От движения к успеху

Учеба в режиме дистанционного образования заставила всех его участников под другим углом посмотреть на образование, на роль учителя в организации учебного процесса: самих педагогов, учеников и их родителей. О том, как она видит процесс современного обучения, о балансе классической педагогики и инновационных методов я побеседовала с руководителем городского методического объединения преподавателей дисциплин природоведческого цикла, учителем химии, природоведения, а также трудового обучения МОУ «Школа №4 г. Докучаевска» Натальей Дмитриевной Сотырко.

— Наталья Дмитриевна, современное преподавание, оно какое на ваш взгляд?

— С одной стороны сегодня благодаря интернету школьники имеют доступ к огромному объему познавательной информации по всем школьным предметам. Есть много интересных научно-познавательных фильмов, которые дети смотрят. В этом отношении школьное обучение, конечно, проигрывает в зрелищности, в наглядности. Но это, так сказать, пассивное обучение. Школьник только получает информацию. А современные стандарты образования ставят перед учителем задачу научить ребенка учиться. То есть, уметь самостоятельно искать информацию, вычленять в ней главное, делать самостоятельные выводы, применять знания на практике. А еще, и это очень важный момент, — уметь рассказать о том, что ты знаешь. Эти навыки можно отрабатывать только на уроке. Но и учителя не должны стоять на месте, должны тоже постоянно учиться, осваивать современные методы. Время от времени каждому учителю необходимо обновлять свое представление о том, что такое урок, и что такое образование, чтобы не оказаться в глазах учеников «не конкурентоспособным» по сравнению с интернетом, каналом «Discоvery» и ВВС.

— Есть базовые принципы построения урока в соответствии с современными требованиями? Как мотивировать ученика стать активным участником образовательного процесса?

— Есть много методов, упражнений, психологических методик, которые помогают сформировать у школьника интерес к учебе. Но я бы выделила несколько основных направлений. Так сказать, «три кита», на которых строится урок. Хотя их несколько больше. Первый – это движение. Ученики не должны просто сидеть и слушать на уроке. Они должны думать, отвечать на вопросы, выполнять задания, размышлять. Да, это очень непросто. Получается шумно. Но шум-то продуктивный, который помогает заставить ребенка работать на уроке. Организовать, «срежиссировать» такую ученическую работу, в результате которой то, что было намечено учителем, дети и усвоят, и запомнят, и выполнят, гораздо сложнее, чем «рассказать тему», «дать задание», «поставить вопросы» и … отругать за невыполнение. Но в этом я вижу единственную возможность повысить качество обучения. Нередко ставлю перед учащимися научную проблему, вовлекая их в размышления ученого, исследователя, у которого возник научный вопрос. Вот один из примеров: облака состоят из воды, вода тяжелее воздуха, тогда почему облака плавают в небе? Начинаем вместе разбираться. Убеждена, что познавательный интерес является могучей движущей силой самостоятельного приобретения знаний.

А труд педагога, затраченный на воспитание познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, поднимает личность ребенка на более высокую ступень.

Второй «кит» — вариативность. Необходимо учитывать интересы и наклонности учеников, и в соответствии с ними выбирать варианты задания. Вот бывает, родители говорят: «Ой, мой ребенок, гуманитарий, он в точных науках не разбирается». Или наоборот, считают, что людям с математическим складом ума тяжело даются язык и литература. Нет. Каждый может справиться, важно правильно подобрать задание. А когда ребенок смог выполнить задание, — он добился результата, почувствовал радость от собственных сил, появился дальнейший интерес к учебе. И вот тут нужно говорить о третье важной составляющей обучения — создании ситуации успеха.

О том, как важна она для развития ребенка, сегодня говорят все современные психологи. Каждое задание, с которым справился ученик – это его успех, его очередной шаг вперед. Он получает веру в собственные силы. И конечно, похвалу от учителя или родителей. Кстати, знаете, каким должен быть учитель, по мнению учеников? Справедливым ко всем. Вот этого ждут от нас дети.

— Давайте вернемся к началу нашего разговора, к влиянию компьютерных технологий на детей. Редкий ребенок сейчас не проводит свободное время, играя в компьютерные игры.

