Искусство учить искусствам

Сейчас в донецкой школе искусств №7 непривычно тихо: ее воспитанники, как и ученики всех других учебных заведений Республики, переведены на дистанционную форму обучения – из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции. Педагоги тоже практически самоизолировались – занимаются с учащимися из своих домов и квартир с помощью интернет-связи.

В здании школы осталось в основном руководство. Мы повстречались директором школы Ангелиной Сазоновой и ее заместителем по учебно-воспитательной работе Юлией Ерушенко. Обе они еще и преподают: директор – уроки игры на флейте, а заместитель – музыкально-теоретические дисциплины (сольфеджио и музыкальную литературу).

Дистанционное обучение

Ангелина Сазонова говорит, что после перехода на дистанционную форму обучения преподавателям пришлось приложить много усилий для того, чтобы разобраться с техникой, наладить общение с учениками через интернет. Новые методы работы раскрыли новые горизонты и возможности для воплощения творческих идей.

У Юлии Ерушенко 68 учеников, с которыми она проводила групповые занятия. А теперь приходится общаться с каждым по отдельности с помощью социальных сетей и интернет-мессенджеров. Это, конечно, отнимает гораздо больше времени, чем прежде. Часто интернет-общение с учениками затягивается до полуночи, в том числе и в выходные дни: нужно донести им новый материал, дать домашнее задание, проверить его… Детям тоже было непросто перестроиться на дистанционную форму обучения.

«Мы понимаем, что есть определенная нагрузка на детей и на их родителей. Поэтому ребятам из младшей группы я даю посмотреть мультфильмы о каких-то инструментах, даю задание нарисовать инструмент карандашами. Отправляю им отрывки из «Щелкунчика» и прошу простучать музыку ручками, ножками. Дети записывают свои действия, присылают мне видеозаписи»,– рассказывает Юлия Ерушенко.

Теперьу каждого преподавателя в гаджете собралось огромное число видеозаписей учеников, играющих дома на пианино, гитаре, флейте и других инструментах.

Кстати, в своих видеообращениях ученики часто говорят, что соскучились за живыми занятиями в стенах школы, стали больше их ценить.

Победы в конкурсах

Из-за введения в Республике режима повышенной готовности были отменены и почти все творческие конкурсы в ДНР и России, в которых собирались участвовать учащиеся школы. Правда, обещают, что в некоторых конкурсах можно будет показать свои таланты дистанционно.

Раньше учащиеся школы № 7 неоднократно завоевывали призовые места не только в региональных, но и в международных конкурсах. Так, в прошлом году донецкие флейтисты стали лауреатами проходившего в Москве Международного интеграционного творческого фестиваля «Звуки России». Флейтист Олег Салдан тоже в прошлом году стал лауреатом первой премии Международного конкурса-фестиваля «Краски музыки», который был организован Российской академией музыки имени Гнесиных (Москва). А гитаристка Дарья Цисарь и флейтистка Дарья Кучеренко после победы в V Открытом конкурсе молодых талантов «Горячее сердце» в Донецке отправились в Москву для участия в Фестивале равных возможностей «Горячее сердце. Москва – Донбасс». Там они, помимо прочего, выступили в Государственном музее – культурном центре «Интеграция» им. Н. А. Островского и в Московском доме национальностей. Дарья Кучеренко также была приглашена на мастер-класс профессора Московской государственной консерватории им. П. Чайковского Олега Худякова.

Школа искусств № 7 совместно с управлением культуры администрации г. Донецка основала и свой Международный конкурс народных инструментов «Славянская душа». Впервые он проводился в 2018 году. Следующий конкурс запланирован на 2021 год. Подготовку к нему начнут в сентябре. В состав жюри войдут выдающиеся деятели культуры и искусства, профессора учреждений культуры, заслуженные артисты. К участию в конкурсе будут приглашены музыканты из ДНР и ЛНР, а также из России и стран ближнего зарубежья. «Если у кого-то не получится приехать в силу разных причин, они могут поучаствовать в конкурсе дистанционно, прислав видеозапись», – отмечает Ангелина Сазонова.

