Двигатель экономики

В последнюю субботу июля Донецкая Народная Республика отмечает профессиональный праздник – День работника торговли. Сфера торговли – неотъемлемая составляющая экономической системы любого государства. Она является не только способом удовлетворения человеческих потребностей, но также играет очень важную роль в осуществлении распределения материальных благ, рыночного согласования потребительского спроса и предложения, обеспечивает эффективные межрегиональные связи и поддерживает отечественных товаропроизводителей

Основная задача

В Минпромторге уверены, что основная и неизменная задача торговли заключается в удовлетворении потребностей населения качественными товарами и услугами широкого ассортимента, обеспечении высокой культуры торгового обслуживания, а также гарантий прав и законных интересов потребителей в процессе торгового обслуживания.

В Республике торговля является одной из важных отраслей экономики как по объему деятельности и численности занятого в ней персонала, так и по количеству предприятий в отрасли. Подробнее о торговой сфере рассказала начальник отдела департамента торговли и технического регулирования Министерства промышленности и торговли Наталья Козина.

– Наталья Юрьевна, что составляет основной костяк торговой сферы в Республике?

 – Прежде всего следует отметить – тенденция развития отрасли имеет положительную динамику, что отражается на товарообороте и увеличении количества объектов торговли по всей территории Республики. Торговая сфера широко представлена всеми формами торговли – это магазинная и дистанционная торговля, вендинговая, комиссионная, выездная и ярмарочная.

Мировая торговая практика показывает, что даже в самых высокоорганизованных системах торгового обслуживания имеет место рыночная торговля: вещевые рынки, радиорынки, уличная передвижная торговля, торговля с лотков. При этом розничная торговля является основным звеном всей системы торгового обслуживания, причем происходит постепенное увеличение доли современных форматов торговли.

Одной из прогрессивных форм розничной торговли в настоящее время выступают торговые сети. Формат дискаунтер – магазины низкой ценовой политики – пользуется заслуженной популярностью из-за широкого ассортимента, представленного всеми группами товаров по ценам ниже средних рыночных. Многообразие розничных форматов торговли позволяет создать комфортную среду для потребителей, возможность выбрать те форматы торговли, которые будут отвечать их запросам.

Внутренняя торговля ДНР включает в себя продажу товаров оптом и в розницу, общественное питание, а также торговлю на рынках и является мощным, стремительно развивающимся сектором экономики.

Двигаться вперед

– Сейчас система налажена, все в полной мере работает. Приходилось ли сталкиваться с трудностями на пути к достижению результата, и какие проблемы пришлось решать в ходе развития торговой отрасли?

— Конечно, проблемы были. Военный конфликт, непризнанность Республики и экономическая блокада со стороны Украины – все эти факторы заставили представителей торговли в 2015 году искать новых партнеров и рынки.

В результате экономической блокады многие товаропроизводители столкнулись с острой нехваткой сырья и прочих материалов, необходимых для эффективного производства. В результате проведенной работы по поиску альтернативных поставщиков из других стран заключены новые договоры на поставку необходимых сырья и материалов.

Не будем лукавить, определенные трудности возникают и сейчас как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Однако даже в сложных экономических условиях Республика справилась со своей основной задачей по насыщению потребительского рынка товарами как первой необходимости, так и широкого спроса. Для реализации данной задачи были проведены мероприятия по возобновлению деятельности предприятий торговли и расширению ассортимента реализуемых товаров. Значительно расширился ассортимент представленных товаров на полках магазинов и торговых сетей за счет замещения украинских товаров на товары, импортируемые из Российской Федерации и других стран. В результате проведенной работы в магазинах «шаговой доступности» ассортимент увеличился с 2 до 7 тысяч наименований, в торговых сетях ассортимент увеличился с 7 до 35 тысяч.

Можно с уверенностью сказать, что отрасль торговли Донецкой Народной Республики способна преодолеть любые трудности и двигаться вперед. И сейчас результат этой трудоемкой работы мы видим на полках магазинов.

