Реагируем правильно

В этом выпуске «Донецкого времени» мы хотим поговорить о переводе ребенка в другую школу. Разобраться в вопросе нам поможет практический психолог Дворца детского и юношеского творчества Кировского района города Донецка Наталья Загорная

Стоит подумать

Родителям стоит хорошо подумать, прежде чем переводить ребенка в другую школу. Частые переводы детей из одного учебного заведения в другое приводят к тому, что школьник начинает учиться заметно хуже. Ему необходимо время, чтобы привыкнуть ко всему, что происходит на новом месте, нужно познакомиться со сверстниками и педагогами. Ребенок тратит на это свои силы, внимание, а учебе посвящает минимум времени.

Родители могут принять решение о переводе ребенка в другую школу по таким причинам:

  • семья переехала на другое место жительства;
  • программа школы является слишком слабой или сильной для ребенка;
  • конфликты между учителями, обучающимися;
  • ребенок стал объектом травли со стороны сверстников.

Если причина перевода заключается в конфликтах с ровесниками, то на новом месте ситуация вряд ли улучшится. Если ребенок не умеет налаживать контакты со сверстниками, договариваться, общаться, его нужно научить этому, иначе, в какую школу бы он ни пошел, его и дальше будут преследовать подобные проблемы.

Не такой?

По каким причинам ребенка могут не принимать в коллективе?

Непохожесть на остальных, другая национальность, физический недостаток из-за болезни, дефект речи или неблагозвучная фамилия. Оценки выше или ниже, чем у других в классе. Все, что разительно отличает ребенка от большинства, увлекает его в группу риска.

Как понять, что ребенок подвергается травле в коллективе сверстников?

Во-первых, ребенок радуется любой возможности не идти в школу – например, из-за болезни. Постоянно придумывает причины, чтобы не ходить в школу, хотя вовремя выполнил домашнее задание. Он ничего не рассказывает об одноклассниках, не приглашает их в гости. Никогда не участвует в мероприятиях класса, а из школы всегда возвращается в плохом настроении. Вы регулярно замечаете мелкие травмы у ребенка, повреждения на его одежде или школьных принадлежностях. У вашего ребенка требуют деньги, его обзывают, унижают, бьют, наносят вред онлайн (оскорбления, клевета, угрозы).

Примите меры

Если это случилось и ваш ребенок подвергся травле в коллективе, не спешите переводить его в другую школу. Попробуйте решить проблему. Поговорите с ним откровенно. Узнайте, что происходит, как ему наносят вред. Убедите ребенка в том, что в таких случаях вполне целесообразно, если взрослые вмешиваются в ситуацию, чтобы ее урегулировать. Свяжитесь с директором школы. Предложите организовать собрание, в котором будут участвовать все стороны конфликта для выяснения обстоятельств. Изложите суть проблемы с вашей точки зрения. Выслушайте все стороны. Если вы имеете какие-то доказательства травли (аудиосообщения с угрозами, скрины оскорблений, испорченные вещи) – предъявите это родителям обидчиков.

Желательно, чтобы в этом собрании участвовали социальный педагог, психолог, классный руководитель, директор школы. Эти люди проводят разъяснительную работу на тему ответственности, которую несут подростки и их родители в случае подобных преступных действий. Администрация ставит таких детей на внутришкольный учет. Это означает, что ежемесячно на Совете профилактики родители должны будут отчитываться, чем заняты их дети, какие кружки посещают, какие книжки читают и так далее. Дети и их родители должны быть предупреждены, что в случае рецидива родителями потерпевшей стороны будет подано заявление в полицию.

Следует оговорить возможность таких ситуаций со своими детьми. Объяснить опасность. Внушить, что первое их действие в случае угроз – сообщить об этом родителям. Это самое важное! Объясните детям, что болезни и неприятности родителей не повод для того, чтобы не делиться своими неприятностями! Что в ситуации опасности только взрослый может принять правильное, взвешенное решение.

