Бронхиальная астма – не приговор

Детский пульмонолог Эдуард Бухтияров – личность, известная не только в Донецке, но и за его пределами. Доктора знают многие родители, столкнувшиеся с пневмониями, бронхиальной астмой, заболеваниями верхних дыхательных путей у своих детей. Корреспондент «Вечерки» попросила его рассказать как о себе, так и об успехах в лечении бронхиальной астмы, которая в последнее время сильно помолодела.

Медиком стал по желанию мамы

Эдуард Вальтерович, как вы пришли в медицину? Вы не из династии врачей?

– Мои родители были инженерами. Но многие родственники имели прямое отношение к медицине. Бабушка была помощником главного санитарного врача городской санстанции. Тетя по линии отца много лет проработала педиатром, а тетя по линии мамы – санитарным врачом-эпидемиологом. Двоюродная бабушка в войну работала акушером-гинекологом.

Я пришел в медицину, скорее, по желанию мамы. Ее настольной книгой был справочник врача-педиатра, она была настолько грамотна в плане медицины, что многие соседи думали, что мама не инженер, а детский врач. С ранних лет она рассказывала мне о преимуществах работы врача-педиатра. Ненавязчиво, по-матерински объясняла, как это замечательно – лечить детей.

Уже к десятому классу я знал, что пойду учиться на педиатрический факультет нашего медицинского университета. Однако я решил, что если не поступлю с первого раза, то вторую попытку связать свою жизнь с медициной предпринимать не стану. Но, видимо, это была судьба, и я стал студентом. О выбранной профессии не пожалел ни разу. С детьми очень интересно общаться.

Интересно, но и сложно. Ведь не каждый ребенок может четко рассказать, что у него болит. Особенно, если это малыш грудного возраста.

– Да, работать педиатром сложно, а иногда и страшно. Это всегда огромный груз ответственности за жизнь и здоровье маленького человека. Но я люблю детей. Общение с ними, огромный позитив, идущий от маленьких пациентов, компенсируют все трудности.

Почему выбрали пульмонологию?

– Тоже ирония судьбы. После окончания вуза я пять лет отработал в городе Ровеньки. После этого поступил в клиническую ординатуру на кафедре педиатрии, которую тогда возглавлял выдающийся педиатр Анатолий Иванович Мельник, к сожалению, уже ушедший от нас.

Я вообще горжусь нашей кафедрой. Ведь педиатрическая школа в Донецке всегда была одной из лучших в СССР. Такая плеяда профессоров, как Борис Яковлевич Резник, Ефим Моисеевич Витебский, доцент Валентина Петровна Шепитько, – люди, известные во всем Советском Союзе. Борис Яковлевич и Валентина Петровна стояли у истоков детской гематологии. Есть даже учебник Резника и Шепитько по детским лейкозам. А что касается трудов Ефима Моисеевича Витебского, то даже сегодня многие авторы, исследующие проблему целиакии, ссылаются на его работы 70-х годов прошлого столетия.

После окончания клинической ординатуры, которая действовала на базе тогда еще областной детской клинической больницы, я остался работать в ее нефрологическом отделении и даже не думал, что буду менять место работы. Но профессор Евгений Исаакович Юлиш предложил мне попробовать заведовать детским пульмонологическим отделением. Это было в 1997 году. Сейчас я работаю внештатным пульмонологом и заведую отделением для детей с респираторной инфекцией городской клинической больницы № 3. Есть у нас в отделении и 30 коек пульмонологического профиля – для детей с бронхиальной астмой, пневмониями, обструкциями верхних дыхательных путей.

Астмой страдают даже младенцы

Если еще два-три десятилетия назад бронхиальная астма чаще всего встречалась у курильщиков с большим стажем, то сегодня это заболевание поражает даже самых маленьких детей.

– Да, во всем мире сегодня отмечается рост заболеваемости бронхиальной астмой. По прогнозам, к 2030 году от этого недуга может страдать каждый третий житель нашей планеты. Я думаю, что это связано с экологическими проблемами и химизацией нашей жизни. Мы живем в эпоху эндорапторов – ядов, которые употребляем в пищу, которые пьем вместе с водой, которыми дышим. Поэтому в такой неблагоприятной экологической ситуации и растет число пациентов с бронхиальной астмой.

