Народный режиссер

Генеральный директор «Донбасс Оперы» Евгений Денисенко – театральный деятель, беззаветно влюбленный в сцену, посвятивший ей почти 45 лет. Совсем недавно, 25 марта, в День работников культуры, Евгений Иванович был удостоен звания народного артиста ДНР. В эксклюзивном интервью «Донецкому времени» он делится творческими воспоминаниями и рассказывает о своей театральной и личной жизни

«Ритуальная» постановка

– Евгений Иванович, вы дончанин?

– Донбассовец. Родился я в Зугрэсе Сталинской области в 1944 году. Сначала окончил семилетнюю школу № 7, потом продолжил среднее образование в школе № 10. После учебы решил поступать в Харьковский театральный институт, но безуспешно. Тогда пошел работать на Зуевский энергомеханический завод. После армии поехал в Ленинград и поступил в институт культуры имени Н. К. Крупской. Помню, конкурс туда был сумасшедший: 87 человек на место! Но я поступал сам, без всякого блата – правда, со второго раза. Дипломную работу делал на Донецком государственном телевидении и одновременно занимался подготовкой театрализованного представления к 9 Мая в Зугрэсе.

– Почему выбрали профессию режиссера?

– Династической преемственности у меня не было: отец работал слесарем на заводе, мать была домохозяйкой. В школе я ходил в театральный кружок, потом, с седьмого класса, – в театральную студию нашего дворца культуры. Мои режиссерские задатки начали проявляться еще в детстве, когда мне было, наверное, лет пять. Помню, как однажды меня бабушка взяла в церковь, был какой-то праздник. Там я увидел, как проходит служба, и, придя домой, показал другим детям увиденный мною ритуал. Я накрылся бабушкиным платком, взял вазу для варенья и все воспроизвел буквально в точности. Сам я этого не помнил, мне уже потом мама рассказывала… После школы уже уверенно шел к своей будущей профессии.

– Как началась ваша трудовая деятельность?

– После окончания института мне предложили возглавить Дворец культуры в Зугрэсе, там я проработал с 1973 по 1978 год. В это время продолжал заниматься постановкой различных массовых мероприятий и праздников. И в 1975 году к юбилею Дня шахтера руководство области поручило мне подготовить сценарий проведения правительственного концерта в оперном театре. У меня получилось удачно. Потом были еще мероприятия ко дню Великой Октябрьской революции, новогодние программы, майские праздники. Меня заметили и в 1978 году назначили на должность директора ДК ДМЗ имени Ленина, где я проработал 21 год. А с 1998 года стал руководить Донецким областным краеведческим музеем, куда меня перевели якобы на год, однако задержался я там 16 лет.

– Как вам работалось в музее? Ведь это совсем не режиссерская работа.

– Музей или библиотека – не важно. Я считаю, если у человека есть внутренняя творческая жила, ее можно применить где угодно. Ведь в музее, например, можно инсталляцию или выставку сделать не в обычном формате, а представить все театрализованно.

От Донецка до Москвы

– Евгений Иванович, расскажите о ваших самых значимых режиссерских работах.

– За годы творческой деятельности я подготовил более 300 концертных постановок, фестивалей, театральных спектаклей и творческих отчетов Донецкой области в Киеве. Был главным режиссером церемонии торжественного открытия мемориалов «Саур-Могила», «Твоим освободителям, Донбасс», режиссером международных соревнований «Звезды шеста», «Герой спортивного года», главным режиссером-постановщиком мероприятий в год празднования 120-летия С. С. Прокофьева, реализовал проект театрализованного карнавала в честь празднования Дня шахтера и Дня города Донецка. В числе моих значимых постановок также дни украинской культуры на Олимпийских играх в 1980 году, проводы наших олимпийцев в Пекин и Ванкувер. А в 1985 году мне доверили заниматься постановкой выступлений украинских делегаций на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. На этих мероприятиях мне запомнился искренний патриотизм, который особенно ощущался в молодежной среде. Тогда организовывались какие-то импровизированные блиц-концерты, соревнования – приятных воспоминаний было много.

– Какие заслуженные награды у вас есть?

– Юбилейная медаль «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», ордена «За заслуги» III и II степеней, знак отличия «За заслуги перед Республикой» и, наконец, почетный знак «Народный артист ДНР», который я получил 25 марта этого года в День работников культуры. Могу откровенно сказать, что ни на месяц, ни на неделю, ни на день не сбавлял темпы своей творческой деятельности. И государство посчитало нужным наградить меня. Когда мне вручали этот серебряный нагрудный знак, у меня было состояние внутренней благодарности за то, что на меня обратили внимание, что обо мне помнят. Это почетная для меня награда.

