«Город бомбили, а мы танцевали»

Ей было всего двадцать три, когда ее имя узнал весь Донбасс. А в девятнадцать она ушла на фронт…

Елена Петровна Горчакова – заслуженная артистка Украины, прима-балерина Донецкого государственного академического театра оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко, ветеран Великой Отечественной войны и участник боевых действий. О ее судьбе, творческой деятельности и жизни в военные годы нам рассказала коллега, заместитель руководителя литературно-драматургической части театра, Татьяна Мельникова.

ТАНЕЦ ДЛЯ СТАХАНОВА

Елена Горчакова родилась 3 июня 1924 года в Сталино. Это была многодетная семья, в которой было четверо детей. Жили они на 1-й Александровке.

– Все дети в семье трудились, помогали родителям, – рассказывает Татьяна Ивановна. – Лена пасла козочку недалеко от дома, рядом протекала речка Бахмутка. Вокруг было много травы, летали бабочки, стрекозы, над камышом склонялись вербы, били ключевые колодцы. Из них люди брали воду в ведра и на коромыслах носили в свои дома.  Наслаждаясь всем окружающим, Лена прыгала, повторяя все выкрутасы своей козочки. А люди, проходившие мимо, останавливались и говорили: «Ты, как балерина, скачешь». Она замирала на одной ноге, изображала бабочку, стрекозу или лягушку.

А зимними вечерами Лена брала карандаш и клочок бумаги и рисовала все, что видела летом. Лена очень любила рисовать и получалось это у нее довольно-таки неплохо. Когда открылся клуб имени В. И. Ленина, родители отдали девочку учиться в кружок изобразительных искусств.

Но художницей она не стала. Судьба распорядилась иначе. Однажды на уроке, рисуя какой-то предмет, Лена услышала музыку. Через несколько секунд она уже стояла у раскрытой двери балетного класса, в котором группами в белых марлевых платьях кружились девочки вместе со своей руководительницей Надеждой Трофимовной Жиленко, в прошлом ученицей Айседоры Дункан. Увидев это, Лена Горчакова перешагнула порог класса, стала повторять движения преподавателя, и два часа пролетели незаметно. Так ее взяли в балетную студию. Уже тогда она выделялась своим природным талантом и целеустремленностью среди других юных балерин.

– И, наверное, ее талант не был не замечен?

– Да. Она рассказывала, что ей очень нравились занятия в кружке, педагог и выступления на концертах. Они выступали на торжествах города и завода, на совещаниях. В 1935 году Лене поручили украинским танцем, с цветами в руках, приветствовать известного шахтера Алексея Стаханова. А однажды их коллектив пригласили выступить в Киеве, на детской олимпиаде металлургов Юга. Тогда они получили первую премию, а Лене выпала особая честь быть премированной именными наручными часами (тогда их имели единицы), грамотой ЦК, а также рекомендацией жюри олимпиады на учебу в Киевское хореографическое училище.

ПЕШКОМ ИЗ КИЕВА ДО СТАЛИНО

– Она поехала в Киев, поступила в училище и стала одной из лучших учениц первого выпуска. Окончила Лена учебу 21 июня 1941 года. Ей вручили диплом под номером пять и предложили работу в Киевском театре оперы и балета. Но она решила вернуться в родной город и начинать свой творческий путь там. На следующий день после выпускного началась война. Доехать на родину Елене не удалось – фашисты разбомбили вокзал. И тогда она пошла до Сталино пешком! Пробиралась целый месяц селами и полями. По пути люди подсказывали ей дорогу, поили молоком, давали хлеб. Ночевать приходилось в пшенице или подсолнухах. Так она добралась до Днепропетровска, а потом ее подвезли военные эшелоны. Возвращалась балерина домой без вещей и денег. Тогда при ней был только диплом, комсомольский билет и балетные туфли.     

– Как сложилась ее жизнь дальше?

– Добравшись до родного города, Елена сразу пошла в театр – новое красивое здание, которое открылось 12 апреля 1941 года. Елена Петровна вспоминала, что раньше там была окраина города, а на месте здания театра было поле, на котором росли цветы и ковыль. И недалеко от этого места она в детстве каталась на качелях. Попав в новый храм искусства, Елена встретилась с директором, выдающимся оперным режиссером, Лапицким, приехавшим в Сталино из Москвы. Он сказал, что театру нужны дипломированные кадры. И Лену Горчакову взяли на работу артисткой балета. В то время состоялся первый на донецкой земле балетный спектакль «Лауренсия», на музыку А. Крейна. Елена получила в нем роль и впервые вышла на сцену родного театра.

Она вспоминала, что по городу пошли слухи, что скоро в Сталино войдут немцы, а наши отступают. Участились бомбежки, и однажды во время спектакля в зале погас свет. Тогда актеры остались на сцене и просидели без движения минут сорок. И только был слышен звук хрустальной люстры, раскачивающейся из стороны в сторону. Казалось, что она вот-вот упадет на пол. Когда включили свет, артисты увидели, что ни один из зрителей не покинул зал. А парторг театра, собрав всех, сказал: «Не волнуйтесь, мы немцам Сталино не отдадим!». И тогда все разошлись благополучно по домам.

