Мы будем помнить эти дни

Так ли важно указание точной даты, когда на город легли первые мины и «грады», лишившие жизни несколько десятков человек, для осознания степени нравственного падения украинских военных, поднявших руку на мирное население?

Это были первые жертвы до сих пор еще не оконченной войны. Ясиноватая содрогнулась от разрушений и ужаса, но устояла. Будто бы вспомнив, как когда-то сопротивлялся немецко-фашистским захватчикам, город воинской славы Ясиноватая встал непреодолимой преградой на пути тех, кто хотел уничтожить Донбасс. Долгие годы этот город будет казаться прячущимся в подвалах и бомбоубежищах жителям живым организмом. Он будет принимать удары и сражаться вместе с нами, плечом к плечу, с циничным и подлым врагом. Это было лето 2014 года. Впереди 15-й, 16-й год…, и никто не мог поручиться за свое завтра.

Первый удар по городу был чудовищным. Разрушительный и внезапный, он стал неожиданностью для всех. Центральный рынок города и окрестные магазины были похожи на пылающее месиво искалеченных тел и осколков. Даже сейчас на месте сгоревших торговых ларьков никто не торгует. Новая плитка, восстановленные каркасы металлоконструкций, чисто и прибрано, но… Слишком жива еще рана в людской памяти.

Иван Никифорович Завгородько, житель одного из центральных районов города, вспоминает это время со слезами на глазах:

– Тогда ещё мало кто понимал, что происходит. Представить себе, что мы, пережившие Великую Отечественную войну, застанем еще одну, не мог никто. Да и с кем воюем? Кто напал? Во все это просто не верилось. Люди теряли родных и близких. Голод, нужда, разрушения… Словно видишь кошмарный сон, а проснуться не можешь.

Обстановка на фронте менялась. Бои то затихали на время, то разгорались с новой силой. Неизменным оставалось одно: артиллерийские обстрелы мирных кварталов, домов ни в чем не повинных граждан со стороны украинских вооруженных формирований. Калибр снарядов, беспрерывно выпускаемых по городу, изначально предназначался для уничтожения военных бронированных укреплений. Направленные на объекты гражданской инфраструктуры, такие обстрелы наносили огромный ущерб системе жизнеобеспечения города. Очень скоро вся Ясиноватая осталась не только без воды, но и без света. Несмотря на самоотверженный труд ремонтно-восстановительных бригад, удержать стабильное газоснабжение в городе тоже не удалось. Казалось, что Ясиноватая погрузилась в средневековье. Ежедневные бесконечные очереди за водой стали обычным явлением. Магазины и аптеки прекратили торговлю. И все это – под канонаду тяжелых орудий, под разрывы снарядов и мин! Микрорайон Зорька, уютный, зеленый и красивый уголок Ясиноватой, ежедневно ровняли с землей. Целые подъезды девятиэтажных домов складывались, как карточные домики. Здание управления Ясиноватского машиностроительного завода, настоящий памятник архитектуры, было практически полностью уничтожено. Количество разрушений в частном секторе, расположенном на окраинах города, с трудом поддавалось подсчету.

Но мы помним не только это. Мы помним защитников Республики, раздающих в городе бесплатно хлеб, лекарства и продукты первой необходимости. Помним, как вместе дежурили ночами, ели из одного котелка. Помним, как горожане, все – от мала до велика, подсвечивая в темноте подручными средствами, искали вместе с военными маячки – наводки для украинской артиллерии, подброшенные диверсантами. Нам не забыть, как, обнимая солдат и офицеров, ставших для нас родными, плакали, провожая их на новые боевые позиции.

Рано или поздно эта война закончится. Закончится нашей победой. Ясиноватая устояла в жестокой схватке с врагом, став надежным рубежом для всей Донецкой Республики. Но в наших сердцах и в сердцах будущих поколений будет жить память о жестокости украинских вооруженных формирований и бесстрашии наших защитников, о том мужестве, с которым будет встречен любой захватчик. Донбасс никто не ставил на колени! И никому поставить не дано!

Денис МЕЛЬНИЧЕНКО

Print Friendly, PDF & Email

Похожие записи