Миллион – по-братски

– Как вы пришли в Донецкий театр оперы и балета?

– Это произошло в 2014 году – в октябре скоропостижно скончался генеральный директор «Донбасс Оперы», мой друг, Василий Иванович Рябенький. Это было сложное время: начало военных действий и экономической блокады.

– Как вам работалось тогда? С какими проблемами сталкивались?

– Тогда был острый дефицит кадров, многие разъехались по разным городам. Творческий состав театра в то время уменьшился в десятки раз, из 500 человек осталось всего 230. Например, из балетных артистов было лишь 8 человек – при положенных по штату 48. Тяжелые времена мы тогда переживали. Когда бомбили аэропорт, пострадал наш склад, сгорело практически 80 % декораций. В 2014 году, как и многие другие организации, наш театр три месяца не получал ни копейки. Тогда благодаря российской гуманитарной помощи нас спасали лишь продуктовые пайки, с которыми нам помогал Эдуард Басурин. В это бедственное для нас время, в начале декабря, известная оперная дива Анна Нетребко передала театру миллион рублей. Помню, как мы разделили эти деньги между членами нашего коллектива поровну, по 3 000 рублей, а вторая часть суммы ушла на декорации. Для нас это было весомой помощью, а для нее обернулось запретом на проведение гастролей в Канаде. Помогал финансово и Иосиф Давыдович Кобзон, передавал нам деньги, которые мы также делили между всеми сотрудниками. Вот так и выживали…

– Несмотря на непростое военное время, театр не изменил своим традициям и по-прежнему проводит международный фестиваль «Звезды мирового балета»?

– Да, это так, фестиваль всегда проводился на высшем уровне. Но к сожалению, после смерти Иосифа Кобзона, который принимал активное участие в финансировании данного мероприятия, ситуация ухудшилась. А кроме того, уменьшилось количество артистов, приезжающих к нам. Многие из них с удовольствием приехали бы и выступили даже бесплатно, однако теперь они опасаются, что, пересекая границу, попадут под санкции. Поэтому в прошлом сезоне мы провели наш фестиваль уже не в таком масштабе, как обычно. Надеемся, что со временем ситуация нормализуется и все встанет на свои места.

Рояль и колокол

– Евгений Иванович, чем ваш театр живет сегодня? Восполнился ли кадровый дефицит?

– В театре сейчас практически полный состав – 509 человек. Если говорить об оперных артистах, то есть небольшой дефицит мужских голосов, в частности тенора. В Донецкой государственной музыкальной академии им. С. С. Прокофьева учатся два музыканта с такими голосами, и мы планируем пригласить их к нам на работу. В балетной труппе сегодня 42 артиста – тоже практически полный состав. Что касается выпуска спектаклей, то мы уже вышли на довоенный уровень, даже превалируем. За это время коллектив театра восстановил многие спектакли и осуществил премьерные постановки: масштабные оперы «Бал-маскарад» Верди, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Да здравствует Жизнь!» Моцарта и многие другие. По нормативу положено выпускать два спектакля в год, у нас их на сегодня пять. В этом сезоне зрители смогли увидеть оперы «Пиковая дама» Чайковского и «Любовный напиток» Доницетти, оперу-балет «Тайна Призрака Оперы» Прокофьева, Сен-Санса и Ллойда Уэббера. Вышло много и детских спектаклей: мюзиклы «Малыш и Карлсон», «Буратино», балет «Чиполлино», музыкальная сказка «Двенадцать месяцев» и другие. Если в 2014 году их было 10, то сегодня уже 29. В ближайшее время будет премьера балета Минкуса «Баядерка», а завершением этого сезона станет театральная мистерия «Кармина Бурана» немецкого композитора Карла Орфа, которую поставит российский режиссер, петербуржец Александр Лебедев. Это будет полноценный спектакль, в котором примут участие и солисты оперы, и хор, и балет. Осенью планируем выпустить оперу Верди «Трубадур» и детский спектакль «Алиса в стране чудес».

– В «Донбасс Опере» предусмотрены посещения спектаклей в рамках Гуманитарной программы по воссоединению народа Донбасса?

– Да, и для детей, и для взрослых, приезжающих к нам с территории, временно подконтрольной Украине, посещение спектаклей бесплатное. А также и для детей из прифронтовой зоны, учащихся школ-интернатов и ребят из детских домов. Ведь для них театр – это другая жизнь: яркая, необычная и сказочная. Поэтому мы всегда стараемся, чтобы у ребят остались в душе только приятные впечатления и воспоминания, чтобы они возвращались в театр снова и снова с удовольствием.

– В последнее время в театре появились некоторые изюминки, так ведь?

