Классика побеждает
Недавно творческая группа Донецкого театра кукол приняла участие в VI Международном фестивале кукольных спектаклей малой формы «Рыжее настроение» в Москве и стала победителем в двух номинациях. О состоявшейся поездке и нынешней жизни театра мы поговорило с главным режиссером театра, заслуженным артистом Украины Анатолием Поляком
Среди самых «рыжих»
– Анатолий Петрович, почему на фестиваль была выбрана именно сказка «Гуси-лебеди»?
– Не секрет, что на любом фестивале есть свои требования, касающиеся, например, количества актеров, технических параметров постановки. Выбранный спектакль отвечал условиям фестиваля «Рыжее настроение». Он компактный, и в нем заняты всего два актера. К тому же по счастливому совпадению русская народная сказка «Гуси-лебеди»
была показана в Год русского языка. В фестивале «Рыжее настроение мы участвуем не впервые – в 2015 году театр возил в Москву сказку «Стойкий оловянный солдатик» и был отмечен наградой «За мужество и преданность профессии» и призом зрительских симпатий. И в этот раз мы получили два приза: «За лучшую режиссуру» (режиссер – заслуженная артистка Украины Ирина Каракаш) и приз зрительских симпатий. Спектакль сыграли молодые артисты Светлана Трофименко и Виталий Маринков.
– В следующем году в Донецке планируется II Международный фестиваль театров кукол «Сказочный мир». Уже готовитесь к нему?
– Первый наш фестиваль проходил в 2017 году при поддержке Главы ДНР и Министерства культуры. К нам приезжали артисты из Махачкалы, Москвы, Севастополя, Луганска, Горловки. Следующий планируется осенью 2020 года. Некоторым коллективам мы уже отправили приглашения. И есть надежда, что «Рыжий театр», в котором мы были недавно на фестивале, приедет с ответным визитом в Донецк. Вообще, всегда важно находиться в эпицентре театральных событий. Проведение фестивалей и участие в них, как ничто другое, дает такую возможность, открывает новые горизонты.
Живое сказочное чудо
– Расскажите о репертуарной политике театра.
– Кредо театра – брать к постановкам достойную литературу, в основе своей классику, сказки разных стран и народов. Через них дети познают мир и впитывают в себя лучшие человеческие ценности: дружбу, справедливость, любовь к ближним… Вместе с тем важно, чтобы каждый спектакль был ярким зрелищем, живым сказочным чудом, которое не может заменить ни телевизор, ни компьютер. Поэтому у нас и появились спектакли по любимым сказкам детей: «Кошкин дом», «Золотой ключик», «Солдат и ведьма», «Волшебная лампа Аладдина»… И это только несколько спектаклей, поставленных мною.
– Знаю, что театр приглашает для постановок и сторонних режиссеров…
– Да, на протяжении многих лет у нас существует традиция, которая оправдывает себя на профессиональном уровне, – приглашать для постановок спектаклей ведущих режиссеров России, Украины, Белоруссии. В свое время это были крымский режиссер Борис Азаров, киевский – Сергей Ефремов, белорусский – Виктор Климчук. Это действительно личности, работы которых живут и популярны по сей день. Последние два года мы сотрудничаем с режиссером Борисом Чернышовым (художественным руководителем Театра кукол, теней и актера «Отражение» из Москвы. В прошлом году он поставил спектакль «Калинка-Малинка». А совсем недавно с большим успехом прошла премьера спектакля «Спящая красавица». Новые режиссеры, приглашенные в наш театр для работы над постановками, вносят в них что-то новое. У каждого из них свои методы работы, в том числе с актерами.
– Что скажете об актерском составе театра? Новые артисты к вам приходят?
