Он был директором завода

Донбасская земля всегда славилась своими тружениками, квалифицированными специалистами угольной, металлургической, машиностроительной отраслей, об одном из которых и пойдет речь в данном материале.

Владимир Антонович Юргилевич пришел на Горловский машиностроительный завод в августе 1949 года в отдел главного конструктора учеником копировщика и за 60 лет работы освоил почти все профессии, связанные с созданием угольных комбайнов. Он без чьей-либо протекции, лишь благодаря своему трудолюбию шел по ступенькам служебной лестницы все выше и выше, проходя отрезки пути от чертежника до главного инженера СКБ, от начальника СКБ до главного инженера завода, а затем и до председателя правления ОАО «ГМЗ».

«Многому меня научила армия, служба на Балтийском флоте», – упомянул как-то в разговоре Владимир Антонович.

При его непосредственном участии спроектированы и под его руководством созданы и освоены в серийном производстве многие очистные машины, работающие на предприятиях угольной отрасли, в том числе комбайны серии 1ГШ68, 2ГШ68Б и комбайны современного уровня ГШ-500.

Будучи разносторонней личностью, Юргилевич много сделал для заводского спорта. Сам он долгое время играл в заводской футбольной команде. В это время сборная завода занимала первые места в различных соревнованиях и завоевывала почетные призы. До конца своей жизни он оставался эмоциональным футбольным болельщиком!

В феврале 1996 года директор завода, или, как тогда по-новому называлась эта должность, председатель правления ОАО «Горловский машиностроительный завод», В. Е. Романенко не выдержал череды стрессов последнего времени и попал в кардиологическую больницу с обширным инфарктом. Главный инженер Владимир Антонович Юргилевич приступил к временному исполнению обязанностей председателя правления, а когда выяснилось, что Василий Емельянович так и не сможет вернуться на свое рабочее место, был назначен на должность председателя правления ОАО «ГМЗ» постоянно.

В 1997 году ОАО «ГМЗ» продолжило борьбу за выживание в условиях почти повсеместной неплатежеспособности предприятий. Имелась многомиллионная кредиторская задолженность, то есть трудящиеся работали, недополучая зарплату, снабженцы умудрялись приобретать в долг материалы, сырье и комплектующие. Налоговая инспекция, Пенсионный и прочие фонды исправно начисляли заводу долги и голодными глазами созерцали его пустой банковский счет, а при поступлении каких-либо случайных платежей на лету перехватывали деньги и мгновенно отправляли их в какие-то бездонные чиновничьи пропасти – очевидно, на крайне необходимые стране именно в этот период «Боинги», шестисотые «Мерседесы», туристические круизы уважаемых первых лиц государства с супругами, ремонты фешенебельных офисов и прочие аналогичные «надобности».

Естественно, имелась в ОАО «ГМЗ» и многомиллионная дебиторская задолженность, так как завод под всякого рода обещания, чьи-то гарантии, просьбы и слезы все-таки отгружал продукцию, ведь в наше время обушком в шахте уголь рубить уже разучились! Но расплачиваться за комбайны шахты не могли – финансовая система государства в 1997 году была в коллапсе.

Слегка помогали предприятию выжить самопальные схемы кулибиных от экономики. Например, применялась такая схема: завод шахте отдавал угольный комбайн, шахта взамен отгружала уголь, уголь переправлялся в теплосеть или на электростанцию, а те уже погашали долг ОАО «ГМЗ» перед бюджетом или отпускали кредитору завода электроэнергию для погашения кредиторской задолженности. Правда, при этом официозные политики из своих теплых и сытых кабинетов философски вещали в массмедиа о том, что они не одобряют ни бартерные отношения, ни систему взаимозачетов.

Особенно большая нагрузка в это сложное время ложилась на председателя правления ОАО «ГМЗ» В. А. Юргилевича.

В этот период в СКБ ОАО «ГМЗ» разработали рабочий проект, и в цехах изготовили первый экземпляр комбайна проходческого гидравлического, который и получил название в виде аббревиатуры КПГ. Это был эксперимент заводских конструкторов с изготовлением электробезопасной машины. Все органы КПГ работали на гидравлических приводах.

В 1998 году впервые был выпущен промышленный экземпляр комбайна ГШ200Б, который отличался от ГШ200В – варианта с вынесенной системой подачи – тем, что подающая часть размещалась на самом комбайне и была исполнена в бесцепном варианте. Также впервые была изготовлена струговая установка СНТ.

В июле 1998 года Юргилевич переходит на работу главным инженером завода, а затем, до самого ухода на заслуженный отдых, работает заместителем генерального директора.

Владимир Антонович награжден медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», «За трудовую доблесть». Он полный кавалер знака «Шахтерская слава» всех трех степеней.

Находясь на пенсии, Юргилевич продолжает вести активный образ жизни: встречается с коллегами, интересуется делами завода и государства, много гуляет по улицам и проспектам Горловки.

Увы, человеческая жизнь не бесконечна, и 27 января 2020 года Владимир Антонович ушел из жизни…

Проводить его в последний путь собралось несколько сотен товарищей и бывших коллег! Вечная ему память!

Николай Чернявский

Print Friendly, PDF & Email

Кочегарка ДНР Городская еженедельная газета. Выходит с 30 апреля 2015 года. Объем – 12 полос, 4 цветные, телепрограмма. Освещает события города Горловки и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Горловка и прилегающие территории.

Похожие записи