Черные дни Многополья и Иловайска

Летом 2014 года в Иловайске и его окрестностях происходили ожесточенные бои, завершившиеся к началу сентября для ополчения Донецкой Народной Республики победой, а для украинских агрессоров обернувшиеся позорным Иловайским котлом, в котором они потерпели самые масштабные потери за время войны в Донбассе. Основные бои происходили в августе, но первый раз украинские войска обстреляли Иловайск 12 июля, о чем «Вечерка» вспоминала в прошлом номере.

В эпицентре боев тогда оказался не только сам Иловайск, но и прилегающие к нему села, в том числе Многополье, где в конце прошлой недели побывали наши корреспонденты, чтобы пообщаться с очевидцами страшных событий лета 2014 года.

Бесчинства «освободителей»

Те черные дни навсегда останутся в памяти жителей Многополья. 7 августа село захватили одиозные украинские добровольческие батальоны. Они обосновались в некоторых домах, а также заняли сельсовет, школу, бомбоубежище. Обходя дворы, расспрашивали, кто тут проживает, смотрели мобильные телефоны, выясняли, кому звонили люди, чтобы узнать, нет ли среди них корректировщиков. Улицы села заполонили чужаки с автоматами, поэтому жители боялись выходить из своих домов, впрочем, им и не разрешали выходить даже в магазин за продуктами.

Денис Аланин, который тогда еще учился в местной школе, вспоминает, что, когда один раз ему все же удалось проехать в соседнее село за продуктами, украинские военные его предупредили, что за такие поездки можно получить пулю в спину. Поэтому в дальнейшем приходилось обходиться теми припасами консервации, что были в погребе, и тем, что выросло на огороде.

Когда батальоны оккупировали Многополье, они сразу занялись мародерством.

Василий Дроганов, который несколько лет был здесь главой сельской администрации, рассказал, что в администрации украинские «освободители» забрали факс и дисковые телефоны, из амбулатории унесли всю медтехнику, у некоторых жителей отобрали даже столовые приборы.

Нынешняя глава сельской администрации Елена Овчаренко говорит, что боевики добробатов не только «экспроприировали» в школе всю оргтехнику, но еще решили уничтожить и само ее здание – сначала выбили прикладами стекла, а когда убегали из села, то из танка произвели целенаправленный выстрел по школе, повредив несущие стены.

«На следующий день после ухода «укропов» мы пошли в центр села и ужаснулись, увидев родную школу: стекла в ней были выбиты, в стене зияла большая пробоина, в классах и спортзале валялись вещи боевиков», – вспоминает один из учеников Дмитрий Овчаренко.

Также украинские головорезы выгнали коров из коровников, а туда загнали свою военную технику. Бедные животные неприкаянно бродили по полям, где объелись кукурузы, от нее у них раздуло животы, кроме этого, их не разрешали поить водой и доить, из-за чего они ревели на все село.

«Один мужчина пожалел коров, пошел их поить, в итоге был убит осколком. Его даже не разрешили похоронить на кладбище, пришлось хоронить в палисаднике. Но потом перезахоронили», – рассказывает Василий Дроганов.

А еще боевики порезали много баранов, причем больше, чем смогли съесть. А так как хранить туши было негде, мясо на жаре быстро протухло – запах стоял ужасный.

«Это не военные, это вооруженное стадо, жестокое, злобное, алчное», – считает Василий Георгиевич.

Иловайские ужасы

Мародерством и зверствами украинские «защитники» «прославились» не только в Многополье. Во время поездки в соседний Иловайск нам довелось познакомиться с молодыми ребятами Никитой и Виталиком, которые живут на въезде в город со стороны Донецка. Будучи подростками, шесть лет назад они стояли на одном из блокпостов. Но когда начались сильные обстрелы, вынуждены были прятаться в бомбоубежище.

