«Какой бы ущерб не понесла, я буду сюда приезжать»

В российской газете «Известия» вышел материал об известных артистах, которые не побоялись приехать на Донбасс с концертами и заявить о своей позиции

В 2014-м в родной край приехал Иосиф Кобзон – с концертами и гуманитарной помощью, которую до самой своей смерти не прекращал. В следующем году в ДНР выступила одна из лучших пианисток в мире, гражданка США Валентина Лисица. Через год свои концерты подарил дончанам шотландский пианист Питер Сейврайт.

В нынешнем сентябре в Донецке впервые побывал немецкий дирижер Фред Бутткевиц. И список можно продолжать.

МУЗЫКА МОЖЕТ СТАТЬ ОРУЖИЕМ

Валентина Лисица, пианистка:

– Сама родом я из Киева, хотя родители – одесситы. Училась в спецшколе для одаренных детей, окончила консерваторию, участвовала в международных конкурсах, получала первые премии. В 1992 году вместе с мужем мы переехали в США, где воплотили в жизнь американскую мечту, купили дом с бассейном на Майями-Бич, были примерными гражданами. Жили не тужили.

Первый звоночек – что-то не так – прозвенел для меня в 2014-м, когда на майдане сожгли Малый зал консерватории – мой второй дом. Митингующие творили в этих стенах все, что хотели!.. А потом случилась Одесса, после которой у меня все перевернулось…

В социальных сетях у меня множество подписчиков, и я рассказывала о том, что творится на Украине, выступила с резким осуждением политики киевских властей, старалась донести правду. И тогда возник скандал в Торонто – это был уже 2015 год. Мы приехали на концерт, а организаторы вдруг сообщили: «Нам угрожают, требуют отменить ваше выступление, извините, мы боимся». Концерт не состоялся…

В этот самый момент мне пришло приглашение от директора Донецкой филармонии Александра Парецкого. Я отменила выступления в Германии и поехала в Донецк.

Концерт состоялся 22 июня в парке под открытым небом и длился два часа. На окраинах постреливали. Перед сценой было установлено 2 тысячи посадочных мест, но пришло 15 тысяч человек – и люди расселись на траве, по склонам. Этот день поменял мою жизнь.

Концерт вызвал резонанс на Западе, там ведь привыкли считать, что тут – серая, забитая масса, и вдруг картинка: тысячи людей сидят и слушают классическую музыку! Я играла Рахманинова, Чайковского, Прокофьева. И поняла – музыка может быть оружием. И еще поняла, что для меня нет отступления назад. Какой бы ущерб я не понесла, я буду продолжать сюда приезжать. Мое призвание – не развлекать, а утешать.

Когда я играю в Америке или Европе, зритель приходит получить массаж, удовольствие, у него ленивые уши, ленивые души. А здесь люди приходят для того, чтобы увидеть просвет в своей жизни.

НЕ БЫТЬ ЧУЖИМ НА СВОЕЙ РОДИНЕ

Фред Бутткевиц, гастрольный дирижер из Германии, в сентябре сыграл с Донецким филармоническим оркестром Симфонию № 9 Шуберта и Концерт для скрипки и виолончели Брамса:

– Вся моя жизнь так или иначе связана с Россией. Родился я в Берлине, в Восточной Германии. С ранних лет воспитывался в духе мира и братства между нашими народами. В детские годы мне посчастливилось побывать в Москве на музыкальном конкурсе. Позже, в 1970-е, я приезжал в Россию на фестиваль молодежи.

В Берлине я окончил Университет музыки. А после два года учился в консерватории в Ленинграде, и, признаться, это были одни из самых счастливых лет в моей жизни. После воссоединения ГДР и ФРГ я собирался навсегда переехать в Москву, но наступили катастрофические для российской культуры годы, и поездка не состоялась. Однако сегодня я живу в России: четыре года назад вместе с моей русской женой, балериной, мы перебрались к ней на родину – в Улан-Удэ.

Мне нравится, что в России не уничтожают советское наследие. Более того – каждый здесь может найти то, что ему по душе. У тебя монархические взгляды? Пожалуйста, исповедуй. Коммунистические? Тоже. По ТВ много программ, где происходят дискуссии на исторические темы. В Германии такое невозможно – там отрицается и стирается все советское.

За ситуацией в Донбассе я внимательно слежу с 2014 года. В самом начале войны я общался с одним дирижером из Луганска – мы знакомы со времен консерватории, – и он рассказывал, что его престарелая мама целый день сидит в ванной комнате, потому что это единственно место, где ее не могут достать осколки или пули. Поэтому мой приезд в Донецк – это в том числе и акт солидарности. Мне хочется показать, что бывают разные немцы. И мне жаль, что так мало музыкантов приезжает в Донецк из Европы и так мало иностранцев живет в гостинице, где я остановился.

ХОТЕЛОСЬ УВИДЕТЬ ЭТОТ ГОРОД

Питер Сейврайт, пианист из Шотландии, неоднократно давал концерты в сопровождении ведущих оркестров мира:

– Я – шотландец. Родился в городке Скиптон в Северном Йоркшире. Музыку изучал в Оксфорде, затем в аспирантуре Королевского северного колледжа в Манчестере.

Мое знакомство с Донбассом началось со статьи в газете The Daily Telegraph, где наш британский корреспондент рассказал о своей поездке в Донецк. Журналист написал не только о военной ситуации, но и о концертах, которые проходят в осажденном городе. О том, что, несмотря на бомбежки, симфонической оркестр имени Прокофьева репетирует в штатном режиме и дает по два-три концерта в неделю. А ведь это много даже для мирного времени! Более того – автора впечатлил высокий уровень музыкантов.

Я был поражен после прочтения и страшно взволнован. Мне как пианисту захотелось приехать, увидеть этот город, этих замечательных музыкантов, выступить. Я написал в филармонию, и мне ответили: «Да, мы рады, ждем вас!». И вот я приехал и встретился с этим самоотверженными людьми и прекрасными музыкантами. Выступил с оркестром и был чрезвычайно вдохновлен произошедшим! После этого я приехал еще несколько раз и планирую приехать снова.

Print Friendly, PDF & Email

Голос Республики Официальное республиканское печатное издание. Выходит с 1 октября 2015 года. 2 выпуска в неделю. Объем 1 выпуска – 16 полос, 2 цветные. Публикует официальную информацию органов государственной власти Республики. Охват аудитории – Донецкая Народная Республика.

Похожие записи