На сегодняшний день в Республике не существует дефицита каких-либо продуктов, напротив, ассортимент товаров значительно расширился и представлен от социально значимых товаров до сегмента «премиум». Государство заинтересовано в увеличении количества торговых разноформатных объектов и различных форм собственности, расширение торговой сети увеличивает конкуренцию, создает более комфортную среду для потребителей и расширяет каналы сбыта для местных товаропроизводителей.

Выгодное взаимодействие

– Что на ваш взгляд является наиболее эффективным для экономики Республики в торговой сфере на сегодняшний день?

– Сфера торговли является одной из ведущих отраслей экономики Республики. Она осуществляет закупку и продвижение товаров от производителя до конечного потребителя и обеспечивает наполнение бюджета. Эта сфера является конечным звеном любой производственной цепочки, и, соответственно, именно от широты и разнообразия каналов, а также уровня их развития зависят эффективность, объемы и скорость, с которыми производимые в экономике и ввозимые на территорию Донецкой Народной Республики товары достигают своего покупателя.

Сегодня основная задача государственной политики в сфере торговли максимально удовлетворять запросы потребителей, предоставляя выбор доступных, качественных и необходимых товаров, обеспечивая возможность для производителей реализовывать свою продукцию. В этой связи особенно важна низкозатратная, с точки зрения инвестиций, инфраструктура розничной торговли, включающая ярмарочную и рыночную торговлю, позволяющая начать бизнес с минимальными вложениями со стороны хозяйствующего субъекта.

Сфера торговли взаимодействует со всеми другими отраслями экономики, с которыми находится в экономических связях, основной целью которых является удовлетворение потребностей населения в товарах, обеспечение высокого качества и культуры торгового обслуживания, обеспечение гарантий прав и законных интересов потребителей в процессе торгового обслуживания, что свидетельствует о социальной направленности ее функционирования.

– Расскажите подробнее о сотрудничестве с другими странами. С кем-то уже налажены связи, и есть ли экспорт нашей продукции за рубеж? 

 – Начиная с 2015 года, мы постепенно переходили на новые рынки сбыта и поставку товаров из других государств. Географическая структура внешней торговли Донецкой Народной Республики насчитывает более 40 стран. Главным стратегическим партнером в экспортном товарообороте выступает Российская Федерация. Значительная доля продукции экспортируется в Луганскую Народную Республику, Абхазию, Южную Осетию, а также страны СНГ, Европы, Азии и Латинской Америки.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности включает продукцию машиностроительной промышленности и металлургии, нерудные полезные ископаемые, промышленные строительные материалы, товары пищевой и химической промышленности.

В ритме жизни

– Насколько в ДНР налажена дистанционная торговля? Какая польза от интернет-магазинов с точки зрения экономики?

 – Последние десятилетия принято ассоциировать мировою торговлю с интернетом и появлением на его просторах интернет-магазинов. На сегодняшний день такой вид деятельности во всем мире стал целой индустрией, которая привлекает миллионы пользователей своими многогранностью и удобством пользования.

Можно выделить ряд преимуществ интернет-магазинов перед другими форматами: больше ассортимент предложенных товаров, наличие уникальных предложений; потребителям удобно выбирать товар дома, в комфортной обстановке, не вставая с дивана; из-за отсутствия издержек, связанных с арендой торговых площадей, цены на товары примерно на 10-15% ниже, чем в розничных магазинах.

При современном ритме жизни, при нехватке свободного времени очень удобно, не отрываясь от дел, заказывать себе необходимые товары.

Следует отметить, что в целях урегулирования правоотношений, возникающих при продаже товаров дистанционным способом, в Донецкой Народной Республике в этом году принято постановление Правительства ДНР «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», разработанных в соответствии с Законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности, сферы общественного питания и бытового обслуживания населения», которые устанавливают основные требования к осуществлению деятельности по продаже товаров дистанционным способом и регулируют отношения между покупателем и продавцом. Это немаловажный факт, так как в последние годы продажи товаров дистанционным способом завоевывают все большую популярность.

