Репортаж с борта подлодки

Наше старшее поколение, возможно, помнит советские фильмы времен Великой Отечественной войны, рассказывающие о подводном флоте. После выполнения боевого задания, плавно покачиваясь на волнах, субмарина медленно и грациозно подходит к порту приписки. Вся команда гордо, во весь рост выстроилась на борту, и земля приветствует ее салютом. Романтические кадры, несомненно, красивые и привлекательные. О том, как ковалась наша Победа над фашизмом в глубинах Черного моря, о тяжелейших буднях моряков-подводников, рассказал мне удивительный человек – наш земляк ветеран Великой Отечественной войны Иван Васильевич Гомля.

К Черному морю

Повествование это уникально, что называется, из первых уст, поскольку, к великому счастью, фронтовик живет сейчас среди нас. Родился Иван Васильевич в поселке Максимилиановка Марьянского района Донбасса в простой и очень бедной семье. После школы окончил культурно просветительское училище и стал работать в клубах области. В конце 1930-х годов каждый думающий человек понимал, что война между Советским Союзом и фашистской Германией неизбежна. Знал это и наш герой, работа в сфере культуры его не устраивала – пылкая горячая душа рвалась готовиться защищать Родину. Молодой человек поехал в Кронштадт и поступил в военное подводное училище, где и застала его война.

Враг стремительно наступал. 8 июля 1941 года весь состав училища погрузился в эшелон и направился на юг, к Черному морю. 12 июля прибыли в город русских моряков – легендарный Севастополь. Ивана Гомлю записали в экипаж подводной лодки «Щ-215», шутливо именуемой «Щукой». Лодка среднего класса – длина ее 48 метров, количество экипажа – 40 человек. На вооружении 10 торпед, каждая весом в тонну и стоили они огромных по тем временам денег, поэтому холостые выстрелы не должны были допускаться вообще.

С 1941 по 1945 годы наш герой прослужил на ней матросом, старшим матросом, а затем начальником команды правого электродвигателя. Портом приписки «Щ-215», на которой воевал наш земляк, стал маленький город Батуми, расположенный тоже на Черном море у берегов Кавказа. Он находился в 17 километрах от берегов Турции – союзника Германии. Мало кто знает, что Турция тоже готовилась вступить в войну, она занимала выжидательную позицию. Падение Сталинграда должно было стать для нее сигналом для нападения на СССР. Ценой невероятных усилий Советская армия не только отстояла Сталинград, но и предотвратила возможность открытия южного фронта. Наша победа в Сталинградской битве остановила Турцию от нападения на Советский Союз.

Будни подводника

В 1942 году командиром подлодки был назначен Герой Советского Союза капитан 3 ранга Михаил Грешилов, настоящий морской волк, благодаря высокому мастерству и профессиональному чутью которого вверенный ему экипаж из самых опасных ситуаций выходил всегда целым и невредимым. С глубоким и искренним уважением о своем боевом командире вспоминает Иван Гомля и сейчас. Сражаться с врагом тяжело везде, но моряки подлодок сталкивались с трудностями, которых не знали бойцы, воюющие на суше или на поверхности моря. Трудно даже представить, но во время походов подводники жили в условиях острой нехватки простого чистого воздуха и суть известной поговорки «необходим, как глоток свежего воздуха» постоянно ощущали на себе. Кислородные баллоны с нагрузкой не справлялись, ведь походы длились два, а то и три месяца. Для пополнения запасов воздуха приходилось подниматься на поверхность воды. Делали это строго ночью, поскольку днем подлодка отчетливо видна и могла быть уничтожена. Во время закачки воздуха для наблюдения за окружающей обстановкой на борт судна выставлялись часовые. Ветеран до сих пор помнит, какое несказанное блаженство испытывали они, вдыхая полной грудью свежий морской воздух, и к этой специфической трудности стоит добавить еще и дефицит элементарной пресной воды и сильную тесноту в помещениях лодки. Она ходила на двух электродвигателях, которые сильно нагревались. Температура в их отсеках достигала 35–40 градусов. Наш герой был командиром правого двигателя, поэтому почти всегда испытывал эту страшную жару. Вот в таких тяжелейших условиях наши подводники жили, воевали и успешно уничтожали корабли противника.

