Золотая чернильница для донецкой учительницы

Учитель русского языка и литературы специализированной физико-математической школы № 17 Донецка Анна Калугина стала победительницей VI Международного конкурса педагогического мастерства «Хрустальная чернильница», проходившего в Белоруссии. Мы пообщались с молодым, талантливым педагогом о секретах профессионального мастерства и впечатлениях о победе

Вдохновляют дети

– Анна Ивановна, что повлияло на выбор такой трудной и интересной профессии?

– Мне с самого детства очень нравилась литература. Когда я поступала на филологический факультет Донецкого национального университета, не планировала быть учителем, хотела стать журналистом. Но когда пришла на практику в школу, то уже ни минуты не сомневалась, где и кем буду работать. Мне интересно с детьми, и теперь я точно на своем месте.

– Позволяет ли ваша специальность раскрыться творчески?

– Конечно. Работа учителем русского языка и литературы дает хорошие возможности и перспективы в этом плане. Мы вместе с детьми участвуем в различных олимпиадах, конкурсах. Мои ученики – призеры республиканских олимпиад по русскому языку и литературе, победители международных и всероссийских олимпиад.

– Что вас вдохновляет в работе?

– Вдохновляют дети. Они, как крылья, дают уверенность в себе. А когда мои ученики становятся победителями каких-то конкурсов и я вижу их счастливые глаза, это дает мне силы и понимание того, что это и моя победа.

Правила-формулы и летнее чтение

– Есть ли у вас свои секреты профессионального мастерства?

– Если говорить о работе классного руководителя, то в воспитании своих учеников я опираюсь на метод кнута и пряника. На мой взгляд, нельзя давать детям возможность сильно расслабляться, но и повышать на них голос, быть слишком строгой тоже не стоит. Детей нужно хвалить, нужно давать шанс каждому из учеников. А если говорить о литературе, то мой секрет – в использовании различных инновационных технологий. Так детям интереснее учиться, они это любят.

– Расскажите, какие методы работы вы применяете на своих уроках?

– Так как школа у нас физико-математическая, мы изучаем правила русского языка в виде формул. Например, к суффиксу прибавляем корень и получаем определенный вариант ответа. Или пишем математические диктанты на уроках русского языка: например, от количества частей речи отнимаем количество самостоятельных частей речи, или к году рождения писателя прибавляем год выхода его произведения. Такие методы нравятся детям, они лучше усваивают материал.

– Сложно ли учить современных детей языку и литературе? Бытует мнение, что сейчас они мало читают.

– По наблюдениям за своими учениками я не могу сказать, что нынешние дети читают мало. На лето я обязательно задаю им прочесть 10 произведений. В читательском дневнике они пишут план, рисуют или вклеивают картинками ассоциативные коллажи. Кроме этого, ребята во время каникул пишут дома диктанты. Поэтому нам учиться не сложно.

– А грамотно ли пишут современные дети?

– Конечно же, не все. Для этого ребенку нужно больше работать – чтобы выписаться, так сказать. Раньше дети черпали информацию в книгах, газетах, журналах – там, где пишут грамотные люди. А сегодняшние школьники читают различные блоги, информацию в соцсетях. А грамматических ошибок там, к сожалению, много. И как результат – отсутствие грамотности.

– Что для вас учитель русского языка и литературы?

– Это грамотный, творческий, креативный человек, знающий теорию предмета и умеющий с помощью художественных произведений воспитать моральные качества ребенка, его душу.

Плачущее жюри

– До «Хрустальной чернильницы» принимали участие в других профессиональных конкурсах?

– Участвовала в республиканских педагогических конкурсах: «Марафон-проект», «Comeback читателя русской литературы», «Учитель-словесник нового времени», в конкурсе видеоуроков по русскому языку и литературе «КреативУрок», в конкурсе «Методический веб-навигатор», во Всероссийском педагогическом конкурсе Академии педагогических проектов РФ.

– Расскажите о конкурсе в Минске.

– В течение трех лет я думала об этом конкурсе, но все как-то не решалась принять участие. А в этом году почувствовала, что могу попробовать, и подала заявку. Мою кандидатуру утвердили Министерство образования и науки ДНР и Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования. Конкурс в Минске проходил по инициативе Международного педагогического клуба при поддержке фонда «Русский мир» и длился в течение пяти дней. В нем принимали участие 12 учителей из Белоруссии, Грузии, Италии, Казахстана, Молдавии, России, Турции, Украины, Узбекистана и ДНР. Прилетев в Минск в пять утра, я сразу попала на жеребьевку и тестирование. Потом были мастер-классы, задания по написанию эссе из 25 слов за пять минут. А самым сложным было проведение конкурсных уроков для 18 детей и 14 членов жюри по творчеству Гоголя. Нужно было продемонстрировать свои педагогические таланты, профессиональную компетентность, методическую культуру и успеть провести занятие за 30 минут. У меня была тема – «Сохрани чистоту души своей…» по повести Гоголя «Портрет». Когда я закончила урок, члены жюри стали аплодировать, а некоторые из них плакали, в том числе и дети. Наверное, мне удалось затронуть струны их души. В итоге мой урок был признан лучшим, и я стала обладательницей главной награды – хрустальной чернильницы в золоте. Кроме того, получила диплом и ценный подарок – ноутбук. Награждение проходило в очень красивом месте – в Белом зале храма-памятника в честь Всех Святых.

Интересной была и культурная программа конкурса: экскурсия в Национальный художественный музей, посещение мемориального комплекса «Хатынь», Национальной библиотеки, Большого театра оперы и балета, а также символичная посадка организаторами и участниками древа знаний.

– Как ваши ученики восприняли победу своей учительницы?

– Они не знали, что я поехала на конкурс. Не хотела их волновать. Дети всегда очень обо мне переживают и чувствуют мое настроение. Мы с ними как одно целое. А когда они узнали о моей победе, сказали: «Мы вами гордимся! Вы – молодец! Проведите для нас этот урок». И я обязательно его проведу у своих восьмиклассников.

– Вы, наверное, весь день проводите в школе. Остается время на семью, отдых?

– В школе могу быть с 8 утра до 8 вечера. В семье порой обижаются, но все же понимают мою работу. Отпуск люблю проводить с дочкой и мужем на море – загорать на пляже и читать книги.

Автор Наталья ДЕДИЦКАЯ. Фото Валерия ЛУКИЧА

 

Директор специализированной физико-математической школа № 17 Донецка Елена Горохова:

– Анна Ивановна работает в нашей школе три года, она пришла к нам из учебного заведения Киевского района. Практически сразу мы дали ей максимальную нагрузку: должность заместителя директора по учебной работе, преподавание русского языка и литературы в 8–10-х классах и классное руководство в 8-м классе. Она очень грамотный специалист, профессионал, боец по жизни, настоящий учитель с большой буквы. Любит детей, и они отвечают ей взаимностью. Бывает так, что учитель может знать русский язык, но при этом не уметь донести его до ребенка. А она умеет. Кроме победы на недавнем конкурсе, у Калугиной много различных достижений и наград. Она постоянно совершенствуется и стремится вперед, не останавливаясь на достигнутом. Я могу с уверенностью сказать, что ее победа в Белоруссии – заслуженная. И наш педагогический коллектив, и ученики, и родители – все мы очень гордимся ею!

Print Friendly, PDF & Email

Донецкое время Республиканская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 32 полосы, 8 цветных, телепрограмма. Освещает самые разнообразные сферы жизнь Республики: социальная, политика, экономика, военная. Охват аудитории – ДНР.

Похожие записи