Волшебство органной музыки в Енакиево

В начале февраля в римско-католическом соборе Донецка прошел концерт органной музыки. В нем приняли участие исполнители филармонии, музыкальной академии им. С. С. Прокофьева, музыкального колледжа, а роль исполнителя и ведущего взял на себя известный енакиевский музыкант Сергей Силкин. Вдохновленный успехом мероприятия, он намеревается организовывать подобные концерты и в нашем городе. Благо, в Енакиево есть свой уникальный орган! Об этом Сергей Анатольевич рассказал корреспонденту газеты «Енакиевский рабочий».

— Концерт в Донецке был организован по моей инициативе. Я собрал замечательных солистов, договорился с администрацией храма – там стоит натуральный орган. Правда, возможности у него небольшие, но что можно было, то я из него извлек.

Концерт получился республиканского уровня, потому что на него приехали люди из разных городов ДНР, в том числе и из Енакиево. Кроме того, нужно отметить, что в Донецке сложилась уникальная ситуация с отношением местных властей к культуре как таковой и к моей деятельности в частности. Они не только всячески поддерживают наши начинания, но и сами приходят на концерты. Иногда вместе с мэром, Алексеем Валерьевичем Кулемзиным. В этот раз была, к примеру, начальник управления культуры Донецка Алена Элиосидзе.

Мероприятие я организовал в первую очередь для того, чтобы поддержать тонус наших замечательных солистов, особенно молодых. Выступали две замечательные студентки. Одна из них учится в университете на физико-математическом факультете, при этом занимается вокалом и поет оперные арии, а вторая – скрипачка – сейчас на третьем курсе музучилища. Обе очень перспективные. То есть возраст выступающих был в диапазоне от 18 до 68 лет.

Хотя концерт организован на благотворительных началах (вход свободный), публика нас поддержала, и это позволило нашим артистам даже немного заработать.

— То есть зрители платили, кто сколько может?

— Да, абсолютно демократичная система. Из-за большого социального расслоения зрителей (от пионеров до пенсионеров, как говорится) невозможно было установить какую-то фиксированную сцену. К тому же, я не являюсь юридическим лицом, то есть не имею права официально продавать билеты, пользоваться безналом спонсоров и т. д.

Меня эта тема очень волнует. По факту у меня есть возможность формировать любые составы из любых артистов Донецка (и даже Республики) для проведения концертов различных форматов в различных городах. Но здесь как раз и возникает вопрос юридического лица. Если провести концерт в Донецке мы можем на благотворительных началах, то для поездки, к примеру, в Енакиево уже нужны определенные средства. Сделать это очень сложно, по безналу – практически невозможно. В связи с этим я хочу на республиканском уровне инициировать возвращение к практике культурно-благотворительных фондов.

— Насколько я помню, в Енакиево до войны под вашим началом действовал культурно-благотворительный фонд «Ренессанс».

— Не только он. У меня было три фонда: «Орган для города», «Ренессанс» и «Ренессанс+». Они успешно функционировали, благодаря им у музыкантов была возможность проводить любые концерты любых форматов, пользоваться договорной системой с предприятиями.

Например, мы проводили органные концерты по всей области: Донецк, Енакиево, Мариуполь, Красноармейск и т. д. Как это делалось? Мы просто заключали договора с предприятиями, на наш счет перечислялись определенные средства, и это позволяло решать все материальные вопросы, связанные с организацией мероприятий.

Существующие сегодня виды юридических лиц сопряжены с жестким налогообложением. Культура в таких рамках просто не выходит на уровень самоокупаемости.

Я понимаю, что в нынешних условиях – условиях войны – нам нужна мощная централизация власти, очень сложно осуществить «дробление» общественных организаций, движений, фондов и т. д. Прекрасно понимаю. Но мое дело – отстаивать интересы культуры. Поэтому я считаю нужным потихоньку поднимать этот вопрос, решение которого пойдет на благо Республики. Повторюсь, я бы мог формировать коллективы музыкантов и артистов высочайшего уровня: это и филармония, и консерватория, и оперный театр, и музыкальное училище. Все они со мной сотрудничают. Музыкальная тусовка Донецка, скажем так, сегодня не столь велика, все друг друга знают и все отслеживают, как и с кем можно работать.

Имея подобный потенциал, мне очень хочется воплотить его в каких-то приемлемых официальных формах. Например, в Енакиево есть совершенно уникальный орган, которого нет не только на территории Украины – по-моему, даже на европейской части России вы такого инструмента не найдете!

— Давайте об этом поговорим чуть подробнее. Как в нашем городе оказался чудо-орган?

— Могу рассказать очень подробно, поскольку этот орган я и привез в Енакиево. Это было в 2009 году. Вместе с моим товарищем, народным артистом, президентом Всеукраинской ассоциации органистов и органных мастеров Владимиром Кошубой мы поехали во Львов…

— Помню, он давал концерт в Енакиево. Если не ошибаюсь, в том же 2009 году.

— Верно. Сразу после того, как я привез орган. Привез, в общем-то, с его подачи. Он сам мне предложил съездить во Львов к его близкому другу, президенту серьезной фирмы под названием «Акрополис». Она, в свою очередь, является «золотым диллером» голландской фирмы «Johannus» (Йоханнус), которая и производит эти органы.

Кошуба привел меня в шикарный музыкальный магазин, показал это чудо и сказал: «Забирай». Я поинтересовался, какова цена вопроса. «Всего 12600 евро», — был ответ.

Я говорю: «Володя, у меня как бы нет таких денег. Не только при себе, а вообще нет». «Мы все решим, забирай», — сказал Кошуба. В общем, он настоял. За свои деньги я оплатил доставку инструмента из Львова в Енакиево. И в ДК имени 40-летия Победы он дал шикарный органный концерт, о котором вы вспомнили.

— Я присутствовал на этом концерте. Вы тоже исполнили одну композицию и сказали, что теперь не позволите забрать орган из Енакиево.

— Да, для города я его и привез. Первый фонд у меня так и назывался: «Орган для города». Но поскольку местные власти не выделили на приобретение музыкального инструмента никаких средств, встал вопрос, что с ним дальше делать. Отдать его я, конечно, не мог – это все равно, что кусок души оторвать (для музыканта инструмент – это все). С другой стороны, держать его бесплатно тоже долго нельзя. Фирма терпела где-то 2 месяца, но потом поставила нас перед необходимостью решать вопрос.

— И как же его решили?

Этот орган увидел пастор протестантской церкви, которая находится напротив железнодорожного вокзала, и сказал, что он его возьмет. В свою очередь, я договорился о том, чтобы максимально растянуть срок погашения кредита. И в итоге деньги были выплачены. Орган остался в церкви.

 

Продолжение читайте в следующем номере газеты «Енакиевксий рабочий»

 

Алексей Ильяшевич

 

Print Friendly, PDF & Email

Енакиевский рабочий Городская еженедельная газета. Выходит с декабря 1917 года. Объем – 12 полос, 2 цветные, телепрограмма. Освещает события города Енакиево и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Енакиево и прилегающие территории.

Похожие записи