Труженик, воспевавший тружеников

У каждой эпохи свои герои. Сейчас на слуху какие-то поп-звезды, телеведущие, шоумены или политики, напоминающие тех же шоуменов. А во времена, когда жил и творил выдающийся донецкий скульптор Василий Петрович Полоник, главными героями были люди труда, о которых сейчас очень редко вспоминают. Тогда о них много писали, сочиняли песни, изображали на картинах и скульптурах.

В творчестве Полоника выразительные образы людей труда занимали центральное место. Около двух десятков его работ можно увидеть на выставке, которую к 90-летию скульптора открыли 26 февраля в Донецком республиканском художественном музее. Среди тех, кого он запечатлел, – шахтеры, строители, рыбаки, колхозники, военные, коллеги: художники, скульпторы и архитекторы.

Каждая скульптура притягивает взгляд и вызывает эмоции. Потому что все они как живые. Как отметил ведущий научный сотрудник музея Александр Близнюк, Полоник не просто передавал сходство, а умел всю фигуру подать так, что она жила. Этого ему удавалось добиться прежде всего благодаря своему большому таланту, а кроме того, потому что с каждым образом, который доводилось создавать скульптору, он сживался, изучал его биографию, творчество, характер, жесты, мимику…

Как вспоминал на открытии выставки журналист Виктор Вовенко, работая над памятником композитору Сергею Прокофьеву, Василий Петрович прочитал горы литературы о нем, прослушал почти всю его музыку. И смог так передать характер и пластику нашего великого земляка, что люди, хорошо знавшие Сергея Сергевича, поражались этой узнаваемости.

Всю душу Полоник вкладывал во все свою работы, даже в официозные памятники «вождю мирового пролетариата». Поэтому неудивительно, что статуя Ленина, установленная к его столетию в центре Макеевки, была признана одним из лучших памятников Ильичу в Советском Союзе. Об этом рассказал народный художник Украины Григорий Тышкевич, хорошо знавший Василия Петровича и считающий его скульптором номер один в Донбассе.

«У Василия Петровича осталась мастерская, которую я давно предлагаю превратить в его мастерскую-музей. Это было бы знаменательно и достойно уважения к творчеству Полоника и художников в целом».

По словам вдовы скульптора, Зинаиды Павловны, в мастерской осталось еще довольно много его работ. Она готова безвозмездно передавать некоторые из них тем, кто ценит творчество ее давно ушедшего мужа. Но хотела бы знать, где они будут находиться, а то некоторые работы Полоника исчезли бесследно.

Кстати, Василий Петрович запечатлел в скульптуре и свою жену, и ее дочь Екатерину, которая тоже была на открытии выставки. Зинаида Павловна и две ее дочери работают медиками. А сын Андрей пошел по стопам отца и помогал ему при жизни. Он тоже стал скульптором.

Василий Петрович покинул этот мир четверть века назад, в 1995 году. Последней его работой стал памятник маршалу Толбухину, который в 1943 году освобождал Донбасс. К сожалению, это единственная скульптура, которая установлена в его родном Донецке на открытом пространстве. Все остальные монументальные работы Полоника стоят в других городах Донбасса или вообще за его пределами.

Но есть и много скульптур масштабом поменьше, которые можно (и нужно!) увидеть в том же художественном музее. Они раскрывают многогранный талант народного художника и отражают его творческую эволюцию за 40 лет работы в области скульптуры.

Многие работы народного художника УССР Василия Полоника вошли в собрания музеев России, частных коллекций стран ближнего и дальнего зарубежья. Жаль, что мы можем видеть только их малую часть.

Сергей ГОЛОХА

Print Friendly, PDF & Email

Донецк Вечерний Городская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 16 полос, 4 цветные, телепрограмма. Освещает события города Донецка и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Донецк, ДНР.

Похожие записи