По закону

Очертите круг людей, к которым можно обратиться за помощью, если по каким-то причинам не получается это сделать с родителями. Старшие братья и сестры, другие члены семьи и т. д. Убедите ребенка в том, что в любом случае действовать надо по закону. Тот, кто действует по закону, всегда в выигрыше. Также объясните детям, что ответственность за подобные поступки неминуемо наступит. Если виновнику нет 14 лет, ее будут нести родители. Внушите, что подобные действия наказуемы! Напомните детям: все, что попадает в Сеть, может быть использовано против них. Если возникает ситуация угрозы, немедленно предпринимайте действия по ее устранению! Нельзя ждать, что все само рассосется. Нельзя думать: «они же дети и сами разберутся». Нельзя разговаривать с другими детьми без законных представителей. У вас нет задачи воспитать чужого ребенка, ваша цель – защитить своего! Нежелательно разговаривать с законными представителями без свидетелей. Таковыми могут быть классный руководитель, социальный педагог, психолог, директор школы.

Если вы видите, что все это не приносит результатов, тогда переводите ребенка в другую школу.

Желание защитить

Естественное желание любящего родителя – защитить ребенка от несправедливости и воздать по заслугам всем виновным. И не только обидчикам, но также учителям, которые «непонятно, куда смотрели, как такое допустили, почему не предотвратили».

Подумайте, чем обернутся такие «разборки» для ребенка? Как реагировать правильно, чтобы разрешить проблему, а не загонять ее в тупик?

Первое, что необходимо сделать, – обратиться к классному руководителю. Объясните ему вашу позицию. Он связующее звено и может урегулировать конфликт, помочь сторонам договориться о приемлемом разрешении ситуации.

Если этого не случилось, следующая инстанция – директор школы. В присутствии классного руководителя он выяснит, почему не удалось решить проблему и что еще можно предпринять. В руках директора сосредоточено максимум ресурсов для разрешения любой сложной ситуации в школе.

Не стесняйтесь хвалить

Когда ребенок подвергся нападкам, некоторые родители тут же пишут заявление в полицию. Как правило, такие жалобы не дают желаемых результатов. Представители власти могут подавить конфликт, но не решить его – он просто уйдет глубже. Появится лишь видимость решенного конфликта, но в действительности ситуация лишь усложнится.

В это время ребенку особенно нужна поддержка взрослых. Старайтесь повысить его самооценку. Не скупитесь на похвалу даже за небольшие достижения. Покажите, что верите в него. Подумайте, в чем он может успешно самореализоваться. Это может быть спорт, творчество или учеба. Предоставьте ему такую возможность. Восхищение окружающих вернет ему веру в себя.

Если чувствуете, что ваших усилий недостаточно, обратитесь за помощью к психологу – он есть в каждой школе.


Несколько правил помогут наладить отношения в новом классе и избежать неприятия коллектива

  1. На личном примере прививайте сыну или дочери важные качества: общительность, дружелюбие и отзывчивость.
  2. Поощряйте общение с одноклассниками вне школы. Пусть ребенок задерживается с ними после уроков, участвует в совместных мероприятиях. Узнайте заранее, чем интересуются дети из класса, и придумайте повод пригласить их к вам домой.
  3. Вместе с ребенком участвуйте в школьных мероприятиях, подготовке к праздникам, поздравлении учителей. Вы лично познакомитесь с детьми из класса и сможете обсуждать с ребенком школьные события.
  4. Проследите, чтобы он и сам проявлял активность в налаживании отношений, не оставался в стороне. Пусть сам подойдет к одноклассникам, попросит принять его в игру.
  5. Если уровень знаний ребенка заметно выше, пусть он поможет одноклассникам справиться со сложным заданием.

Развиваться и совершенствоваться нужно всю жизнь. Интересуйтесь людьми и событиями вокруг вас. Живите ярко и насыщенно. Будьте интересны самому себе. Активный, всесторонне развитый и позитивный человек легко приживается в новом коллективе. Будьте примером для ваших детей.

Беседовал Андрей ПЕТРОВ

Print Friendly, PDF & Email

Донецкое время Республиканская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 32 полосы, 8 цветных, телепрограмма. Освещает самые разнообразные сферы жизнь Республики: социальная, политика, экономика, военная. Охват аудитории – ДНР.

Похожие записи