— Да, это так. Учителя постоянно сталкиваются с тем, что есть дети, которых приходится выдергивать из телефона. И ребенок в этот момент, к сожалению, совершенно не в теме урока. Это очень плохо. Но принципы компьютерных игр можно брать на вооружение и учителям. Дети любят квесты, переходы на новые уровни. Нужно разрабатывать для них задания по теме школьного предмета, которые связаны между собой или предусматривают переходы от одного уровня сложности к другому. Детям нравится, они радуются, если справились с заданием, и с охотой берутся за следующее. А это то, о чем мы говорили с вами выше: создание ситуации успеха.

— Что еще, на ваш взгляд, может мотивировать ученика учиться?

— Практическое применение знаний. Их связь с жизнью. Возьмем химию. Она ведь окружает нас в жизни повсюду. Например, для участия в республиканском конкурсе я разработала программу учебного курса «Химическая азбука пищи». А в ней рассказала, из чего состоят продукты, какие процессы происходят при приготовлении пищи, какое влияние она оказывает на организм человека, что полезно, а что вредно. Разработала задания для учеников, которые напрямую связаны с повседневной жизнью. Вот вам практическое применение знаний, которые мы изучаем на уроках химии. Мой проект получил третье место на конкурсе и теперь рекомендован к использованию в школах. Хорошо помогает показать связь научных знаний с жизнью методика метапредметности. Например, я разработала интегрированный урок «С солями по жизни». Мы разбирали с учениками, в каких областях жизни применяются соли, а для этого нам понадобились не только знания по химии, но и по биологии, физике, географии, трудовому обучению. А к 75-й годовщине Победы мы с учениками готовили исследовательский проект «Наука ковала Победу». Изучали, какие разработки химической, фармацевтической промышленности были созданы и внедрены во время Великой Отечественной войны. Какие металлы использовались для создания вооружения. Например, для брони танков. Мы назвали их металлы — солдаты Победы.

— А какой должна быть роль родителей в учебном процессе?

— Родителям нужно помнить о том, что учеба – это труд, Что у школьников есть не только права, но и обязанности. И приучать к этому детей. Если родители и школа движутся в одном направлении, для ребенка будет больше пользы. Сейчас родители много помогают детям в выполнении школьных заданий, но здесь важно именно помогать, а не выполнять работу вместо ребенка. Чтобы не вы, а он получал удовольствие от успеха, от хорошей оценки. Чтобы мог рассчитывать не на ваши, а на собственные силы. Это поможет ему во взрослой жизни.

— Наталья Дмитриевна, как вы оцениваете период дистанционного обучения. Впервые так долго учиться и учить пришлось на расстоянии.

— Безусловно, очень непростой период. Для всех непростой. Чтобы помочь ученикам в выполнении заданий, я разработала для них индивидуальный план, где сказано, какие задания и в какой последовательности они должны выполнять. Хорошо зарекомендовали себя графические схемы, таблицы. Это своего рода сжатые конспекты уроков. В интернете сейчас много выложено видео с проведением химических опытов, с готовыми уроками по разным темам. Предлагала ученикам ссылки на такие уроки. Но прежде чем дать ссылку на урок, нужно было самой его посмотреть, оценить. Не все из них оказались хорошими, полезными. Еще раз повторю, что было сложно, но это был новый опыт. По итогам дистанционного обучения у меня появились положительные разработки, которые я хочу сохранить для дальнейшей работы.

— Наталья Дмитриевна, а что для вас ситуация успеха, что радует в работе?

— Радует, если мои уроки стали полезными для моих учеников в жизни. Недавно получила сообщение от одного из своих учеников, не самого послушного в школьные годы, надо сказать. Учился он у меня лет десять назад, а тут у него возник спор на тему ботаники, и, вспомнив, что этот вопрос мы когда-то разбирали на уроке, он попросил меня подтвердить, правильно ли он все помнит. А еще поблагодарил за интересные уроки, и сказал, что только с возрастом оценил их пользу. Радует, что когда идешь по городу, с тобой здоровается много людей, тебя помнят, останавливаются поговорить. Это самая лучшая оценка для педагога.

Светлана ХАРИНСКАЯ

Print Friendly, PDF & Email

Наше время Городская еженедельная газета. Выходит с 1 сентября 2016 года. Объем – 8 полос, 2 цветные, телепрограмма. Освещает события города Докучаевска и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Докучаевск и прилегающие территории.

Похожие записи