Во времени и пространстве: Киевский проспект

В рамках краеведческого цикла, посвященного 150-летию Донецка, мы продолжаем изучать историческую географию столицы ДНР. На этот раз объект нашего исследования – Киевский проспект

Насыпь непонятного назначения

Нашим экскурсоводом снова выступает старший научный сотрудник научно-методического отдела охраны памятников истории и культуры Донецкого республиканского краеведческого музея Светлана Ивановна Азарова.

Киевский проспект является одной из главных линий одноименного района Донецка. Будучи продолжением Университетской улицы, он берет начало у Шахтерской площади и завершается Путиловским мостом, постепенно переходя во Взлетную улицу.

Давайте обратимся к истокам. Работы по оформлению главной артерии Ветки и Путиловки начались в апреле 1964 года. На этом месте уже давно была дорога – на немецкой оккупационной карте она обозначена как Noworossijsk Strasse (то бишь улица Новороссийская). На топографической карте начала 1960-х годов – улица Маяковского. Киевский же проспект лег поверх всего этого.

Вот что мы узнаем из рассказов старожилов района: до Киевского проспекта здесь была обычная улица. По одной ее половине шла двусторонняя автомобильная трасса. По другой ходил трамвай 10-го маршрута – до Путиловского моста. Раньше там располагалось кольцо. Моста в нынешнем виде не было, он выглядел гораздо скромнее и шел чуть левее. Хотя, впрочем, о нынешнем виде моста лучше не будем…

С аэропортом город связывал 19-й автобус – тогда он ходил по маршруту «Крытый рынок – 15-й участок». Это был единственный способ добраться из города непосредственно до воздушной гавани. А так – люди шли со своими чемоданами пешком через пути. По краю улицы располагалась насыпь непонятного назначения, и каждый раз, чтобы перейти проезжую часть, приходилось преодолевать это препятствие. Освещение было очень скудное…

Быть жителем большого города

Переформатирование улицы Маяковского было самым непосредственным образом связано с открытием Северного автовокзала (подробней о нем – чуть ниже). Неправильно было бы строить такое современное заведение и не обеспечить его соответствующими коммуникациями. Реконструкцию проводили в несколько этапов. Главной операцией одного из них стало снятие трамвайного пути на участке между нынешними улицами Павла Поповича и Полиграфической. Также попутно расширяли дорожное полотно, оформляли газон посредине, устанавливали освещение и все составляющие, необходимые для движения троллейбусов.

Да, по новому проспекту запускали троллейбус. Это был хорошо всем знакомый 9-й маршрут «Шлаколечебница – Аэропорт». Под него построили основательный мост через железнодорожные пути на Путиловке – тот самый путепровод с отворотом на Ясиноватую и другие города северного направления Донецкой области. По воспоминаниям местных жителей, именно появление троллейбуса впервые позволило им по-настоящему почувствовать себя жителями большого города.

Новая линия не сразу получила название Киевского проспекта. В 1967 году, когда из части Куйбышевского района образовали новый, названный Киевским, стало логичным и переименование главной артерии района. Однако случилось это не сразу, а только весной 1968-го. А до того новая линия оставалась проспектом Маяковского (до трамвайного перекрестка на Ветке) и куском Университетской (между этим перекрестком и Шахтерской площадью).

Северное преддверие центра

Ну что ж, двигаемся в путь. Начинается Киевский проспект со 110-метрового здания торгово-жилищного комплекса «Северный», который в списке самых высоких зданий Донецка занимает второе место. Когда-то на этом месте располагался одноименный автовокзал, тот самый, о котором упоминалось выше.

В газете «Социалистический Донбасс» за 21 июля 1961 года читаем: «Недавно в Сталино на Университетской улице, 131, рядом с автозаправочной станцией открылся Северный автовокзал. Здесь имеются комнаты матери и ребенка, камера хранения, справочное бюро, касса предварительной продажи билетов. Открытие нового автовокзала позволит значительно разгрузить Южный автовокзал и улучшить пассажирское движение».

Новый вокзал возник посреди старого поселка. Цивилизация вокруг представала еще в самом грубом виде. Рядом располагался частный сектор. В юго-западном направлении прекрасно просматривался копер и терриконы шахты № 8 «Ветка». Шахтерской площади еще не существовало и в помине – был обычный перекресток дорог без всяких подземных переходов и переездов. Не существовало и Киевского проспекта. Сразу за автовокзалом шла насыпь с железнодорожной веткой промышленного назначения. А еще там ходил трамвай № 1.

