Страницы жизни донецкой дивы

Солистка оперы, педагог, профессор, заведующая кафедрой, депутат Верховного Совета УССР, кавалер орденов «Знак почета» и «Трудового Красного Знамени» – все эти звания соединились в одной яркой и талантливой личности народной артистки Украины Раисы Колесник.

8 февраля наша знаменитая землячка отметила 80-летие, а ее плодотворная творческая деятельность насчитывает 60 лет. Книга ее жизни состоит из множества увлекательных страниц, и накануне юбилея оперной дивы у нас появилась возможность с ними познакомиться.

Школа совершенствования

– Раиса Самсоновна, ваша любовь к музыке и пению пришла из детства?

– Я выросла в музыкальной семье, где все пели для души, даже не имея специального образования. А моя певческая история началась со школьной самодеятельности. Попала на областной смотр, потом на республиканский, и даже выступала на заключительном концерте, где были представители украинского народного хора имени Григория Веревки. Они пришли за кулисы и сказали, что я их заинтересовала, но самого Григория Гурьевича с ними не было. А так как я родом из Сумской области, мне предложили приехать в Сумы на прослушивание, когда хор там будет на гастролях. Прошло время, и получила приглашение приехать в Сумы. После прослушивания Григорий Гурьевич сказал, что с удовольствием взял бы меня на работу в хор, но будет лучше, если я стану профессионально учиться пению. А это была моя давняя мечта.

– Чем вам запомнились годы учебы в консерватории?

– При поступлении на подготовительное отделение конкурс был 10 человек на место, но мне удалось поступить. Посчастливилось попасть в класс выдающегося педагога, народной артистки УССР, профессора Марии Донец-Тессейр, которая воспитала многих известных певцов. Господь мне дал желание петь и силы, чтобы упорно работать. После первого академконцерта услышала слово «молодец» от Марии Эдуардовны. Спустя время меня, студентку подготовительного курса, делегировали на празднование «Недели дружбы» в Азербайджан от ЦК комсомола. От УССР было всего два представителя – редактор газеты «Правда» на Украине и я.

Через два года успешно поступила на 1-й курс консерватории. Это была для меня хорошая школа совершенствования своих возможностей. В студенческие годы участвовала в цикле передач на радио. Это было очень важно и ответственно. Готовилась к международному музыкальному конкурсу имени Джордже Энеску в Румынии. Чтобы туда поехать, необходимо было пройти отборочный тур в Москве, где я пела сцену сумасшествия Лючии из оперы «Лючия ди Ламмермур» Доницетти в сопровождении симфонического оркестра под управлением дирижера, народного артиста РСФСР Хачатуряна. Это был большой успех.

Путь через слезы

– Вы помните свой дебют на сцене Донецкого театра?

– Мой первый спектакль – опера-буффа «Тайный брак» Чимароза, в котором мне доверили партию Каролины. Его ставили в сжатые сроки, за полтора месяца, чтобы театр выполнил годовой план по постановкам. Благодаря тому, что это ансамблевый спектакль, где нет хора и балета, удалось его быстро поставить. Но поскольку в опере очень много музыкального материала, мы учили партии день и ночь. На премьере никто не поверил, что мы сделали спектакль за такое короткое время. Мы поразили не только публику, но и театральный коллектив. А дебютом в театре у меня была партия Джильды в опере Верди «Риголетто». Это был мой ввод в репертуарный спектакль.

– Какие оперные партии вам особенно дороги?

– Каждая по-своему дорога, потому что требует колоссального вложения сил и эмоций. И среди них есть эпохальные партии – Виолетта, Лючия ди Ламмермур, Джильда. Глубоко понимала эти многогранные женские образы. Они раскрыли меня как певицу и актрису. Коллеги говорили, что эти партии будто написаны для меня. Хотя все они очень сложные, чтобы их выдерживать, нужно в совершенстве владеть голосом.