«Без разрешения нам нельзя было выходить оттуда. В туалет выходили с белым платком – чтобы не убили снайперы. Пока мы сидели в бомбоубежище, «укропы» вынесли из наших домов телевизоры, компьютеры, золото, деньги, телефоны, у наших семей вскрыли гаражи, забрали автомобили», – говорит Никита.

По его словам, тех, кто пытался пробраться в гараж, чтобы взять в расположенных там погребах соленья, избивали.

«Когда сосед пошел в гараж, его забрали в 14-ю школу, где у «укропов» был штаб. Потом отпустили. Когда я увидел соседа, у него от кончиков пальцев до ушей кожа была синяя, издевались над бедным, как могли», – рассказывает Никита и добавляет, что случаев насилия над людьми было множество.

Жителю Иловайска электромеханику Алексею пришлось во время войны переквалифицироваться в пулеметчика, а затем – в сапера. Но сейчас он уже не служит из-за травм рук и ноги, полученных во время разминирования. По его словам, многие местные жители тогда пошли защищать родной город от украинских захватчиков – практически все подразделение «Сомали» состояло из иловайских ребят.

«Моего знакомого «укропы» расстреляли из-за того, что он не отдавал машину, сначала убили жену, потом – его самого. Грабили дома. Не выпускали людей в магазины купить хотя бы воды, несмотря на то что стояла жара, а в городе не было воды и света», – рассказывает Алексей.

Возрождение села

Сразу после освобождения Многополья, в конце августа 2014 года, Василий Дроганов стал активно помогать односельчанам. Позже его назначили главой сельской администрации. Елена Овчаренко тогда была его заместителем и вместе с Василием Георгиевичем тоже как могла поддерживала земляков.

По ее словам, благодаря Василию Георгиевичу были восстановлены разбитые украинскими «освободителями» жилые дома, школа, детсад, амбулатория.

Также Елена Александровна очень признательна учителям, ученикам и тем местным жителям, которые помогали наводить порядки в селе. Уже 1 октября 2014 года дети смогли сесть за парты в «залатанной» со всех сторон школе. Капитально ее отремонтировали в 2017 году – установили пластиковые окна, завезли новую мебель и пр.

Огромную помощь односельчанам оказывал директор ООО «Многополье» Николай Костанда. Как рассказала глава сельской администрации, после освобождения села от украинских захватчиков он завез в каждый двор по два мешка зерна, забил свиней, чтобы раздать людям мясо и сало. И до сих пор Николай Васильевич всячески поддерживает своих односельчан.

Память о войне

В сентябре 2017 года в Многополье был открыт памятник ополченцам, погибшим в боях с украинскими карателями в августе 2014 года. В окрестностях села нашли две безымянные могилы. Позднее удалось идентифицировать одного из похороненных в них – им оказался житель Иловайска Алексей Зыков. По инициативе Василия Дроганова в память о погибших здесь ополченцах был сооружен монумент. Его бесплатно сделал скульптор Геннадий Сизонов. В центре композиции находятся два воина – солдат Великой Отечественной войны и ополченец ДНР.

«Я хотел показать преемственность поколений, одно из которых защищало нашу Родину от фашизма немецкого, а другое теперь защищает ее от неофашизма украинского, – сказал во время открытия памятника скульптор. – Это встреча в вечности солдата Великой Отечественной с современным солдатом. Возможно, это даже дед, навсегда оставшийся молодым, теперь встретил там своего внука и коснулся его плеча».

А еще в память о драматических событиях была издана «Книга памяти: война глазами детей», в которой опубликованы воспоминания учащихся школ Многополья и соседних сел. «Вряд ли мы могли представить даже в страшном сне, что наши дети волею судьбы окажутся детьми войны. Самой настоящей – жестокой, беспощадной», –говорится в предисловии книги.

Виктория ЛЕВ

Валерий ЛУКИЧ (фото)

Print Friendly, PDF & Email

Донецк Вечерний Городская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 16 полос, 4 цветные, телепрограмма. Освещает события города Донецка и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Донецк, ДНР.

Похожие записи