Нужен ли православным спорт?

Правомерно ли культивирование спорта в православном обществе? Ведь он источник страстей, а зачастую, чего греха таить, основа для сотворения кумиров… И все же священники утверждают: да!

 

Спорт нужен, чтобы трудиться и воевать. По крайней мере воевать с собой. А еще – чтобы дворовую шпану превратить в спортивную команду, и хулиганистого пацана, по которому тюрьма плачет, сделать чемпионом и переплавить его отвагу и энергию в золотую медаль Олимпиады, в лишний повод с гордостью услышать звук национального гимна

Еще спорт особенно нужен городскому жителю. Потому что плотник, кузнец или садовник и без турника, без гантелей намозолят руки за день. А офисный работник – нет. Горожанин, толкущийся часами в транспорте, перегруженный информацией, перекормленный стрессами и надышавшийся выхлопными газами городской улицы, нуждается в беговой дорожке, в бассейне, в тренажере.

Спорт нужен, чтобы жить. Не только в том смысле, что сердце спортсмена здоровее и нервы его крепче. Но и в том смысле, что вкус жизни возвращается к пропотевшему и уставшему от физической нагрузки человеку. Вкус обычной воды возвращается к нему и вытесняет вкус кока-колы. И сладость крепкого сна вновь ему знакома. И если раньше это давали человеку коса, рубанок и пила, то теперь большинству людей это дают лыжи, скакалка или гиря.

Какой-то спорт целиком вырос из жизненных занятий. Так, например, сегодняшний биатлонист – это вчерашний таежный охотник. Лыжи и ружье – это хлеб его семьи. И рыбак трудился на веслах не для развития мышц плечевого пояса, а ради улова, которым будет кормиться сам и накормит детей. Насколько тяжек был этот ежедневный труд простого человека, может сегодня подсказать спорт.

Другие виды спорта – родом из воинских упражнений. Борьба, стрельба, фехтование, бег, конный спорт – это родилось не из забавы, а из упражнений в мирное время, чтобы рано или поздно в бою остаться живым. Насколько тяжек этот ратный труд и подготовка к нему, сегодня лучше всего знают те же спортсмены. Сам язык спортивных состязаний неотличим бывает от военной лексики. «Тренерский штаб», «тактический рисунок», «быстрая атака», «слаженная оборона». Кто не слышал эти и подобные выражения? И кто не угадал в них родственную связь с военным делом?

Есть виды спорта, соревнующиеся в красоте и сложности с искусством. Синхронное плавание и фигурное катание ближе к балету, чем к войне. Но не забудем, что тяжесть балетного искусства равна тяжести труда шахтера в забое, и на пенсию танцоры справедливо выходят тогда, когда многие еще толком трудиться не начали. Те же слова можно сказать и о гимнастах, и о фигуристах.

Так что спорт высоких достижений – это в любом случае тяжелый труд, прославляющий страну и до конца, как солдата, перемалывающий спортсмена. И если народ способен на спортивные рекорды, то он и на все остальное тяжкое и великое тоже способен. По степени спортивных достижений можно составлять близкое к истине мнение о физическом и нравственном состоянии народа.

А православным христианам спорт нужен? А если нужен, то почему?

Нужен, потому что они люди. И им тоже нужны здоровые дети, полезно занятые и не пропадающие во дворах или за компьютером подростки, крепкие мужчины и старики, сохраняющие надолго огонек и жизненный тонус. Все, в чем нет греха, нам нужно. Все, в чем есть польза для ума, совести, семьи и страны, нам нужно. Любители статистики при желании в цифрах могут доказать нам, что не только кривая заболеваний, но и кривая бытовых преступлений, греховных зависимостей идет вниз там, где ползет вверх кривая массовой занятости спортом. Для человека слово «жизнь» не означает только биологическое существование. Жить нужно без греха, бодро, с пользой. Нам это должно быть понятно точно не меньше, чем всем остальным.

Подготовил Василий ПОПОВИЧ по материалам Донецкой епархии УПЦ МП, сайтов «Православие.ру» и «Азбука веры»

НЕ ВЕРЬТЕ ЛЖИ!

В течение нескольких последних месяцев украинские средства массовой информации на своих ресурсах публиковали заведомо ложные сообщения о переходе той или иной православной общины в состав новообразованной так называемой «Православной церкви в Украине». Многие епархии УПЦ сталкивались с подобными информационными вбросами, публиковали официальные заявления с опровержениями лживых сообщений.

К сожалению, поток лжи коснулся и Донецкой епархии. В одной из своих публикаций ТСН сообщила о том, что 8 мая сего года община храма Чуда архистратига Михаила села Новомихайловка Марьинского района Донецкой области якобы присоединилась к «ПЦУ».

На чем основано данное утверждение и по какой причине ТСН не попросила пресс-службу Донецкой епархии подтвердить или опровергнуть этот факт, составляя свой материал, остается непонятным.

Сообщение о переходе общины храма Чуда архистратига Михила села Новомихайловка в «ПЦУ» – абсолютный фейк! По этому случаю пресс-служба Донецкой епархии Украинской православной церкви обращается к общественности с официальным заявлением: все православные общины вышеуказанной епархии весной 2019 года провели приходские собрания, на которых единодушно выразили свою верность УПЦ и ее предстоятелю, Блаженнейшему Онуфрию, митрополиту Киевскому и всея Украины. Ни одна община Донецкой епархии не выходила из состава УПЦ и куда-либо переходить не собирается.

АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ

Свеча

Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти – подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей…

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушания Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме того, свеча – это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возжженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы – о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) – о упокоении усопших. Если желает сердце – можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы – жертва уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла, значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке – смертный грех, и т. д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность – Божественная благодать.

Print Friendly, PDF & Email

Донецкое время Республиканская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 32 полосы, 8 цветных, телепрограмма. Освещает самые разнообразные сферы жизнь Республики: социальная, политика, экономика, военная. Охват аудитории – ДНР.

Похожие записи