Одним из авторов вокзала был известнейший донецкий архитектор Георгий Навроцкий. Тогда, в начале 1960-х, советские градостроители еще боролись с архитектурными излишествами. Их призывали проектировать дома без выкрутасов и лепнины, просто и строго. Именно таким и получился Северный автовокзал. Никаких загогулин, все прямо и конкретно: огромные плоскости стекла, четкие очертания.

Но при кажущемся примитивизме в формах вокзала все же содержалась некая концепция. Поскольку строился центр автотранспорта, здание, по замыслу автора, должно было вызывать ассоциации с автомобилем. Это нашло отражение даже в выборе облицовки: вокзал покрыли железной плиткой с белой эмалью, имитируя технологию нанесения краски на машину.

Появление Северного навсегда изменило жизнь Ветки: из глухой окраины она вдруг превратилась в преддверие центра. Создали Шахтерскую площадь. Вскоре рядом вырос современный квартал. Однако в 2008 году автовокзал посчитали избыточным, и его здание было ликвидировано.

Ботаника ни при чем

Протопав совсем немного от Шахтерской площади, минуя дом, первый этаж которого когда-то занимал гастроном «Славутич», мы оказываемся на Ветке – сегодня так называют площадь на пресечении Киевского проспекта и проспекта Молодых шахтеров. В самом начале истории нашего края здесь находились четыре шахты Ветковского рудника Новороссийского общества: Семеновские № 7 и 8, Александровская № 4 и Александровская-Наклонная.

К шахтам рудника подходила железнодорожная ветка, причем к каждой из четырех (большая редкость для промышленных объектов начала ХХ века). Вот от этого обилия подъездных путей поселок и получил свое псевдоботаническое название – Ветка.

Самый старый сквер

Пересекаем трамвайные пути, ведущие к железнодорожному вокзалу, и продолжаем движение вдоль широченного проспекта. Проходим мимо дворца культуры имени М. Горького. Примечательно, что в Донецке есть два ДК с таким именем. Второй расположен на другом конце города, в Пролетарском районе, и внешне совсем не похож на своего «киевского» брата, так как пребывает в полуразрушенном состоянии. А этот – ничего, держится.

Далее на нашем пути – здание Киевской райадминистрации. Немногие жители Донецка знают о том, что сквер рядом с этим зданием носит имя Владимира Маяковского. Теперь-то вы понимаете почему – вспомните прежнее название проспекта.

Сквер разбит на территории бывшей усадьбы, ставшей позднее противотуберкулезным санаторием. До недавнего времени сохранялась часть кованой ограды, окружавшей некогда эту территорию. В сквере до сих пор можно встретить фруктовые деревья из помещичьего сада, им более 100 лет! В советское время в сквере располагалась танцплощадка.

В начале 1970-х годов было построено здание Киевского райисполкома. Часть сквера стали заполнять жилыми домами. После этого территория одного из самых старых скверов в Донецке заметно уменьшилась. Тогда же убрали и старую танцплощадку, на месте которой был сооружен фонтан.

Со временем территория пришла в запустение, фонтан иссяк. Однако в 2005 году была проведена реконструкция, и территория у Киевского РИКа стала излюбленным местом отдыха жителей района.

Известная и очень опасная

В этой части Донецка неподалеку от объекта нашего исследования расположена, пожалуй, одна из самых известных шахт Донбасса – шахта им. А. Ф. Засядько, которая раньше называлась «Ветка-Глубокая». Она была сдана в эксплуатацию 31 декабря 1958 года. Предприятие было построено по проекту института «Южгипрошахт». Имя Александра Федоровича Засядько шахта получила по постановлению Совета Министров СССР 19 сентября 1963 года.

В 1968 году шахта Засядько была объединена с шахтой им. Феликса Кона, а в 1970-м – с шахтой № 8 «Ветка». Потенциальные возможности нового предприятия долгое время в полной мере не использовались. В это трудно поверить, но в связи с различными обстоятельствами шахта некоторое время занимала одно из последних мест среди предприятий комбината «Донецкуголь».

В ноябре 1979 года на должность директора шахты был назначен Ефим Звягильский. И уже в декабре впервые за многие годы предприятие выполнило месячный план добычи угля. С начала 1980-х годов шахта им. А. Ф. Засядько регулярно перевыполняла производственные задания. В 1985 году за выдающиеся производственные достижения она была награждена орденом Ленина. В 1990-м в состав предприятия была включена обогатительная фабрика «Киевская». Это позволило работать напрямую с потребителями концентрата и реализовывать готовую продукцию взамен рядового угля.

Однако есть у шахты имени Засядько и другая сторона медали. Она считается одной из наиболее опасных в мире. Для предприятия характерны внезапные выбросы метана и взрывчатость угольной пыли. В течение последних десятилетий на шахте, помимо различного рода небольших аварий, произошел ряд ЧП с огромным количеством человеческих жертв.