Социальные аспекты

– Каковы формы взаимодействия потребителей и производителей в ДНР?

– В Донецкой Народной Республике пищевая промышленность и сельское хозяйство формируют рынок по обеспечению населения продуктами питания, а производителей – сырьем и полуфабрикатами. Пищевая промышленность представлена предприятиями мукомольной, хлебопекарной, кондитерской, молочной, масложировой, мясоперерабатывающей, плодоовощной, пищевкусовой, пивоваренной, рыбоперерабатывающей, винодельческой и табачной отраслями, а также производством безалкогольных напитков и алкогольной продукции.

Так как главная цель развития сферы торговли – это насыщение потребительского рынка высококачественными товарами отечественного товаропроизводителя по доступным ценам, то одной из составляющих экономического развития Республики является ярмарочная деятельность.

Ярмарки дают возможность поддержать качественную работу местных товаропроизводителей и в полной мере способствовать налаживанию новых экономических связей. Помимо поддержки, ярмарки имеют также социальное значение. Они уже приобрели популярность у населения и способствуют повышению узнаваемости товаров отечественного производства, продвижению новых товаров, расширению ассортимента и снижению цен, позволяют приобрести товар напрямую у производителя по оптово-отпускным ценам.

Перспективы с упором на качество

 – Если сравнивать с довоенным временем, есть ли плюсы у нашей нынешней торговой системы?

 – Следует особо отметить вклад торговли в общее развитие предпринимательства в Республике, так как зачастую именно торговля является «стартовым» видом бизнеса для многих субъектов хозяйствования и становится местом работы в переходные периоды и периоды становления государства, когда основное производство не работает.

На сегодняшний день сфера торговли развивается быстрыми темпами с учетом современных вызовов, в соответствии с изменением потребительского спроса и ростом требований к качеству реализуемых товаров.

Основная задача – максимально удовлетворять запросы потребителей, предоставляя выбор доступных, качественных и необходимых товаров, обеспечивая возможность для производителей реализовывать продовольственные и промышленные изделия. Стабильное развитие сферы торговли является важным социально-экономическим фактором, поэтому подходы к регулированию торговли на всех уровнях должны быть особенно продуманными.

С целью повышения качества производимой продукции Государственным предприятием «Донецкстандартметрология» совместно с Министерством промышленности и торговли ДНР в 2017 году разработана и успешно внедрена система добровольной сертификации «Стандарт Донбасса». Сертификация проводится по 79 позициям производимых в Республике товаров и оказываемых услуг. Для проверки соответствия качеству каждый продукт проходит широкий спектр испытаний. Стоит отметить, что на сегодняшний день сертификат получили более 100 отечественных предприятий различных отраслей промышленности.

– Какие задачи являются для министерства приоритетными?

– Одной из приоритетных задач является обеспечение доступа населения к высококачественным продуктам и товарам, произведенным в Республике.

Максимально полное удовлетворение потребностей самых широких слоев населения может быть обеспечено в условиях функционирования разнообразных форм торгового обслуживания: магазинов с традиционными формами обслуживания и самообслуживания, магазинов салонной торговли и магазинов фирменной торговли, магазинов дискаунтеров и интернет-магазинов, магазинов-автоматов и магазинов-складов современных технологий путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры.

Следует отметить, что торговля, ее виды и функции в современных условиях развития ее форм и способов многогранно и напрямую зависит от влияния информационных технологий и становления цифровой экономики в целом.

Автор Светлана СЛАВЯНСКАЯ. Фото Валерия ЛУКИЧА

Print Friendly, PDF & Email

Донецкое время Республиканская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 32 полосы, 8 цветных, телепрограмма. Освещает самые разнообразные сферы жизнь Республики: социальная, политика, экономика, военная. Охват аудитории – ДНР.

Похожие записи