Как «зажигали» рыцари, танцоры и музыканты

 

26 октября в донецком ночном клубе «Чикаго» состоялся Портал-Фест, который собрал поклонников ирландской культуры, рыцарских поединков и качественной рок-музыки. По замыслу организатора фестиваля, основателя кельтско-ирландского движения в Донецке и лидера рок-группы «Спiчкi» Эда Покрова, проект предполагает живой диалог истории и современности – а это порождает новые и необычные идеи в музыке, да и в культуре в целом.

Для Эда Покрова фестиваль – осуществление давней мечты. Музыкант первым стал приобщать дончан к ирландской культуре и праздникам, создал собственную группу «Спiчкi», которая исполняет в том числе и ирландские народные песни. Со временем у него появилось немало последователей.

Дата проведения Портал-Феста была выбрана не случайно: на 1 ноября приходится кельтский праздник Самайн, приуроченный к окончанию уборки урожая, кроме того, десять лет назад, 26 октября 2009 года, в Донецке официально появилась школа-студия ирландского танца АwenDance. Ее участники восхитили зрителей фестиваля изяществом и силой средневековой джиги и ирландского рила (разновидности традиционного танца жителей этого «изумрудного острова»).

В танце главное – вдохновение

О том, каково быть танцором джиги в Донецке, рассказал руководитель студии АwenDance Марина Давиденко:

«С гэльского языка, на котором говорит часть жителей Ирландии, awen переводится как «вдохновение». У нас даже есть платья, где в орнаменте зашифровано это слово. Когда-то мы с ребятами пытались изучать гэльский, но так и остановились на основах: язык очень сложный, хотя и красивый.

Я занимаюсь танцами с пяти лет, как раз в 2009 году попала в эту студию. С 2011 года взяла на себя руководство коллективом, до того у нас не было аккредитованного преподавателя.

Что такое настоящий ирландский танец, мы понимали постепенно. Есть две основные разновидности ирландского танца: в мягкой обуви, который мы сейчас исполняли, и в жесткой. Мы практикуем оба направления, но жесткая обувь требует специального деревянного покрытия, в ней не везде можно выступать. Нужную обувь приходится заказывать в Ирландии, у нас такой не делают. Так что каждую пару мы бережно храним и ремонтируем. В сольном ирландском танце задействованы только ноги, а руки всегда находятся на бедрах или вдоль корпуса. В парных и групповых танцах – они называются кейли – обязательно взаимодействие с партнером, потому добавляются движения руками.

Конечно, людям со спортивной и танцевальной подготовкой обучаться танцам легче. Но если в балете, например, смотрят на параметры, то мы берем людей разной комплекции, тут все зависит от самого человека, сможет он освоить программу или нет. Сегодня со мной танцевали девушки, которые уже семь лет в студии, и парень – он недавно возобновил занятия, но тоже отлично справился. Приходят к нам и новички, уже через год тренировок они тоже попробуют выступить перед публикой».

Бои без правил и по правилам

Одним из центральных событий фестиваля были рыцарские бои, в которых участвовали члены Альянса клубов исторической реконструкции города Донецка и клуба исторической реконструкции Sann Väring («Вольная дружина») из Луганска.

И если выступления донецких реконструкторов мы имели возможность видеть в сентябре, на фестивале кузнечного мастерства, то для луганчан это было первое выступление в нашем городе. И надо сказать, запоминающееся. Когда рыцари выходят на «поле боя» перед сценой, все внимание зрителей устремлено на них. Впечатляет серьезный подход реконструкторов к деталям: вся одежда и оружие воссоздают образ средневекового воина, поединок строится по определенным правилам, с выбором сильнейшего.

Донецкий альянс сделал акцент на выносливость: оружие и латы на них были тяжелее, чем у коллег из Луганска, и приемы более жесткие. Sann Väring же не изменяли школе фехтования и победителя определяли по очкам. Сначала был объявлен бой в Круге Локи (в честь скандинавского бога хитрости): когда нет правил, каждый может сражаться с кем угодно, нападать со спины. За ним последовал честный бой – Круг Одина (бога мудрости и воинской доблести): здесь каждый боец выбирает себе противника, а после победы ищет следующего, запрещено бить в спину и нападать на одного бойца нескольким.