– Конечно. В последнее время у нас появилось много талантливой молодежи: Алевтина Шиманова, Наталья Костенко, Эльвира Якупова, Александр Чуприна, Виталий Маринков. Кроме актерской деятельности, мы даем возможность молодым артистам проявлять себя в других аспектах. Например, они пишут сценарии детских новогодних утренников, и у них есть чутье в плане того, что нужно и интересно сегодня нашим маленьким зрителям.
Сейчас в нашем театре творческий состав, который состоит из когорты опытных, профессиональных актеров, работающих много лет, и молодежи, которая привносит в работу молодую энергию. Поэтому мы живем полноценной театральной жизнью и надеемся, что будем жить так еще много лет.
Маленькие судьи
А теперь поговорим с молодым актером, участником фестиваля «Рыжее настроение» Виталием Маринковым.
– Что вас больше всего впечатлило на московском фестивале?
– Мы привыкли к театру академическому, государственному, профессиональному. А в «Рыжем театре» было все как-то по-домашнему: спокойно, тихо, мирно, уютно, как будто в гости пришел. Но самым интересным было то, что там всё решали дети. При театре работает детская актерская театральная студия. Ее ученики и были членами жюри на фестивале. Они определяли победителей в различных номинациях, высказывали свое мнение о спектаклях. И призы победителям тоже вручали юные таланты. А приз зрительских симпатий на фестивале считался основной наградой. Его определяли зрители, тоже дети. Они самостоятельно, кто как мог, заполняли анкеты и голосовали за участников. Поэтому все было по-честному.
– Кто был в числе участников фестиваля?
– В фестивале приняли участие кукольники России, Болгарии, Армении, Италии, Белоруссии. Длился этот театральный праздник три дня, в каждый из которых показывалось по 2–3 спектакля. Мы открывали фестиваль, выступали первыми. Важно, что там можно было не только посмотреть постановки друг друга, но и пообщаться, обменяться опытом, обсудить творческие планы. А с иностранными коллегами, кстати, мы на протяжении трех дней разговаривали только по-английски.
Светящиеся куклы
– Какие выступления вам запомнились?
– Интересна была комедия «Голодный Арлекин», представленная артистами из Италии. Впечатляла игра актеров, в ней чувствовался настоящий итальянский колорит со своеобразными жестами, речью нараспев. Белорусский театр «Дом Солнца» в своем спектакле «Приключения гусенички» поразил художественным оформлением с необычной подсветкой. Представьте: черный кабинет, без света, и в нем куклы из какого-то фосфорного материала, светящиеся в темноте. Переход между картинами в спектакле происходил с помощью какого-то чудо-фонарика, который светом рисовал на полотне, и буквально за несколько секунд возникали растения, птицы, животные. Такого мы раньше не видели нигде.
– Какие ощущения вызвала двойная победа?
– Победа – это показатель того, что мы делаем что-то значимое, это ценится и кому-то нужно. А когда возвращаешься домой с несколькими наградами, то это признание, причем не только среди своих, но и в другом городе, в другой стране. Для нашего театра это очень значимо.
Автор Наталья ДЕДИЦКАЯ. Фото Валерия ЛУКИЧА и из архивов Донецкого республиканского академического театра кукол
Мастер сцены Донецкого театра кукол, режиссер Роман Мишин:
– На всех фестивалях отмечают высокий уровень профессионализма наших
артистов. Когда донецкая труппа выступила на фестивале в московском Театре кукол С. В. Образцова со спектаклем «Дорога в Вифлеем», там были приятно удивлены нашим актерским ансамблем. У них этот спектакль был визитной карточкой. А мы представили его по-своему.
Что касается московского режиссера Бориса Чернышова, то мне посчастливилось играть и в «Калинке-Малинке», и в «Спящей красавице». С ним было чрезвычайно интересно работать. Мы получили высокий мастер-класс, познакомились с древним искусством театра теней. Работа с ним помогла нашим артистам открыть в своей профессии новые грани. И не только артистам. С ним интересно было работать и нашим художникам, мастерам, композитору, балетмейстеру…