Рождение Путиловки

В августе 1916 года возле станции Юзово Екатерининской железной дороги Бахмутского уезда Екатеринославской губернии началось строительство артиллерийского завода Русского общества для изготовления снарядов и военных припасов – филиала Петроградского завода. Такое решение Главное артиллерийское управление русской армии считало полезным и необходимым для дела государственной обороны.

Напомним, что тогда полным ходом шла Первая мировая война, и русская армия нуждалась в скорейшем обеспечении снарядами. К тому же угроза захвата немцами Петрограда побудила правительственных чиновников эвакуировать ряд предприятий вглубь страны – чтобы сохранить военную экономику.

Так вот, со строительства завода и началось зарождение известной всем дончанам Путиловки. Есть информация, что проектированием поселка занимались специально нанятые финские архитекторы из Хельсинки во главе с Георгом Нуммелиным.

Они распланировали поселок, размещенный на площади в 177 десятин и рассчитанный на 7 тысяч жителей. Там было предусмотрено все для нормальной жизни: две площади, гостиница, жилые дома для администрации и рабочих завода, бани, рабочие столовые, отделение банка. В поселке даже построили водопровод.

Что касается завода, то это ныне не работающий «Точмаш». Развалины предприятия выглядят крайне угнетающее: заколоченные двери, ржавые балки, бродячие собаки, бегающие по заброшенным корпусам…

При советской власти «Точмаш» (Завод точного машиностроения) официально позиционировался как предприятие по производству сельскохозяйственной техники – в подтверждение этому у входа было выставлено сельхозоборудование. На самом деле эта аграрная продукция носила дополнительный характер, а завод по-прежнему в основном работал на оборонный комплекс страны.

«Точмаш» успешно справлялся с поставленными задачами, выполняя многочисленные государственные и частные заказы. Но когда подули ветры экономических перемен, в кризисной шумихе конца прошлого десятилетия на заводе начала происходить неожиданная реструктуризация. Сначала сменилось руководство, затем ОАО вдруг превратилось в ЗАО, а в 2008-м предприятию стали приходить «письма счастья» – о некой задолженности за электроэнергию…

Бастион пропагандистского фронта

С бывшим заводом граничит еще один интересный объект. По адресу Киевский проспект, 48, высится здоровенная 12-этажка бывшего полиграфического комбината «Донетчина». Старожилы помнят на этой земле лишь пару бараков… Документы же говорят, что здесь находилось двухэтажное здание монтажно-заготовительного участка треста «Донецкуглеавтоматика».

Конечно, появление такой громадины в краю, где еще не было многоэтажек, вызвало интерес и оживление. Строительство выполнил трест «Донецкметаллургстрой», начав работы в 1970 году методом сооружения высотного здания из укрупненных железобетонных ригельных элементов. Принцип был разработан научной частью института «Промстройниипроект» в середине 1960-х и с тех пор с успехом применялся.

Строительство растянулось почти на шесть лет. Будущий полиграфкомбинат мыслился как мощный бастион пропагандистского фронта. Отмечалось, что его проектная мощность – четыре миллиона экземпляров газет в день – ровно в два раза больше пропускной способности, действовавшей на тот момент в городе полиграфической базы. Ротационная машина новейшей конструкции позволяла использовать рулоны бумаги шириной в 168 сантиметров – в два раза шире обычных. Все это давало возможность печатать в Донецке республиканские и союзные газеты, ранее доставляемые всем тиражом из Киева и Москвы.

Окраина нашего мира…

Еще совсем недавно проспект был открыт в безмерное пространство нашей большой страны. Было время, когда он встречал гостей, будучи северными воротами города. Теперь же это запущенная, затравленная войной окраина нашего мира – словно призрак прошлого: пустынные улицы, обезлюдевшая высотка «Донетчины», осиротевший стадион «Монолит», разрушенный Путиловский мост…

Здесь история обрывается… Но ненадолго! Верим, что именно с Киевского проспекта сила Русского мира пойдет на северо-восток, к Матери городов Русских, возвращать ее, любезную, в лоно родной семьи.

Автор Сергей АНИСИМОВ. Фото Валерия ЛУКИЧА и из открытых источников

Продолжение следует

Редакция благодарит Донецкий республиканский краеведческий музей за содействие в подготовке материала

Print Friendly, PDF & Email

Донецкое время Республиканская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 32 полосы, 8 цветных, телепрограмма. Освещает самые разнообразные сферы жизнь Республики: социальная, политика, экономика, военная. Охват аудитории – ДНР.

Похожие записи