Стальные монстры в степях Донбасса

15 сентября 1916 года произошло, пожалуй, одно из самых значимых событий, в корне повлиявшее на стратегию и тактику войн будущего. Именно тогда, во время затянувшегося позиционного кризиса Первой мировой войны, и случилась своеобразная премьера совершенно новой на тот момент боевой техники – в сражении у реки Соммы с британской стороны впервые на поле боя вышли грозные бронированные «монстры» Mk-I – тяжелые боевые машины на гусеничном ходу. Эта битва известила весь мир о рождении качественно нового вида вооружения – танков.

А 100 лет назад произошло первое применение этих боевых машин на территории России, и случилось это событие не где-нибудь, а на территории Донбасса. Впрочем, изменить исход Гражданской войны эти стальные монстры уж не смогли…

…и танки наши медленны

Поставки танков для Белой армии из Англии начались после окончания Первой мировой войны. Как сказали бы сегодня, для защиты демократии, 22 марта 1919 года в Новороссийск на пароходе «Святой Михаил» прибыла первая партия английских танков – шесть MK-V и шесть МК-А. Вместе с машинами прибыли и английские инструкторы – 29 человек под командованием майора Е. Брука. Для подготовки русских танковых экипажей была организована «Школа английских танков», которая за период с июня по декабрь 1919 года подготовила около 200 офицеров-танкистов. Всего же было поставлено для Вооруженных сил Юга России (ВСЮР) 73 танка.

Первые танки были далеки от совершенства: они оказались очень медленными и с малым запасом хода, их приходилось доставлять к месту сражения на железнодорожных платформах, ведь своим ходом они не могли перемещаться на большое расстояние. А необходимых для доставки тяжелых танков платформ в России не хватало, поэтому их боевое применение было ограничено только районами, непосредственно примыкающими к железным дорогам.

К тому же эти танки не могли служить самостоятельным средством оперативного прорыва – как правило, они атаковали только вместе с пехотой, штурмуя укрепленные позиции противника. При этом из-за слабой маневренности они становились легкой мишенью полевой артиллерии, а иногда и крупнокалиберных пулеметов – их броня не отличалась особой мощью. Им также не хватало вооружения – имевшееся состояло в основном, из пулеметов, лишь немногие модели танков имели пушки.

Белой армии поставляли в основном боевые танки Англии (Mk-V и Mk-A) и Франции (Renault FT-17). Mk-V считался тяжелым танком, имевшим на вооружении две 57-мм пушки и 4 пулемета, либо в другом варианте – 6 пулеметов. Его экипаж состоял из 8 человек, танк развивал скорость всего до 8 км/ч и имел запас хода 72 км. Mk-A – средний танк с экипажем в три человека и вооружением из трех или четырех пулеметов, развивал скорость до 13,5 км/ч и мог пройти без дозаправки больше 100 км. Renault FT-17 – легкий танк с экипажем из двух человек, на вооружении имел одну пушку или пулемет, максимальная скорость – 8 км/ч, запас хода – не более 35 км.

Все эти танки были специально спроектированы для прорыва глубокой обороны в условиях позиционной войны Западного фронта в Первой мировой войне и не были приспособлены для Гражданской войны в России, где боевые действия носили маневренный характер. Эти тихоходные и неповоротливые машины, а скорость танка Мк-V была 5–7 км/час, были не новыми, а уже использовались на Западном фронте, экипажи в них находились в ужасных условиях: к жуткой тряске добавлялись отработанные газы, запах бензина, пороховая гарь заполняли все пространство внутри танка.

В боевой обстановке частые обмороки случались даже у самых выносливых, как правило, после трех дней боев экипаж выходил из строя – температура внутри танка доходила до 50 градусов и более. В Мк-V выхлопная система проходила внутри кузова и через час работы накалялась чуть ли не добела, поэтому летом находиться в нем более трех часов было невозможно, и нередко в разгар боя танкисты вынуждены были покидать машину, чтобы отдышаться. Если 10–15-миллиметровая броня танков хорошо защищала экипаж от пуль и осколков, то для артиллерийского снаряда она уже была уязвима.

