«Трудное счастье» Аиды Алексеевны

   Современный директор школы — кто он? Учитель ли, менеджер ли, чиновник … еще долго можно продолжать ряд статусных позиций, и на самом деле, сегодня трудно понять, кто же он есть, потому что среди калейдоскопа картинок, сменяющих друг друга даже в течение одного рабочего дня, можно ощутить себя и окрыленной, и опустошенной, и отчитывающейся, и созидающей. Это вносит особый колорит в ощущение действительности и делает работу в должности необыкновенно трудной, но интересной.

коссова

       1987 год. Она никогда не представляла, какой сюрприз преподнесет ей жизнь. Любимая, взрастившая ее как педагога, седьмая школа осталась без руководителя и оказалась перед выбором: кому встать у руля большого корабля знаний. Управление образования по предложению коллектива учителей поддержало ее кандидатуру. Самое главное, именно педагогическим коллективом был сделан этот выбор.   Известно, что каждый директор школы испытывает приблизительно одинаковые чувства, что судьба дает шанс – создать такую школу, о которой мечтал. Школу, где будет комфортно всем – и ученикам, и учителям.

         Те же люди, те же стены, но ощущение на себе ответственности за педагогов, учеников, родителей в 41 год становится своеобразным вызовом судьбы, открывающим новые горизонты в педагогической деятельности. Аида Алексеевна увидела их в том, что сохраняя лучшее в школе, нужно принять новое качество — стать лидером для своих учителей, сберегая внутри себя трепетное отношение к ним.  

     Коссова стала директором, чья власть не была авторитарной, отношения с коллегами строились на доверии и уважении. Понимая, что «власть – это бремя», она верила, что она давала возможность создать собственное образовательное пространство в рамках школы и реализовать свои собственные представления о воспитании и обучении как уникальных творческих процессах, обеспечивающих условия для самореализации, самообразования, самовоспитания ученика и учителя.

           Свобода выбора давала ее коллегам возможность развиваться в самостоятельно выбранном ими русле, самосовершенствоваться, изучать новые образовательные технологии, делиться своим опытом, своими педагогическими находками. Новый директор была далека от мысли идеализировать свой коллектив. Но для нее было важно выдержать свой стиль – безоценочное, позитивное принятие другого человека. Она никогда не навязывала кому-либо свое мировосприятие, так как без внутренней потребности человека развиваться нет настоящего учителя.

          Мы росли вместе – коллектив и наш директор. И нам удалось создать в школе атмосферу психологической безопасности, климат взаимного доверия, ауру домашнего уюта и комфорта.

           Так хочется, чтобы в первых рядах интеллигенции были учителя. Ведь настоящий интеллигент всегда идет на шаг впереди обывателя. Его не устраивает поверхностное отношение к жизни, он всегда устремлен к сути вещей и явлений, к пределу понимания и участия в том, чем он занят. Как сложно директору в этом плане. И как важно именно поэтому соблюдать чисто человеческие заповеди: не топчи слабого, не трусь перед сильным, не продавайся, не трепещи перед начальством, не теряй совести . Мне кажется, именно это было жизненным кредо нашего директора, полученным из опыта личного общения со многими людьми.

     Была ли Аида Алексеевна счастлива все эти годы?

     На мой взгляд, ей было очень близко выражение «трудное счастье». Бывает, что мечтаешь о чем-то, достигаешь постановленных целей, но оказывается, что это или уже не нужно, или не актуально. Бывает… Но она не унывала, продолжая отдавать всю себя работе. Иначе нельзя. Потому что она – директор школы. А директор школы – это организатор образовательной среды, учитель, воспитатель, это стратегический менеджер, администратор, коллега, нижестоящее должностное лицо, менеджер по персоналу, инновационный менеджер, дипломат, психолог, конфликтолог, правовед, должностное лицо, работодатель, ответчик, истец; он же экономист, бухгалтер, налогоплательщик, ревизор, предприниматель, а ещё хозяйственник, инспектор по технике безопасности, санитарный врач, строитель, дизайнер, прораб… Все перечислила? Наверное, не все, потому что директор – это, как говорят в народе, «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Но прежде всего, директор – это человек, человек со своими плюсами и минусами. А если этот человек заслужил авторитет у учеников, коллег и родителей, это человек с большой буквы.

    Нам повезло работать именно с таким человеком. И именно такой жизнерадостной, энергичной, с молодой душой останется Аида Алексеевна в нашем сердце на долгие годы.

   1 октября 2015 года Коссова Аида Алексеевна, директор Харцызской общеобразовательной школы № 7 (1987-2014 гг.), скоропостижно скончалась. Для всех людей, знавших ее, это тяжелая утрата. Она была замечательным человеком для своих учеников, коллег, друзей и просто людей, с которыми когда-либо сталкивалась в жизни.

Оксана ЕВДОЧЕНКО,

педагог-организатор ОШ№7

(выпускница ОШ№7, 1985 г.)

____________

Опубликовано в Харцызской городской газете «Родина»,

№ 41 (9811) 8-14 октября 2015 г.

Print Friendly, PDF & Email

Похожие записи