Сейчас астма очень сильно помолодела. Болеют не просто дети, но и совсем малыши. В год мы диагностируем один-два случая заболевания бронхиальной астмой у детей младше 12 месяцев! За первый квартал этого года диагностировали астму более чем у 200 детей разного возраста. Всего в городе на учете с бронхиальной астмой находится более 1 100 детей. 1 300 ребят стоят на учете с аллергическими ринитами. На третьем месте – атопический дерматит. Его успешно лечат детские дерматологи и аллергологи. Но иногда эти дети попадают и к нам в отделение. Аллергические риниты лечат с участием лор-врачей. В нашем отделении мы больше сталкиваемся с бронхиальной астмой.

Как лечатся сегодня обострения бронхиальной астмы?

– В основном ингаляциями. Но в особо тяжелых случаях приходится применять и инфузионную терапию, которую в народе называют капельницами. Но чаще всего мы справляемся при помощи ингаляций, доставляя препараты в дыхательные пути при помощи небулайзеров или спейсеров. В последние годы появились новые препараты для лечения астмы, и мы видим хорошие результаты.

Если правильно заниматься этим заболеванием, то сегодня бронхиальная астма лечится гораздо более успешно, чем 20-30 лет назад. У нас есть пациенты, которые уже выросли, сами стали родителями и приходят к нам со своими малышами.

То есть сегодня родители ребят, страдающих бронхиальной астмой, уже не привязаны к дому и могут, купив маленький небулайзер и нужные препараты, куда-то выходить и даже выезжать с ребенком?

– Главное, достигнуть контроля над недугом. Астма – заболевание хроническое, и пока нет таблетки, которую можно выпить и полностью вылечиться. Я верю, что такое лекарство создадут. Но даже современное лечение позволяет хорошо контролировать это заболевание, жить нормальной жизнью, заниматься спортом. Отличие ребенка с астмой от здорового лишь в одном – дома он один-два раза в день дышит через небулайзер подобранным для него препаратом. С собой лучше носить препараты в ингаляторе, оказывающие помощь, если начнется внезапный приступ. Но большинству наших пациентов редко приходится их применять.

Таким детям нужно проводить мониторинг заболевания, измерять пиковую скорость выхода. Для этого существуют специальные приборы – пикфлоуметры, контролирующие внешнее дыхание. Желательно, чтобы такой прибор был дома у каждого пациента с бронхиальной астмой.

То есть сегодня бронхиальная астма – это уже не приговор?

– Абсолютно не приговор. При грамотном подходе к лечению можно достичь ремиссии. Иногда мы даже снимаем этот диагноз! Особенно у мальчиков. В пубертатном периоде астма часто уходит. Причина – воздействие мужских половых гормонов. Были среди наших пациентов ребята, мечтавшие стать военными. И стали!

Здоровый образ жизни снижает риск

Есть ли меры профилактики, которые помогут избежать бронхиальной астмы или снизить риск заболевания?

– Самое важное – это отказаться от курения как табака, так и электронных сигарет, и кальянов. Ведь от дыма страдают не только сами курильщики, но и находящиеся рядом люди. Часто вижу, как курят мамы с колясками и даже женщины, готовящиеся стать мамами. Они не просто наносят вред своему здоровью, но и подвергают риску заболеть бронхиальной астмой своих детей.

Рекомендую своим пациентам и занятия спортом. Оптимальный вариант для ребенка с астмой – плавание. Хорошие результаты приносит и легкая атлетика. Возможны и занятия различными единоборствами, если нет аллергии на пыль спортивного зала. Здоровый образ жизни максимально снижает риск заболеваний органов дыхания.

Раньше в Донецке работала астма-школа. Что с этим проектом сейчас?

– Мы думаем над возобновлением работы астма-школы. Уже общались на эту тему с Еленой Вячеславовной Колесниковой, директором донецкого аллерго-центра. Это очень важный проект как для детей, у которых диагностирована бронхиальная астма, так и для их родителей. Нужно возобновить его работу как можно скорее. Мы берем на себя обязательство сделать это если не в этом году, то уже точно в следующем. Как и ранее, занятия будут проходить раз в месяц.

Ксения БЕЛАШОВА

Print Friendly, PDF & Email

Донецк Вечерний Городская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 16 полос, 4 цветные, телепрограмма. Освещает события города Донецка и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Донецк, ДНР.

Похожие записи