Ювелирное искусство донецкого художника

В канун Международного дня ювелира, который отмечается 31 января, корреспондент газеты «Донецк вечерний» пообщалась с Сергеем Аленгозом – известным донецким художником, специализирующимся на художественной обработке металлов, в том числе драгоценных. Он является членом Союза художников ДНР и кавалером почетного знака (ордена Михаила Перхина) Мемориального фонда Карла Фаберже.

Все работы – уникальные

Сергей Георгиевич, что представляет из себя мир ювелиров?

– Ювелиры делятся на людей творческих и ремесленников. Вторые могут годами клепать золотые цепи разной вязки, и больше им ничего не надо. У меня есть друг, который в лихие 90-е делал под заказ даже золотой ошейник для бульдога. Еще есть ювелиры-литейщики, которые льют однотипные кольца и серьги. А я люблю создавать уникальные выставочные украшения. У меня нет одинаковых работ, все в одном экземпляре.

– Как у вас возникают идеи новых украшений? Что вдохновляет на их создание?

– Когда что-то впечатляет, например, стихотворение, то хочется сделать на эту тему эскиз, а потом перенести его на медь или серебро. Так, был период, когда я увлекался книгами в жанре фантастики, поэтому создал украшения «Любовь роботов», «Полнолуние». Потом сделал серию украшений по мотивам творчества Владимира Высоцкого, песни которого очень любил. Когда стал изучать греческий язык, то меня захватили со страшной силой мифы Древней Греции. В результате появились работы «Похищение Европы», «Превращение Арахны», «Путешествие аргонавтов за золотым руном» и другие.

– Интерес к этим мифам, наверное, вызван еще и вашими греческими корнями?

– Да. Мои отец и бабушка – греки-эллины. Думаю, что буду и дальше создавать изделия по мотивам мифов Древней Греции. У меня много эскизов и задумок на эту тему.

На ваших работах изображены не просто рисунки, а целые сюжетные линии. К примеру, когда видишь на колечке сидящую на тельце девушку, становится понятно – это иллюстрация к мифу о похищении Зевсом Европы.

– Совершенно верно. Мне не очень интересно просто делать завиток налево, завиток направо. Хочется отобразить какую-то мысль, создать сюжет. Да, я делаю и цветочки, лепесточки. Но хочу показать в украшении больше. Вот работа «Перо жар-птицы», на ней и завиточки есть, но она выглядит как целая композиция.

– Есть ли у вас любимая либо выстраданная ювелирная работа?

– Таких работ у меня много. Иногда смотрю на какую-то свою старую работу и думаю: «Неужели я мог такое сделать!» – сам удивляюсь, что в таком-то году я это создал.

– Чему удивляетесь?

– Наверное, тому, что тогда смелости и энтузиазма у меня было больше. Мог ночами не спать, творить. Например, чтобы успеть на выставку декоративно-прикладного искусства в Донецком художественном музее, я всего за десять дней сделал пять ювелирных украшений по мотивам произведений Владимира Высоцкого. Не спал ночами, в мастерскую никого не впускал, выходил из нее только поесть. Когда закончил работу и лег спать, жена первой увидела эти новые украшения. Потом она мне сказала: «Я зашла в мастерскую. Посмотрела и заплакала». Так они ее впечатлили.

Главная специализация – гравировка на серебре

– С какими драгметаллами вы работаете?

– Раньше делал изделия из мельхиора. Но сейчас работаю в основном с серебром. Иногда использую в серебряных изделиях золото.

Делаю гравировку и патинирование, которое многие не совсем правильно называют чернением. Это декоративная отделка серебра так называемой серной печенью, благодаря которой изделия получают дополнительный рельеф и контраст, напоминают антикварные вещи. После обработки этим раствором они становятся двухцветными: выступающие элементы – белые, а те, что находятся в углублении, – черные. Когда хочется добавить еще какой-то цвет, использую золотую проволочку, маленький кружочек. Также для яркости использую эмаль. Беру не холодную, а горячую эмаль, запекаю ее в муфельной печи при температуре 900 градусов. В этом случае получается палитра богатая, как у живописца на холсте. Можно использовать в украшениях любые цвета эмали.