– Да, верно. Находясь на различных гастролях, я постоянно пытаюсь перенять у других театров что-то новое и необычное, и потом мы преподносим это уже по-своему. Например, теперь у нас в холле на втором этаже стоят витрины с костюмами из спектаклей, а также рояль, на котором за тридцать минут до начала выступлений играют музыканты. Кроме того, мы ушли от привычных театральных звонков: перед началом спектаклей теперь раздается колокольный звон. А перед 9 Мая это будет песня «День Победы». Вообще, для каждого праздника будет свой лейтмотив.

Начинать желательно с крыши

– Как обстоят дела с вашей гастрольной деятельностью?

– Зарубежные гастроли сложнее организовать, чем в былые времена. Сегодня мы выступаем по городам России: в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Воронеже, Волгограде. Это обширная культурная программа: спектакли, встречи. Поездки проходят в рамках программы Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ. В этом году мы едем с гастролями в Астрахань и везем четыре спектакля, которых у них нет. Это оперы «Бал-маскарад» и «Турандот», балеты «Ромео и Джульетта» и «Собор Парижской Богоматери». А в сентябре в Москве будет проходить Международный форум музыкальных театров, на котором в Академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко мы представим спектакль «Турандот». Для нас это очень почетно и ответственно. Федеральный центр финансирует аренду театра и проживание в гостинице, а с транспортными услугами помогает Русский центр.

– С какими проблемами приходится сталкиваться театру сегодня?

– Основная проблема – это капитальный ремонт нашего здания. Ведь оно построено в 40-х годах прошлого века. И внутри, и на фасаде здания много лепки, которая уже требует реставрации. А от взрывов и вибрации на стенах образовались трещины. Кроме того, течет крыша, и поэтому ремонт желательно начинать с нее. Руководство Республики знает эту нашу «болезнь». Мы же со своей стороны благодарны за то, что уже сделано. В прошлом году, например, на поступившее финансирование мы обновили кресла в зрительном зале. Кроме того, на сегодняшний день театр уже дважды получил средства в размере двух миллионов рублей, которые были использованы для приобретения тканей на пошив костюмов.

Стул на сцене

– Что самое сложное в работе режиссера?

– Это творческая профессия, и у каждого режиссера непременно должен быть свой почерк, своя индивидуальность, которая проявляется и в манере ведения репетиций, и в создании спектаклей. Плохо только одно: часто перед концертами и представлениями ты не спишь ночами и прокручиваешь внутри себя будущую программу – и песни, и танцы, и выход артистов представляешь визуально. Это состояние присуще, пожалуй, каждому режиссеру. У меня, например, есть свой метод работы: я никогда не сижу на репетициях и на спектаклях в зрительном зале. Мне ставят стул на сцене. Для меня так удобнее, и, что немаловажно, актеры понимают меня оттуда по жестам. Для того чтобы вести построенную программу концерта или спектакля правильно, нужно, чтобы один номер шел, а два других уже готовились. Ведь в любом выступлении могут возникать разные непредвиденные накладки, поэтому режиссеру важно вовремя успеть сделать такие перестановки, которые никогда не заметит зритель. Мне, когда я нахожусь на сцене, проще все это контролировать.

– Вы и сегодня занимаетесь режиссерской работой?

– Конечно. На данный момент готовлю проведение мероприятий ко Дню Республики. У нас в театре будет проходить большой праздничный концерт.

– Евгений Иванович, для вас работа – это?..

– Это моя жизнь. Я, наверное, такой трудоголик, каких поискать! И моя супруга, Татьяна Владимировна, такая же. Мы оба руководители (она директор школы), и оба полностью отдаемся своей любимой работе.

– А отдыхать вам удается?

– На протяжении пяти лет, что я руковожу театром, не отдыхал ни одного дня. Знаете, как в песне поется: «Трудовые будни – праздники для нас». Вот и у меня так же.

– И даже в отпуск не уходите?

– Из 30 дней отпуска отдыхаю только 10, а потом снова иду на работу. Вообще, мне нравится отдых на море: с удовольствием езжу с семьей в Крым, в основном в Алушту. Очень люблю путешествовать. За свою жизнь побывал в 29 странах мира – правда, в основном по работе…

– У вас есть жизненный девиз?

– Да. «Быть всегда полезным людям!»

Автор Наталья ДЕДИЦКАЯ. Фото Валерия ЛУКИЧА и из архива «Донбасс Оперы»

Print Friendly, PDF & Email

Донецкое время Республиканская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 32 полосы, 8 цветных, телепрограмма. Освещает самые разнообразные сферы жизнь Республики: социальная, политика, экономика, военная. Охват аудитории – ДНР.

Похожие записи