаще всего с таким запросом обращаются мамы-перфекционистки, которые стремятся к идеалу сами и хотят видеть его в ребенке. В связи с этим ребенку может мешать давление, повышенный контроль со стороны родителей, загруженность школой и секциями.

Конечно, мы не могли не пообщаться со школьниками чтобы узнать, что их пробуждает получать хорошие оценки и радовать родителей.

Девятиклассница Алина Донецкая поделилась своим мнением:

— Для меня главная мотивация — это мое желание! Мама и папа, конечно, хвалят за хорошие оценки, и мне приятно! Когда мне хорошо, то и родителям хорошо. Если я получаю высокую оценку, то мне сразу хочется достичь большего и двигаться вперед! Спасибо родителям, что они меня поддерживают, не ругают за неудачи, а только подбадривают.

Восьмиклассник Иван Максимов рассказал нам о своей мотивации:

— Мне больше нравится заниматься спортом, чем на «отлично» учиться в школе. Я стараюсь и прилагаю все усилия, чтобы быть хорошистом, но не всегда удается. С родителями мы договорились, что за хорошие оценки меня ждут приятные бонусы, на которые я в будущем смогу купить себе экипировку для боевой секции. Так я стремлюсь за пятерками еще сильнее.

Что же, каждый родитель выводы сделает самостоятельно.

Ольга САЛАТОВА

Print Friendly, PDF & Email

Макеевский рабочий Городская еженедельная газета. Выходит с 3 марта 2016 года. Объем – 24 полосы, 10 цветных, телепрограмма. Освещает события города Макеевки и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Макеевка и прилегающие территории, г. Донецк.

Похожие записи