Но второму спектаклю не суждено было состояться. Ночью часть труппы срочно эвакуировалась из города. А утром Елена Горчакова вместе с другими артистами застала опустевший театр. Буквально спустя несколько часов город оккупировали немцы. Это было 20 октября 1941 года. Горчакова рассказывала, что ее отец ушел на завод за несколько часов до этого выполнять особое задание парторганизации и больше не вернулся. Семья увидела его только через полтора года, а потом он вновь ушел на фронт.

А мама вместе с четырьмя детьми жила в подвале. Лена была единственной кормилицей в семье. И ей пришлось остаться работать в театре. Елена Петровна рассказывала, что его здание, некогда новое и красивое, превратилось в сарай с выбитыми от бомбежек стеклами и ломом мебели. Внутри гулял ветер и шастали немцы, которые устанавливали свои порядки. Ежедневно нужно было ходить на перекличку, так как оккупированные находились на учете в военной комендатуре. Специальная комиссия проверяла людей на пригодность для угона в Германию. Тех, кого выбрали, гнали на железнодорожный вокзал, а оттуда уходили эшелоны. Некоторых оставляли для работы в театре. А некоторых отправляли в концлагерь, который размещался в клубе имени Ленина, за бетонным забором…

1 января 1942 года немцы открыли новый театральный сезон в Юзовском музыкально-драматическом театре. Первым спектаклем был «Запорожец за Дунаем».  Елена Петровна вспоминала, что выступали они за паек хлеба, зарплату не платили.

САПОГИ ВМЕСТО БАЛЕТНЫХ ТУФЕЛЕК

Когда немцы отступали, в 1943 году многие артисты покинули город вместе с ними. А Елена Горчакова с двумя подругами по театру обратилась в полевой военкомат с просьбой взять их на фронт. Их зачислили красноармейцами в 8-й отдельный полк связи 8-й воздушной Армии. Так она сменила балетные туфли на солдатские сапоги, а белоснежную балетную пачку – на шинель.

Кроме участия в боях, Лена выступала в армии в художественной самодеятельности, и бойцы с удовольствием смотрели концерты. Импровизированная сцена состояла из двух грузовиков. Она вспоминала, как вместе с фронтовой линией их полк продвигался к Николаеву, потом на Румынию и Чехословакию через освобожденные села и деревни, и всюду все было сожжено фашистами.

Ночевать приходилось в пустых, холодных сараях прямо на земле. Однажды Елена простудилась и тяжело заболела. Ее комиссовали. Вернувшись в город, после выздоровления она снова пошла работать в театр. Начались репетиции спектакля А. Бородина «Князь Игорь». Театр стоял без стекол, кресел и занавеса. Трудно было жить в холоде, на карточном пайке. Но Елена была счастлива, что вновь станет к станку в балетном классе и наденет пуанты. Тогда репетировали в холодном помещении – в кочегарке не было отопительного котла, и грелись с помощью печки-буржуйки. Топили ее хламом, собранным при уборке театра.

В свободное от репетиций время артисты помогали шить костюмы, сами делали разные украшения из фотопленки, латуни, стекляшек, шили балетные туфли. Свои любимые туфельки, привезенные из Киева, Лена сохраняла всю войну. В них она встретила и День Победы, когда танцевала на театральной площади перед собравшимся народом. Берегла их 36 лет, как дорогую реликвию, а потом подарила музею полка, в котором служила. Елена Горчакова была награждена медалью «За мужество», Орденом Великой Отечественной войны 2-й степени, Орденом Трудового Красного Знамени. 

ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ

Проработав полвека в театре, Елена Петровна Горчакова исполнила более пятидесяти ведущих партий в балетных и оперных спектаклях. В их числе: «Жизель», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Золушка», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта», «Корсар», «Аленький цветочек», «Пер Гюнт», «Спартак» и другие. С гастролями прима-балерина объездила весь бывший Советский Союз, выступала в Финляндии, Польше, Швеции. После ухода со сцены Елена Петровна работала в театре педагогом-репетитором.

– Татьяна Ивановна, а кто был супругом Елены Петровны? Как они познакомились?

–  Со своим будущим мужем Елена познакомилась в театре. Однажды к ней в гримерку вошел высокий майор. Он приехал с фронта в отпуск, пришел в театр, увидел на сцене Лену и влюбился. Это был Вадим Коробчанский. Вместе они прожили более 50 лет. Вадим Иванович был ученым-химиком, профессором ДонНТУ. Они всю жизнь очень трепетно относились друг к другу, ценили свою любовь. У них родился сын Юрий, который, к сожалению, трагически погиб в 1999 году, и она всегда с болью говорила об этом.

Мы с Еленой Петровной познакомились в 1995 году и дружили до последних дней ее жизни. Она была очень светлым, доброжелательным, интеллигентным человеком, хорошо знающим историю мирового балета. В 2006 году в Доме работников культуры проходила презентация ее книги «Исповедь перед Богом». Она пришла одна, муж в то время болел, да и Елена Петровна неважно себя чувствовала. Когда она вернулась домой, сердце Вадима Ивановича уже перестало биться. После его смерти она слегла и ушла из жизни через три дня в возрасте 82 лет. По стопам Елены Петровны пошла ее внучка Ксения. Будучи еще совсем маленькой, она всегда приходила с бабушкой на спектакли в театр. Девочка окончила академию русского балета им. А. Я. Вагановой в Петербурге. Долгое время работала в России и за рубежом.

Автор Наталья ДЕДИЦКАЯ

Print Friendly, PDF & Email

Похожие записи