Победителя турнира чествовали как в давние времена – поднимали на щите, на вытянутых руках.

«Донецку Вечернему» удалось пообщаться с Иваном Романовым, старшим в этой поездке луганского клуба:

«По воинской иерархии Скандинавии я – форинг, второй человек после ярла по званию. Сегодня мы привезли даже новых участников, которые занимаются с сентября, проверим их готовность. Мы реконструируем период с IX по XI века, с почти всеми основными народностями Скандинавии, Киевской Руси, Хазарского каганата и Византии. На основе находок по регионам составляем комплекты одежды, собираем разные детали в единый образ. Прежде всего, проводим тренировки по фехтованию: с мечами и щитами, с топорами и мечами, с большим топором бродэксом (скандинавским боевым топором), копьем.

Одежда, которая на мне, изготовлена нашим клубом. Члены клуба изготавливают традиционную одежду из льна и шерсти – с вышивкой шелком. Также мы делаем сумочки и пояса из кожи, шлемы и щиты, тоже соответствующие эпохе. Для ножей и мечей закупаем лезвия в России, а здесь с кузнецами делаем из них наборы.

Уже четвертый год мы ездим в поселок Топорки Тверской области – на фестиваль исторической реконструкции «Былинный берег». Там собираются представители клубов России, Беларуси, Украины, бывают и иностранцы – из Монголии, например. Во время фестиваля проходят соревнования в разных номинациях: по фехтованию, метанию сулиц (метательных копий), топоров и ножей, стрельбе из лука, боям с разным количеством участников. Так выявляются самые умелые воины и поощряются призами.

Наши участники в основном парни 17–22 лет. Они учатся в университетах или работают, поэтому не имеют возможности постоянно ездить на фестивали. По этой причине мы выбираем один самый значительный, проводим там две недели в исторических условиях, в палатках и с костром. То есть полностью переносимся в то время».

От фолка до блюза

В рамках фестиваля состоялись выступления рок-групп. На сцену выходили молодые и уже опытные музыканты: «Спiчкi», Rezonans, «Полифония», Hot Bed, «Лады» и Meduza из Донецка, а также гости из ЛНР, PanBrothers из Краснодона.

Истории создания и творческие устремления у коллективов очень разные.

Так, фолк-рок-группа «Лады» была создана год назад в государственном учреждении культуры «Республиканский дом народного творчества и кино», частично из сотрудников учреждения. Коллектив исполняет редкие песни славянских народов с добавлением электрогитар и барабанов. «Лады» стараются не уходить от этнических музыкальных инструментов, потому используют сопилки, калюки, варганы, перкуссию, а иногда и еще более редкие инструменты. По словам музыкантов, для них важно адаптировать фольклор к современному музыкальному миру. Подобным делом в Донбассе уже давно никто не занимался.

А вот музыканты из группы Hot Bed говорят, что собрались совершенно случайно. Вокалист и гитарист познакомились буквально на улице, где оба пытались подработать музыкой. Далее они занялись поисками музыкантов среди знакомых, новые участники приходили и уходили, пока, наконец, не сложился постоянный состав. Песни Hot Bed – это блюз, рок-н-ролл, блюз-рок. Также они стараются экспериментировать, привносить что-то новое в свою музыку.

Впрочем, это было характерно и для всех других музыкантов, которые участвовали в фестивале. Прежде всего – для группы «Спiчкi», которую возглавляет организатор фестиваля Эд Покров, недавно отметивший 25-летие своей музыкальной деятельности.

Динара ГАТАУЛЛИНА

Print Friendly, PDF & Email

Донецк Вечерний Городская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 16 полос, 4 цветные, телепрограмма. Освещает события города Донецка и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Донецк, ДНР.

Похожие записи