И музыканты, и художники

Неслучайно школа основала конкурс именно народных инструментов – она всегда славилась тем, что здесь на высоком уровне работает отдел народных инструментов, действуют замечательные ансамбли народных инструментов и оркестр народных инструментов.

Кроме этого, в школе есть фортепианный отдел, отделы оркестровых инструментов, сольного пения и музыкально-теоретических дисциплин. А еще – художественный отдел, где учат рисовать.

Заведующая художественным отделом Анна Семенюк рассказывает, что в этом направлении занимается 103 человека. Некоторые из них так заинтересовались этим видом творчества, что хотят связать свою жизнь с живописью, другие мечтают стать архитекторами или дизайнерами.

«Ребята принимают активное участие во многих конкурсах, только в этом году семь учеников стали лауреатами международных российских конкурсов, двое – дипломантами. Еще 21– лауреаты республиканских конкурсов, 11– дипломанты», – говорит Анна Семенюк.

После того как в 2014 году в Донецк пришла война, количество учащихся в школе значительно сократилось. Но теперь учебное учреждение уже вышло на довоенное число учеников – 490 человек. При этом выпускников стало меньше.

«Дело в том, что Донецк покинули многие ученики средних классов, поэтому и выпускников за последние два года стало меньше. В прошлом году мы выпустили 28 учащихся, в этом – 33, при том, что в мирное время при полной заполняемости классов выпускалось до 100 человек в год. Благодаря тому, что во время войны к нам стали приходить дети пяти-шести лет, ученический состав значительно омолодился», – подчеркивает директор.

К слову, многие выпускники школы связали свою жизнь с творчеством и работают музыкантами: скрипач Виктор Бабак – в Санкт-Петербурге, хормейстер Оксана Чумак – в Москве, скрипачка Анастасия Коломойцева – в Киеве, ударник Андрей Жмуцкий – в Донецкой филармонии… А некоторые выпускники стали преподавателями музыкальных дисциплин в учебных заведениях Донецка, России, Украины.

Нужны педагоги и инструменты

По словам Ангелины Сазоновой, если состав учеников во время войны омолодился, то преподавательский состав, наоборот, нуждается в омоложении. Многие молодые преподаватели уехали, но остались профессиональные педагоги с многолетним опытом работы. Сейчас школа рада принять молодых преподавателей по классу фортепиано, сольного пения, медных духовых и народных инструментов.

Также школа остро нуждается в новых роялях, народных и духовых инструментах. Те, что имеются, давно отслужили свой срок.

Вышедшие из строя и уже не подлежащие ремонту инструменты сейчас лежат мертвым грузом в школе. Такая же ситуация у многих других музыкальных учебных учреждений. Дело в том, что для списания старых инструментов необходимы соответствующие специалисты, имеющие на это лицензию. Но в Республике таковых на данный момент нет. В школах надеются, что власти помогут решить эту проблему.

Виктория ЛЕВ

 

СПРАВКА

Школа искусств № 7 находится в Ленинском районе Донецка. Также у нее есть филиал в Кировском районе.

Она была открыта 1 декабря 1972 года как детская музыкальная школа № 7 – на базе филиала Донецкой музыкальной школы №1, которая впоследствии была названа в честь композитора Н. Леонтовича.

В учебном заведении с уважением говорят о первых преподавателях Е. Ларионовой, Ж. Карасенко, Л. Черновой, Л. Карабановой. Некоторые из них – Лариса Дмитриевна Карабанова, Людмила Николаевна Панченко – работают и в настоящее время.

 

Print Friendly, PDF & Email

Донецк Вечерний Городская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 16 полос, 4 цветные, телепрограмма. Освещает события города Донецка и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Донецк, ДНР.

Похожие записи