Есть образы, в которых артист должен пройти через слезы, и тогда они появятся на глазах у зрителей. Мне очень дороги Марфа в «Царской невесте» и Маргарита в «Фаусте». Я спела много премьер – «Лакме», «Лючия ди Ламмермур», «Орфей и Эвридика», «Риголетто», «Иван Сусанин», «Ярослав Мудрый», «Волшебный стрелок»… Они по силам не каждому голосу. Такие спектакли остаются в памяти, их у меня около сорока.

– Кто из знаменитых певцов был вашим партнером по сцене?

– С народным артистом СССР Юрием Гуляевым пела премьеру «Севильского цирюльника». Он приехал сразу на спектакль, и мы вышли на сцену без репетиции. С народным артистом СССР Анатолием Соловьяненко пела в «Риголетто», и несколько раз – в «Лючии ди Ламмермур». Впервые мы с ним выступали в «Лючии» на гастролях в Симферополе, пели без репетиции, так как он только что вернулся после стажировки в Италии. Тогда отметила, что Соловьяненко сильно изменился как вокалист и актер, и своим эмоциональным состоянием оказал большое влияние на мою героиню. В Донецке у нас с Анатолием Борисовичем было несколько спектаклей: «Запорожец за Дунаем», «Лючия ди Ламмермур», «Риголетто». С народным артистом СССР, солистом Большого театра Александром Ведерниковым пела Антониду в опере «Иван Сусанин»…

Пожизненный билет

– Вы много гастролировали по разным странам. Какое из выступлений оставило у вас в душе самое яркое впечатление?

– Да, у меня было много зарубежных гастролей с концертными выступлениями в Великобритании, Югославии, Польше, ФРГ и других странах. Но мне особенно запомнилась поездка в Чернобыль после аварии на АЭС. Мне позвонили глубоким вечером в 11 часов и сказали, что завтра утром надо выезжать в Чернобыль. Мы видели, как люди мужественно боролись с последствиями трагедии, велось активное строительство. Мы посещали разные места 50-километровой зоны и выступали с концертами.

– Вы с 1980 года преподаете в Донецкой государственной музыкальной академии имени С. Прокофьева, 30 лет возглавляете кафедру академического пения и воспитали не одно поколение вокалистов. Чего достигли ваши ученики?

– У меня около пятидесяти выпускников. Они стали украшением многих оперных и филармонических сцен, получили признание на международном уровне. Марина Ясиновская – народная артистка Украины, солистка Хмельницкой филармонии. Солистка «Донбасс Оперы» Наталия Нарожная – заслуженная артистка Украины. Людмила Василенко – доцент Мелитопольского музыкально-педагогического института, доктор педагогических наук. Екатерина Каспер-Мачула – обладательница гран-при международного конкурса имени Мирьям Хелин (Финляндия). Она работает в Большом театре в Германии во Франкфурте-на-Майне. Среди моих воспитанников более двадцати лауреатов международных конкурсов.

– Ваша философия жизни?

– Служение своему делу, возможность отдаться ему до конца. Главное – делать так, как ты можешь, то, что ты можешь. Благодарна Богу, что меня пригласили в театр, где я была нужна, и которому вдохновенно служила четверть века. Благодаря театру моя мечта осуществилась, произошло много интересных событий, которые стали яркими страницами моей жизни. Мне очень приятно, что «Донбасс Опера» помнит обо мне. В прошлом году на день рождения театр сделал мне дорогой подарок – я стала единственным обладателем постоянного пропуска на все спектакли «Донбасс Оперы».

– Чего бы вы себе пожелали в день юбилея?

– Здоровья, чтобы Господь дал мне возможность продолжить служение искусству в моих учениках, и чтобы удалось еще многое успеть.

Автор Марина Пархоменко

Print Friendly, PDF & Email

Голос Республики Официальное республиканское печатное издание. Выходит с 1 октября 2015 года. 2 выпуска в неделю. Объем 1 выпуска – 16 полос, 2 цветные. Публикует официальную информацию органов государственной власти Республики. Охват аудитории – Донецкая Народная Республика.

Похожие записи