Алексей Карцев: и в жизни, и в бою

Среди прославленных ясиноватцев имя Алексея Константиновича Карцева стоит в числе первых. Это и понятно: одно только перечисление всех его заслуг заняло бы целую статью. Мы коснемся лишь некоторых эпизодов его боевого пути, показав волю и характер человека, ставившего общие интересы выше собственных и в бою, и в мирной жизни.

Алексей Константинович ушел на фронт добровольцем. В 1941 он обучался в Николаевском кораблестроительном институте на 3-м курсе и уже 12 августа, вместе с колонной таких же добровольцев, покинул город. Совсем скоро, через каких-то пять дней, гитлеровские войска оккупировали Николаев.

До самого Ростова колонна шла пешком. Путь неблизкий, и в дороге случалось всякое. Например, под Мелитополем довелось повстречаться с вражеским десантом. В атаку пошли практически врукопашную, с одними кольями. Безусловно, не обошлось без потерь. Да, было страшно. Но десант, в итоге, был ликвидирован.

Только под Матвеевым Курганом бойцов, наконец, погрузили в эшелон. А дальше – Кавказ и бои на горных перевалах. К тому времени Алексей Константинович был радистом. Год войны миновал, и в августе 42-го уже можно было говорить о своих первых воспоминаниях: недосыпание, голод и холод. А ещё тревога за своих родных, близких и друзей.

Вскоре батальон, где служил Алексей Константинович, в срочном порядке выдвинулся в сторону Сухуми. За сутки приходилось преодолевать расстояние в 50 километров, с редкими привалами, а значит, почти без отдыха. Не доходя до Сухуми, свернули на восток, в горы. Чем дальше шли, тем выше забирались. Много красот невольно пришлось повидать: гористые плато, река Кодор, река Клыч с необыкновенно чистой водой. Особенно запомнился Клухорский перевал – самый высокогорный участок Военно-Сухумской дороги: озеро, покрытое льдом, за ним – второе, а из него – водопад и крутой спуск в широкую долину. Именно тут располагались позиции 1-го батальона, на помощь которому был направлен взвод автоматчиков. В числе их был и Алексей Константинович, получивший немногим ранее приказ присоединиться.

Несмотря на сложные условия и плохую слышимость, задача, поставленная Алексею Карцеву, была выполнена – связь с Сухуми установлена. Однако, вскоре появились немцы. Хотя первую группу из пятидесяти человек удалось быстро уничтожить, после этого начался минометный обстрел. Следом ударили пулеметы. Одной из очередей была уничтожена радиостанция. Время идет, противник увеличил свое присутствие, а связи нет!

Даже в таких условиях подразделение, в котором служил Алексей Константинович, удерживало позиции до тех пор, пока немцы не стали обходить с тыла. Тогда командир принял решение не подвергать личный состав опасности окружения и приказал пробиваться к «Южной палатке» (промежуточная туристская база, состоявшая из нескольких небольших деревянных строений).

Как вспоминал Алексей Константинович, к «Южной палатке» вышли немногие. Прорываясь сквозь плотный огонь с вражеских позиций, большинство солдат навеки остались там. Из четырехсот человек выжить посчастливилось лишь сотне бойцов. При этом от взвода связи остались только трое: Алексей Константинович и еще двое ребят. От 1-го же батальона, увы, не осталось почти никого.

Алексей Константинович Карцев окончил войну, дослужившись до начальника радиостанции. Был награжден орденами Отечественной войны I степени, «За мужество» III степени, орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Кавказа», «За отвагу», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими. Был автором и соавтором более 50 изобретений. Участвовал в парусных регатах, создал уникальную коллекцию точных копий исторически существовавших судов. Но большинству ясиноватцев он запомнился как директор Ясиноватского машиностроительного завода, как открытый и скромный человек.

В 2002 году Алексею Константиновичу Карцеву присвоено звание почетного гражданина Ясиноватой.

Материал подготовил Макс РОДИОНОВ

Print Friendly, PDF & Email

Похожие записи