Преданность делу

К сожалению, в наши дни людей, истинно преданных своему делу, больше всего среди представителей старшего поколения. Их трудовой и жизненный путь служит лучшим доказательством того, как профессия может стать основной точкой приложения сил, являясь не простым средством зарабатывания денежных знаков, а инструментом для реализации интеллектуального и творческого потенциала на благо людям и Родине. Той самой Родине, понятие о которой мы вновь возрождаем после долгих лет забвения.

Иван Андреевич Тропин родился 1 декабря 1938 года в Ясиноватой. Его родители приехали сюда на заработки, перед тем как остаться жить в городе окончательно. Перед самой войной семья вернулась в родные края — село Зыбкое Онуфриевского района Кировоградской области. Именно там их застало лето 1941 года. В памяти Ивана Андреевича мелькнули картины военных лет. Будучи еще совсем маленьким он, тем не менее, запомнил фашистские танки на улицах, немецкого офицера, поселившегося у них в доме и выселившего семью в сарай. Вспомнил Иван Андреевич и то, как собака этого немца лежала на их кроватях и подушках, пока они ютились в сарае…

Но особенно тяжело пришлось в 1943 году, когда отца забрали на фронт, и мать осталась одна с тремя детьми. Собрав кое-какие вещи в небольшую повозку, вместе с пожитками посадив в нее его и маленькую сестренку, что на три года была младше (старшей сестре на тот момент исполнилось уже пятнадцать лет и она, как взрослая, во всем помогала маме), мать примкнула к колонне таких же беженцев, как и они. Пешком двинулись в направлении только что освобожденного Донбасса. Под бомбежками, испытывая голод, измотанные и уставшие они, в конце концов, добрались до Ясиноватой. Тут жил старший брат отца Ивана Андреевича. У него, в летней кухне, они и стали жить. Отец вернулся с фронта только в 1946 году. Сразу же, по-хозяйски, взял план и стал строить дом – на улице Калинина. Получивший два ранения, несмотря на оставшийся внутри тела осколок, мужчина осилил строительство, и семья получила свою крышу над головой. Вообще, отец Ивана Андреевича оказался очень крепким человеком. Он умер на восьмидесятом году жизни, в 1987 году, не дожив до юбилея всего несколько месяцев. Мама прожила 88 лет, на 8 лет пережив отца.

Иван Андреевич окончил, как тогда было принято, семь классов и продолжил учебу в железнодорожном училище в Авдеевке. На то время училище готовило вагонников, связистов и локомотивщиков. По окончании учебы его направили работать слесарем по ремонту паровозов в локомотивное депо Ясиноватой, носившее тогда название «паровозное депо». Потом была служба в армии. К слову, молодых ребят, работавших на железной дороге, в армию в первые послевоенные годы не брали, у них была бронь. Но молодой человек так хотел служить, что пошел на хитрость.

Тогда в городе Ясиноватая военкомата еще не было. Он располагался в соседней Авдеевке. В самой же Ясиноватой, на базе 45-го училища, от военкомата были открыты курсы шоферов. Иван Андреевич записался на эти курсы, окончил их и пошел служить в армию. Служить довелось в Белоруссии, в городе Мозырь, в ракетных войсках стратегического назначения. После так называемой учебки попал в артмастерскую. Это была мастерская по ремонту всего оборудования: техника, автомобили, ракеты и так далее. Как вспоминает Иван Андреевич: «Все приходилось делать».

И тут грянул карибский кризис. На Кубе его называли «октябрьским кризисом», а в США – «кубинским ракетным кризисом». Это было время напряженного дипломатического, политического и даже военного противостояния между СССР и США. В части, где служил Иван Андреевич, объявили «готовность номер один». Ситуация была настолько серьезной, что пока конфликт окончательно уладился, три месяца пришлось прослужить свыше срока. По окончании службы Иван Андреевич вернулся в родное депо и продолжил работать слесарем, как и раньше. Оказалось, что за время его службы, в 1962 году, уже появились электровозы. Но он все еще продолжал работать с паровозами. Поработав так около полугода, Иван Андреевич перешел работать в электроцех. Там обслуживались не только электровозы, но и паровозы. На паровозах, к примеру, тоже были электрические части: турбинки, освещение, питание радиостанций и так далее.