Больше всего танков было поставлено в армии Юга России под командованием генерала А. И. Деникина – свыше 70 штук. Еще 20 танков прибыли в Одессу вместе с французскими интервентами, 6 боевых машин имелось в армии генерала Н. Н. Юденича под Петроградом, 4 или 5 – в войсках на севере России. 10 танков было поставлено для армии А. В. Колчака, но они вскоре попали к красным. По сути, использование танков в Гражданской войне в России было ограниченным, но тем не менее иногда они все-таки могли серьезно повлиять на исход боев в пользу Белой армии.

Юбилей первого сражения

И вот 23 мая (10 мая – по старому стилю) 1919 года впервые в военной истории России танки были применены в реальном бою. И это произошло на земле Донбасса – в районе станции Ханженково Вооруженные силы Юга России выгрузили первые танки. Именно здесь деникинцы бросили в бой Первый танковый дивизион ВСЮР, состоявший из 16 английских танков, которыми управляли русские офицеры.

«На Донбассе применялось сразу несколько танковых отрядов, – рассказывает Станислав Коробков, член донецкого военно-исторического клуба. – Каждый из них был прикомандирован к Добровольческой дивизии ВСЮР, все они воевали здесь до начала лета, затем были передислоцированы в Кавказскую армию генерала Врангеля в район Царицына».

В целом боевые машины показали себя неплохо: они частенько побеждали самим своим видом, иногда без выстрелов – красноармейцы порой отступали при их приближении. На них не действовало обычное стрелковое оружие, а стрельба шрапнелью из артиллерии также не давала нужного результата.

Уже на следующий день Красная армия оставила Юзовку (нынешний Донецк), а 25 мая – станцию Ясиноватая. До конца мая войска ВСЮР заняли Дебальцево и Луганск, что позволило им перейти в наступление по всему фронту.

«А 2 июня 1919 года был первый бой танка и бронепоезда у станции Попасная, это, можно сказать, еще один юбилей в истории военного дела России, – говорит Станислав Коробков. – В нем участвовали танки Mk-V и один из бронепоездов Красной армии. Один из танков ВСЮР шел вдоль железнодорожного полотна и неожиданно ему навстречу выехал бронепоезд, началась перестрелка из пушек. Первым же попаданием танк подбил бронепаровоз, но на выручку подоспел еще один бронепоезд, который и уничтожил танк, в результате 7 членов экипажа из 10 были убиты на месте. Вообще-то, экипаж этого танка состоит из 7 человек, и почему там было 10, неизвестно. Возможно, в нем находился вестовой, солдат для связи, может, офицеры-наблюдатели».

Дальнейшая судьба танков довольно интересна – практически все они погибли в боях, многие были захвачены Красной армией и сражались уже с Белой армией. Весной 1920 года в Екатеринодаре были организованы советские курсы для красных танкистов, тогда же были утверждены первые штатные расписания бронетанковых подразделений РККА.

Некоторые танки впоследствии были установлены на постаментах и стоят до сих пор в Архангельске, Харькове и Луганске, еще один Mk-V является экспонатом танкового музея в Кубинке.

Александр АЛИЕВ

Справка

Mark-V – тяжелый британский танк, использовавшийся в Первую мировую войну. Он был продолжателем серии британских ромбовидных танков и выпускался в двух модификациях: «самец» – с пулеметом и пушками и «самка» – только с пулеметами. Первые танки Mk-V стали поступать британским войскам в мае 1918 года, всего до конца войны было выпущено 400 Mk-V.

После Первой мировой войны Mk-V использовали в качестве мостоукладчика и в саперном варианте. До конца 30-х годов он оставался на вооружении в Канаде.

Print Friendly, PDF & Email

Донецкое время Республиканская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 32 полосы, 8 цветных, телепрограмма. Освещает самые разнообразные сферы жизнь Республики: социальная, политика, экономика, военная. Охват аудитории – ДНР.

Похожие записи