Когда поет душа цыганская

Людей всех национальностей привлекают задушевные цыганские романсы и зажигательные пляски. Наверное, этим и объясняется популярность цыганского театра Луизы Жемчужной, который давно пользуется заслуженной симпатией у донецкой публики.

На концертах этого коллектива всегда аншлаг. Артисты театра вкладывают в свое творчество душу, а потому никогда не уходят со сцены без аплодисментов благодарной публики и цветов.

Десятого ноября цыганский театр вновь порадовал гостей и жителей нашего города своим выступлением на сцене Донецкой государственной академической филармонии. Артисты представили новую программу «Цыганское счастье», в которую вошли старинные и современные песни и лучшие произведения из репертуара театра «Ромэн». Они прозвучали в исполнении солистов Луизы Жемчужной, Ольги и Николая Сличенко, Кристины Яковенко (Жемчужной). Большинство романсов, исполненных артистами, хорошо известны каждому из нас – «Звени, моя гитара», «Присядем и поговорим», «Не вечерняя», «Эх, раз». Никого не оставили равнодушным знаменитая цыганская венгерка и виртуозное соло на скрипке замечательного музыканта Артура Тютюнника. Интересной иллюстрацией к концертным номерам стали комментарии Натальи Варакуты о происхождении цыган, их обычаях и песенных традициях.

После концерта руководитель цыганского театра Луиза Жемчужная ответила на вопросы об истории создания коллектива и его творческой жизни.

Луиза, давайте вспомним историю театра. Как все начиналось?

Наш цыганский театр работает почти двадцать пять лет, в следующем году мы будем отмечать юбилей. Уже в 1995 году у нас был сольный концерт в Макеевском ТЮЗе, посвященный 50-летию Победы. Потом начались наши выступления по Донецкой области. А недавно мы побывали в Луганске, где наш концерт посетили почетные гости – представители руководства ЛНР. Мы выступили в нескольких городах Луганской Народной Республики, и везде зрители очень тепло нас принимали. Ведь цыганская песня всем близка и трогает сердце каждого человека.

Вы, наверное, выросли в музыкальной семье?

Да, мой отец был музыкантом. Нас было шестеро детей, и, когда папа играл, мы все пели и плясали. Мой муж Валерий Сухомлин тоже музыкант и аранжировщик, наша дочь Кристина Яковенко (Жемчужная) окончила Донецкую музыкальную академию имени С. С. Прокофьева. Сейчас она солистка цыганского театра и лауреат многих фестивалей и конкурсов.

Когда мы только начинали, коллектив был небольшим: Наталья Варакута, которая сейчас возглавляет Донецкое культурно-просветительское общество ромских женщин «Мирикля», я и Валерий. Он играет на клавишных и сочиняет музыку. Были еще гитарист и две девушки.

Потом началась работа с детьми в школе-студии «Кхаморо» (Солнышко) при театре и ромском обществе. Мы начали готовить детей к школе, параллельно приобщая их к цыганской культуре и традициям. Мы осознаем, насколько важно сохранить свою самобытность, поэтому в наших семьях говорят на родном языке и сохраняют народные обычаи.

Вы основатель и бессменный руководитель коллектива. Расскажите о том, какие произведения входят в его репертуар.

Основу репертуара составляют песни разных этнических цыганских групп – влахов, плащунов, сервов, кишиневцев, ловарей. Именно из представителей данных народностей состоит наш коллектив. Мы исполняем народные цыганские таборные песни, произведения в современной обработке, полюбившиеся публике романсы, зажигательные танцы.

На Ваш взгляд, что общего между русской и цыганской песней?

Они как родные сестры. Вспомним историю. Первый цыганский хор был создан по распоряжению графа Орлова-Чесменского в 1774 году. Затем подобные коллективы стали возникать один за другим и в начале XIX века пользовались в России большой популярностью. Солисткой одного из таких ансамблей, например, была знаменитая Степанида Солдатова, больше известная публике как Стеша. Кстати, крестным отцом ее внучки был Александр Сергеевич Пушкин.

В репертуарах цыганских хоров, кроме русских народных песен, часто встречались песни, созданные профессиональными поэтами и музыкантами Гавриилом Державиным, Афанасием Фетом, Алексеем Кольцовым, Алексеем Апухтиным. А русские композиторы, такие как Алябьев, Варламов, Гурилев, часто писали музыку специально для цыганских исполнителей. Так на свет появился городской цыганский романс, соединивший в себе мелодику русской и цыганской песни. Он прочно обосновался в репертуаре цыганских хоров и дожил до наших дней.

Чем сейчас живет ваш коллектив?

Наш театр активно участвует в культурной и общественной жизни Республики. Мы выступали в концерте, приуроченном к Дню города в парке имени Щербакова. Участвовали в таких праздничных мероприятиях, как День народного единства, в празднике национальной кухни «Гостиное подворье» и многих других.

Ваши сценические костюмы выглядят великолепно. Кто занимался их созданием?

Костюмы мы придумываем сами, у нас есть своя портниха. Она шьет не только цыганские наряды, но и сценическую одежду для народных танцев.

Казалось бы, что сложного в том, чтобы пошить яркое цыганское платье для выступления. Однако существуют определенные каноны, формировавшиеся на протяжении веков. Например, юбка непременно должна состоять из трех полотен крепдешина, причем складки должны «смотреть» в одну сторону, подшиваться к поясочку и завязываться спереди. Ширина такой юбки – двойной и тройной солнце-клеш. Вместе с обязательной оборкой на подоле они создают эффект бурлящей морской волны. Кофты раньше шили с рукавами, плечи были закрыты, потому что цыгане – народ целомудренный. Примерно сто лет назад появилась цыганская эстрадная мода – яркие кофты с открытыми плечами, юбки с паетками. В таких нарядах мы выходим на сцену. В повседневной жизни наши женщины предпочитают бирюзовый и красный цвета, одежду дополняют золотые украшения.

Где берете материал для творчества?

У нас есть потомственные гитаристы и вокалисты, сочиняющие авторские песни. Некоторые из них прозвучали сегодня, например «Как живете, ромале» Валерия Сухомлина. Мой супруг пишет, делает аранжировку и записывает звук в домашней студии. Мы дружим и сотрудничаем с московским театром «Ромэн» и другими коллективами. Обмениваемся с ними творческими идеями, получаем дельные советы. С театром «Ромэн» нас связывает не только дружба, но и родственные узы. Наши солисты Ольга и Николай Сличенко – родственники знаменитого Николая Алексеевича Сличенко, художественного руководителя театра, народного артиста СССР, лауреата государственной премии СССР.

Наше призвание – радовать людей самобытными народными песнями и танцами, в которых раскрывается цыганская душа. Мы счастливы дарить людям положительные эмоции и хорошее настроение. Наш следующий концерт состоится четырнадцатого ноября в Енакиеве в местном Дворце культуры. Будем рады новой встрече со зрителями.

Удачи Вам и вашему коллективу!

Мария ФЕДОРОВА

Print Friendly, PDF & Email