Вот пример выполнения одного из боевых заданий, о котором поведал мне Иван Васильевич. Сталь, идущая на производство немецких танков, была довольно тонкой и хрупкой, и наши снаряды легко пробивали ее. Для увеличения прочности металла германская сталелитейная промышленность остро нуждалась в хромовой руде, которая добывалась в Греции. Через пролив Босфор и воды Черного моря этот важный груз в Германию должен был доставить большой транспортный корабль. Экипаж нашей «Щ-215» получил приказ уничтожить его любой ценой.

О чрезвычайной ценности груза свидетельствовал огромный конвой, сопровождавший корабль – несколько катеров, два эсминца и даже самолет. Советская разведка сообщила о примерном времени прохождения транспорта. Для предотвращения атак с подводных лодок немецкие катера постоянно взрывали глубинные бомбы. Наша лодка затаилась в морской пучине и стала ждать. Акустик доложил, что приборы фиксируют приближение большого судна. Командир-виртуоз сумел подойти к нему на максимально близкое расстояние и остаться незамеченным. Два точных торпедных выстрела попали прямо в цель. Вместе со своим стратегически важным грузом трижды охраняемый корабль пошел на дно.

Счастливая тяжесть наград

«Щ-215» погрузилась на предельно допустимую глубину 80 метров и благополучно ушла. В Батуми команду встречали салютом и торжественным обедом, на котором по неписаным морским законам обязательно был жареный поросенок. Короткий отдых – и снова на боевое задание. За четыре года войны субмарина совершила 16 боевых походов. У моряков-подводников есть традиция – на корме лодки начерчивалась пятиконечная звезда, в ней круг, внутри круга вписывалось число, которое обозначало количество вражеских судов, уничтоженных этой подлодкой. На корме лодки, на которой воевал Иван Васильевич Гомля, красовалось число 11. Вот такой огромный урон нанесла лодка военно-морскому флоту противника.

О своих боевых буднях Иван Васильевич рассказывает живо, интересно и очень красочно, словно репортаж с борта подлодки ведет. На вопрос: «Почему у него так получается?» – он, смеясь, ответил: «Да я же в глубине моря и корреспондентом бортовым был. Два раза в неделю стенгазету выпускал и каждый день боевой листок делал». «А писали чем?» – изумилась я. «Обычными чернилами на листе бумаги, ведь печатная машинка на подлодке не предусмотрена». Демобилизовался Иван Васильевич лишь через два года после Великой Победы, обучал новое пополнение, ведь морские рубежи Родины должны быть надежно защищенными всегда. Возвратился домой в Донбасс, обзавелся семьей и до самой пенсии проработал на шахте «Кировская».

Праздничный пиджак ветерана тяжелый от боевых и трудовых наград. Здесь и орден Отечественной войны 2 степени, медали «За оборону Севастополя» и «За оборону Кавказа» и много других. Больше всего фронтовик гордится редкой медалью Ушакова, которую получил за боевые сражения на Черноморском флоте и орденом Святого Александра Невского. Ее ветерану совсем недавно вручили представители Российской Федерации.

Супруга Ивана Васильевича Ефросинья Мефодиевна, очень обаятельная и милая женщина, шутит, что много лет прожили они в браке, а вот поссориться всерьез ни разу времени не нашли. 28 августа этого года Ивану Гомле исполнится 99 лет. Поистине необыкновенный человек, он сумел сохранить ясную память, богатую речь, острое чувство юмора, а еще великую и чистую любовь к людям. Без всякого преувеличения скажу, что, общаясь с ним, невольно чувствуешь, как от него исходит искреннее человеческое тепло и на душе становится светлее. Хочется молить судьбу, чтобы как можно дольше хранила этого человека для нас. Коль такими великими сыновьями богата наша донецкая земля, то никаким захватчикам ее вовек не одолеть.

Галина ПОНОМАРЕВА

Print Friendly, PDF & Email

Донецк Вечерний Городская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 16 полос, 4 цветные, телепрограмма. Освещает события города Донецка и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Донецк, ДНР.

Похожие записи