Иван Андреевич не остановился на достигнутом и окончил в вечерней школе еще два класса: восьмой и девятый. А по окончании вечерней школы поступил в техникум железнодорожного транспорта на вечернее отделение, получив специальность техник-электромеханик. Дальнейшая карьера сложилась благополучно. Дело в том, что мастер цеха, где работал Иван Андреевич, уходил на повышение. Заметив в молодом человеке необходимый потенциал, он рекомендовал его на свое место. К тому времени цех уже стал обслуживать очень много различной электроники, и его переименовали в КИП — цех контрольно-измерительных приборов. Так Иван Андреевич стал мастером КИПа. На этом месте он проработал 24 года, а его общий стаж насчитывает без малого 50 лет! И все это время в одном депо!

Объем работы всегда был большим. Приходилось обслуживать всю электронику. И не только обслуживать, но и усовершенствовать. Один из случаев связан с приборами безопасности ведения поезда. Очень ответственный узел, разрабатываемый Московским конструкторским бюро, требовал обкатки и необходимого улучшения его характеристик. Приезжали специалисты, предоставляли всю необходимую документацию, знакомили с этими новыми устройствами, обучали работе с ними. В результате кропотливой работы и таланта инженерной мысли всех сотрудников, под умелым руководством Ивана Андреевича, прибор удалось значительно модернизировать. Результат оказался настолько успешным, что на всей Донецкой железной дороге по этим устройствам они оказались на первом месте. Опыт использования передавался в локомотивные депо Славянска, Иловайска, Красного Лимана и Волновахи…

Но разве только в этом заслуга Ивана Андреевича и его подчиненных?! Сколько таких удач и побед на техническом фронте было за его трудовую жизнь – и не вспомнить! Например, очень много усилий было приложено для усовершенствования и оборудования локомотивов устройствами СМЕТ — система многих единиц телемеханическая. Это способ управления подвижным составом, при котором в один поезд сцепляется несколько локомотивов, а управление тяговыми двигателями ведется с одного поста управления и одной локомотивной бригадой. За эту работу все получили благодарности и премии.

Вообще, у Ивана Андреевича очень много почетных грамот и отличительных знаков, выданных на самых разных этапах трудового пути. В частности, его бригаде (имеется в виду цех) первой в локомотивном депо присвоили звание «Комсомольско-молодежная бригада коммунистического труда». Как оказалось, первой не только в депо, но и на железной дороге. Иван Андреевич по этому поводу давал интервью на телевидении. Есть среди наград и поощрений знак, что очень близок сердцу: «Заслуженный работник транспорта».

Но самым важным для человека является его семья. И тут у Ивана Андреевича полный порядок. Еще в далеком январе 1964 года, на торжестве у своего соседа, он повстречал ту единственную, которая стала надежной подругой и хранительницей домашнего очага на всю жизнь. Девушка поразила молодого Ивана Андреевича своим мелодичным звонким голосом и веселым, заводным характером. Вскоре молодые сыграли свадьбу. Вот уже больше полувека Иван Андреевич и Нина Александровна идут по жизни рука об руку. За это время семья значительно выросла: две прекрасных дочери, трое замечательных внуков и трое превосходных правнуков. Кстати, обе дочери окончили Артемовский техникум железнодорожного транспорта по линии движения (организация движения поездов). И обе связали свою профессиональную деятельность с железной дорогой. Жена, Нина Александровна, тоже железнодорожник. Видимо, не зря Ясиноватая считается городом железнодорожников! Трудовые династии, когда дети идут по стопам своих родителей, у нас всегда в почете. Самым главным человеческим качеством Иван Андреевич считает ответственность. Он говорит: «Очень важно проявлять ответственность не только в учебе и работе, но и в отношениях к родителям и, вообще – в любом деле».

Вместе со своей супругой они уже много лет являются активными членами Ясиноватской организации «Дети войны». Коллектив редакции газеты «Ясиноватский вестник ДНР» желает вам, Иван Андреевич, вашей супруге и всей вашей большой семье крепкого здоровья и долгих лет жизни.

Денис МЕЛЬНИЧЕНКО

Print Friendly, PDF & Email

Похожие записи