Художник будущего

Время не стоит на месте. Новые технологии все быстрее входят в нашу жизнь. Ближе становятся и профессии, которые еще пять лет назад казались чем-то недосягаемым. Такой как раз является работа в сфере 3D-моделирования. Подробно о непривычной для нашего края профессии рассказал 3D художник Вадим Ф.

Искусство и физика

– 3D-моделирование – это относительно новое веяние, – рассказывает Вадим. – Еще каких-то 20 лет назад о нем знали разве что создатели соответствующего контента для игр и фильмов, то есть в основном люди, связанные с визуализацией. Сейчас же без 3D не обходится, пожалуй, ни один современный технологический процесс. Происходит это в первую очередь за счет визуализации – очень удобно, когда ты можешь посмотреть, как нечто будет выглядеть до того, как оно будет создано из реальных материалов. Можно бесконечно долго рассказывать, где сейчас применяется 3D, но если коротко, то в любом высокотехнологическом процессе.

– Как правильно называть людей, которые занимаются 3D-моделированием? Модельеры? Моделисты?

– Тут следует внести ясность в терминологию. Нет единого мнения, как следует называть людей, которые работают с 3D. Около пяти лет назад были еще филологические баталии о правильности написания: моделлер, моделист или еще как-то. Общественность сошлась на мысли, что точно не модельер – это что-то из сферы моды и одежды. Так как само слово – англицизм (modeler), то так и условились называть – модэлер, с ударением на «о», с одной «л». Допустим и более привычный русский вариант – моделлер. Кстати, пока у нас шли эти филологические разборки, на Западе уже успели отказаться от этого термина и предпочитают писать более конкретно. Например, 3D Artist (это 3D-художник), или 3D Generalist, или еще кто-то более конкретный, а просто термин 3D Modeller уже не встречается.

– Есть ли какая-то обязательная база знаний для 3D-художника?

– Набор необходимых знаний зависит от сферы, где это 3D применяется. Допустим, если стоит задача в воссоздании колебания поверхности воды, необходимо иметь базовые знания математического анализа и немного общего понимания физики. Звучит страшно, но без этого нельзя представить ни один современный фильм, где присутствует море (потому что, как ни странно, мало что сейчас вообще снимают на море). В остальном же можно интуитивно догадаться, что для художественной сферы нужно иметь какой-никакой вкус, для упомянутых визуальных эффектов – знание физики, математики и прочих страшных вещей, ну и так далее. Где 3D применяется, из той области знания, скорее всего, и будут нужны. Ну, помимо владения компьютером и нужным набором программ, естественно. Главное, что нужно для обучения, – это как минимум средний компьютер, усидчивость и желание.

Работа без коллег

Многим профессиям можно обучаться на протяжении всей жизни. И та, о которой мы говорим сегодня, не исключение. Вадим объяснил, что учиться можно или самостоятельно, или в частных школах.

– Более-менее приличные школы – в Европе или Америке, – рассказывает художник, – например, Gnomon, выпускников которого чаще всего расхватывают студии Pixar и Dreamworks. Конечно, обучение пугающе небесплатное, поэтому самообразование – наше всё.

– Можно ли в ДНР встретить ваших коллег?

– Не сильно представляю, кого считать коллегой. Просто связанных с 3D людей, конечно, можно найти. Слышал, в Донецке даже есть контора, которая занимается печатью. Но, например, мощных 3D-художников я не встречал и ничего о них не слышал. На простеньком уровне, что-то вроде хобби – это да, а вот чтобы сильных профи… Хотя, честно говоря, я и не искал. Это больше домашняя профессия, особенно у нас.

– А развивать 3D в нашей стране возможно?

– Я настроен предельно скептически, – отвечает собеседник. – В первую очередь это вопрос финансового состояния населения, потому что в данный момент услуги 3D-печати – удовольствие не из дешевых. Для какой-нибудь Японии, или США, или Германии это вообще не проблема – там люди легко выплескивают свои фантазии, потому что могут себе это позволить.

– Правильно понимаю, к услугам 3D-художников обращаются не только мультипликаторы и режиссеры, но и обычные люди из вышеперечисленных вами стран? Если это так, то зачем?

– Да. В первую очередь это вопрос финансовой состоятельности заказчика и его менталитета. По своему опыту скажу, например, что в Японии очень любят своих домашних животных. Потому достаточно часто меня просят сделать по фотографиям фигурку питомца – например, на память, чтобы статуэтка стояла на полочке. Если человек захотел нечто подобное воплотить, у него два варианта: либо он попросит скульптора, либо моделлера. В первом случае он должен будет заплатить очень большую сумму и полностью надеяться на мастерство скульптора, во втором он заплатит в разы меньше и, если что, может попросить что-то подкорректировать до того, как модель будет напечатана.

От собаки до динозавров

– Мы говорим о вашей профессии, но еще не затронули тему того, как в нее пришли вы.

– Мой личный путь становления связан с юношеским максимализмом и банальным везением, – вспоминает Вадим. – Лет в 15 я баловался модерированием сообщества о компьютерных играх, и в один прекрасный день меня попросили выложить рекламу игры мелкой харьковской студии. Разговорился с ее представителем, и он предложил за символическую плату попробовать начать делать в Adobe Flash контент для новой игры. Со всем своим энтузиазмом я взялся за новое дело, и через полгода этот же человек предложил мне делать что-то в 3D. Я любил рисовать всяких монстров, и, само собой, это предложение меня заинтересовало. На протяжении двух недель он вводил меня в курс дела, а дальше я всему начал учиться сам. Уже через год зарегистрировался на бирже труда и там же выполнил свой первый заказ для японской студии – слепил собаку для печати.

– Что просят делать чаще всего?

– Меня часто просят делать модели для музеев и зоопарков (видимо, для выставок-презентаций). Нужно, например, скелет динозавра воссоздать и сильно уменьшить. Для этого ведь не откопаешь микродинозавра – нанимается человек, способный по предоставленным данным воссоздать этот скелет в 3D. Дальше заказчик сам решает, что он будет делать с этой моделью. Или в упомянутом зоопарке есть какое-то особо популярное животное, и руководство решает сделать статуэтки этого животного – для продажи или просто как подарок посетителям. Возможно, с нашей точки зрения такие запросы сродни расточительству, но в этом и суть – если у людей есть на это средства, то почему бы и нет. Беда в том, что на самом деле в их ценовых рамках это стоит совсем немного, для наших же людей это уже солидная сумма.

Автор Екатерина СЕРЕДА. Фото из личного архива Вадима Ф.

 

СПРАВКА

3D-моделирование – это процесс создания трехмерной модели объекта. Задача 3D-моделирования – разработать визуальный объемный образ желаемого объекта. При этом модель может соответствовать объектам из реального мира или же быть полностью абстрактной.

Print Friendly, PDF & Email

Донецкое время Республиканская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 32 полосы, 8 цветных, телепрограмма. Освещает самые разнообразные сферы жизнь Республики: социальная, политика, экономика, военная. Охват аудитории – ДНР.

Похожие записи