– Какой ювелирной технике отдаете предпочтение?

– В основном я занимаюсь гравировкой на серебре. Иногда – филигранью (сканью) и зернью. Скань – это ювелирная техника нанесения на изделия узора из тонкой проволочки, а зернь – из шариков.

– Что самое сложное для вас как для ювелира?

– С тем допотопным оборудованием, на котором я работаю, самое сложное – расплавить и разлить металл. А потом уже не так сложно катать, пилить лобзиком, чеканить и гравировать. У некоторых ювелиров есть индукционные печки для плавки серебра, но я работаю по старинке, плавлю его вручную – горелкой.

– Над каким украшением вы сегодня работаете?

– Делаю филигранные женские серьги и кулончик к ним. Масштабных проектов у меня пока нет.

– А какими еще масштабными проектами вы занимались как художник?

– Честно признаюсь, я больше люблю работать с металлом и создавать большие композиции. Из таких масштабных проектов вспоминается двухметровая люстра, которую я изготовил для киноконцертного зала в Харцызске. Также делал много интересных композиций для профилакториев и санаториев.

В 2007 году на донецком бульваре Пушкина были установлены скульптуры, олицетворяющие основные промышленные отрасли региона. Их делал наш скульптор Георгий Беро. А я дополнил эти скульптуры объемными композициями из металла.

Многие работы стали экспонатами

Одна из известных ваших выставочных работ – ювелирный герб ДНР. Почему вы решили его сделать?

– Когда официально утвердили герб ДНР, я решил его сделать и тем самым показать, что наша Республика – отдельное суверенное государство. Когда я выставил фотографию этой работы на своей странице в Фейсбуке, в мой адрес посыпались маты, оскорбления и угрозы. Мне писали: «Мы приедем на танках и тебя раздавим вместе с твоим гербом», «Ты продался ради того, чтобы заработать». Но на самом деле я сделал герб для того, чтобы высказать свою позицию.

Я сделал этот герб из серебра, мельхиора и меди, в технике филиграни с использованием гравировки. Он выставлялся в музее «Арт-Донбасс», в Доме художников, в Генеральной прокуратуре Республики.

– Ваши работы хранятся в различных музейных фондах. Расскажите, где именно?

– В Национальном музее декоративно-прикладного искусства, расположенном на территории Киево-Печерской лавры, в Центре современного искусства и культуры имени А. И. Куинджи, что в Мариуполе, в Донецком республиканском художественном музее и в Донецком музее «Арт-Донбасс». Моя дипломная работа хранится в музее в Костромской области, где расположено Красносельское училище художественной обработки металлов, которое я в свое время окончил. Также некоторые мои работы находятся в частных коллекциях по всему миру: в США, Канаде, Норвегии, Израиле, Литве, России и других странах.

Вы стали лауреатом международного экологического конкурса, проходившего в 2019 году в российском городе Тольятти. За какие работы вас там наградили?

– Я создал две рыбы из меди, глазки одной сделал из янтаря, другой – из перламутра. Одну работу назвал «Очень злая рыба», другую – «Аквариумная рыбка». Отправил в Тольятти фотографии этих работ и эссе к ним. Мне ответили, что моих рыбок отобрало международное жюри, и что я стал лауреатом конкурса. Но поехать на него за наградой я не смог из-за нехватки финансов. Обращался в разные инстанции в Республике с просьбой оплатить поездку, но, к сожалению, поддержки не нашел.

Можете напоследок дать нашим читателям несколько советов по поводу того, как правильно ухаживать за серебром?

– Достаточно просто протирать украшения сухой тряпочкой или кусочком мягкой кожи.

Беседовала Виктория ЛЕВ

Print Friendly, PDF & Email

Донецк Вечерний Городская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 16 полос, 4 цветные, телепрограмма. Освещает события города Донецка и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Донецк, ДНР.

Похожие записи