Отголосок прошлого

В канун Международного дня художника художественный музей «Арт-Донбасс» представил жителям Республики выставку печатной графики «Магия семи печатей». С молодым видом изобразительного искусства и самым старым видом печати «Донецкое время» познакомила директор музея Екатерина Калиниченко

Разнообразие материалов

Выставка «Магия семи печатей» без преувеличения уникальна. Это 120 гравюр, созданных с конца 1950-х годов, из частных коллекций и фонда художественного музея «Арт-Донбасс».

– Это уже вторая выставка, посвященная печатной графике. На ней представлены работы, выполненные в различных техниках, – рассказывает Екатерина Николаевна. – Не смотря на то, что графику сейчас можно расценить как некий отголосок прошлого, тем не менее посетители с большим интересом рассматривают каждую гравюру и видят, насколько сложен этот труд.

Линогравюра – одна из техник высокой печати. Впервые линолеум использовали вместо деревянной доски в 1905 году.

– Для того чтобы создать линогравюру, художник на линолеуме специальным штихелем вырезает рисунок в зеркальном отображении по предварительному эскизу. Если зацепить штихелем чуть больше материала, то, естественно, работа будет испорчена. Можно себе представить, какие нужно приложить усилия, чтобы и фигура была выполнено правильно, и образ соответствовал действительности, – замечает директор музея.

В экспозиции выставки представлены ксилография, офорт, линогравюра, автолитография, акватинта, сухая игла, монотипия. Гравюра на дереве (ксилография) и линолеуме (линогравюра) близки к народным картинкам и иллюстрациям. Резцовая гравюра на металле (офорт), возникшая в профессиональной среде ювелиров, позволяет решать специфические художественные проблемы.

Необычайная художественная одаренность, широта интересов, разносторонность знаний народного художника Украины Владимира Шенделя, заслуженного художника Украины Геннадия Жукова и Григория Домненко позволяют поставить их в один ряд с прославленными мастерами печатной графики Италии, Германии, Франции.

– На выставке большая часть работ – из коллекции, подаренной нам Владимиром Степановичем Шенделем, – продолжает Екатерина Николаевна. – Закончил он Ленинградский институт живописи и ваяния, поэтому с гордостью говорил: «Я – график!». Бесспорно, Владимир Степанович – один из величайших графиков современности. Также мы представили студенческие работы уже известных наших художников. Кто-то стал дизайнером, кто-то живописцем, кто-то работает в жанре акварели. Но благодаря их гравюрам у нас есть возможность перенестись в прошлое и увидеть города, какими они были 30–40 лет назад.

В ходе экскурсии Екатерина Калиниченко познакомила нас с творчеством Александра Трошкина. Его офорты и линогравюра излучают глубину и таинство внутреннего мира художника. Сейчас же Александр Васильевич посвятил себя совершенно другому жанру.

С неожиданной стороны раскрываются известные донецкие живописцы, предоставившие для выставки свои работы, – интересны монотипии народного художника Украины Григория Тышкевича, офорты и монотипии Елены Григорьевой, автолитографии Виктора Семисенко.

– Работы Виктора Семисенко – это целая серия горных пейзажей. Потрясающее сочетание флоры и фауны пленит каждого, кто увидит его творения.

Не только черно-белое

Изначально для изготовления гравюр использовались черные краски, с помощью которых нельзя было прорисовывать пятна, создавать светотень и применять иные художественные приемы. Такая ограниченность не позволяла использовать все преимущества гравирования и создавала массу проблем, решить которые удалось венецианцу Уго да Карпи. Изобретатель предложил использовать несколько досок с одинаковым рисунком, но с разными красками, нанесенными на него. Новая техника получила название цветной ксилографии. Она позволяла использовать гравирование для создания художественных шедевров, но была трудоемкой, потому не нашла широкого применения. Лишь в конце XIX века появилась возможность использовать данный вид гравюры в широких масштабах.

– Часто можно услышать: «Графика – это черно-белое». Ничего подобного! На выставке «Магия семи печатей» представлены и цветные гравюры, – подчеркивает Екатерина Калиниченко.

Показать, как рождается чудо

Во время знакомства с творчеством художников нас заинтересовали 4 композиции Дмитрия Поддубного. Офорты студента Санкт-Петербургского государственного академического института им. И. Е. Репина, нашего земляка, говорят нам о том, что и молодежи графика интересна, несмотря на то что это трудоемкий и кропотливый труд.

Впервые «Арт-Донбасс» представил работы Григория Домненко, известного советского и украинского художника, который долгие годы жил в Донбассе. Этим летом семья Домненко передала в дар донецкому музею большую часть графических работ мастера.

– Созерцая работы Домненко, я не могу сдержать свое восхищение. Казалось бы, автор изобразил деревья без листвы, но выглядит это так нежно, – с восторгом признается Екатерина Николаевна.

Также вошли в экспозицию гравюры заслуженных художников России: Бориса Склярука (Ульяновск), Михаила Шелковенко (Рязань), Германа Завьялова (Томск), Андрея Преснова (Оренбург), Александра Москвичева (Санкт-Петербург), Германа Трифонова (Казань), Алексея Черникова (Ульяновск) и Марины Успенской (Москва). Они презентуют российскую школу печатной графики.

– Заслуженный художник России Михаил Шелковенко специализируется на гербах. Обратите внимание на Герб Рязанской губернии – все прописано, каждая деталь обоснована. Также у нас есть гравюра, выполненная заслуженным художником Украины Геннадием Жуковым. Это не просто зарисовка исторического события. Чтобы достоверно отразить историческую тематику, художник изучает много деталей, костюмы, быт, – обращает наше внимание Екатерина Калиниченко.

Рисунок, акварель, картина по своей природе уникальны. Главным же качеством гравюры является тиражность, то есть возможность сделать с одной доски много оттисков. Первые 10 работ являются самыми ценными.

Главная изюминка выставки – это графический станок Владимира Шенделя, который распложен в центре выставочного зала.

– Станок вызвал огромный интерес как у посетителей, так и у художников. К нам сразу поступили предложения поработать на нем, и мы их, конечно же, рассмотрим. Ведь нужно показать, как рождается чудо, – говорит Екатерина Николаевна.

Автор Евгения ШУЛЬЦ. Фото Валерия ЛУКИЧА

 

СПРАВКА

Гравюра (фр. graver – «вырезать») представляет собой вид графического искусства, позволяющий получать оттиски с печатных форм. Эти формы изготавливают из металла, дерева, пластика и иных материалов. Сами оттиски также называют гравюрами. В зависимости от материалов и способа обработки различают разные техники гравюры: ксилография, офорт, литография, линогравюра, акватинта, сухая игла и другие. Гравюра давно вошла в историю искусства, тесно переплелась с историей книгопечатания, полиграфией и издательским делом.

Первое упоминание о гравюре встречается в VI веке нашей эры в истории изобразительного искусства Китая, где гравюра имела прикладное значение и существовала в виде клейм, печатей. В Европе уже с XV века существовали игральные карты, отпечатанные с деревянных досок. Первая гравюра на дереве была сделана в Германии в 1423 году. Во Франции, Италии, Фландрии и других странах она возникла несколько позже, а в России – в 1464 году.

 

Print Friendly, PDF & Email

Донецкое время Республиканская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 32 полосы, 8 цветных, телепрограмма. Освещает самые разнообразные сферы жизнь Республики: социальная, политика, экономика, военная. Охват аудитории – ДНР.

Похожие записи