Никто, кроме нас!

23 Февраля для русских очень важный праздник. За время своего существования он не раз менял название, но суть осталась неизменной. Мы пообщались с одним из тех, для кого День защитника Отечества – праздник профессиональный. Позвольте представить: Юрий Матвеев (позывной Чук), десантник, майор Народной милиции ДНР, командир батальона обеспечения учебного процесса Донецкого высшего общевойскового командного училища

Отступать не учили

– Юрий, как вы пришли в ВДВ? Это была срочная служба?

Я с детства мечтал попасть в ВДВ, но судьба забросила меня в Москву, в элитную часть – роту почетного караула. Там отслужил два года, но после увольнения желание попасть в ВДВ у меня так и не пропало. Я был очень настойчив, а если желание есть, значит, нет ничего невозможного. И я нашел способ осуществить мечту: поступил на сверхсрочную службу в 104-ю парашютно-десантную дивизию, которая дислоцировалась в Азербайджане, в Кировабаде. (Сейчас – Гянджа. – Прим. авт.) Ну а после известных всем событий, сокращения армии и так далее, нашу дивизию передислоцировали в Ульяновск, и таким образом я попал к себе домой, так как сам родом из Ульяновска. Поступил в военное училище, а после его окончания продолжил службу по своей специализации.

– Десанту отступать некуда. У вас задача такая…

В ВДВ служба не из легких. Я вам скажу, что те, кто стремится к ней, знают, на что идут. Войска элитные, требуют от тебя постоянной концентрации, физической подготовки, нельзя расслабляться. Нас учили: только вперед! Нас никогда не учили отступать, поэтому мы отступать и не умеем. Да, заброска в тыл – и работаем по полной. Никто, кроме нас!

– Кстати, а откуда этот девиз?

С самого начала. Василий Филиппович Маргелов создал эти войска, продумал тактику, цели этих войск, то, как они будут забрасываться в тыл врага. И девиз «Никто, кроме нас!» – именно с того времени.

– Но в 1930-е годы, когда создавались первые части ВДВ, говорить такое было рискованно…

В общем-то, да. Но это всё было потом. Смысл-то в чем? Закончилась Гражданская война, люди стали на путь становления, специфика военных действий начала меняться, техника появилась новая: танки, бронетранспортеры и так далее. Поэтому Василий Маргелов и придумал новую тактику. Она была неожиданной, будем так говорить. Заброска подразделений в тыл врага – и оттуда уже, соответственно, уничтожать передовые позиции противника.

– Насколько я знаю, Маргелов имел много противников, и ему было очень сложно внедрять что-то новое, он практически балансировал на лезвии ножа.

Балансировал, но доказал необходимость этих войск. Доказал новую тактику ведения боя, неожиданную для противника. Ни в одной же стране мира не было воздушно-десантных войск, Маргелов первый их создал и, главное, доказал, что они необходимы.

Лихие девяностые

– Ваша служба проходила в 1990-е. Как это было?

Армия была нулевая. Старая техника, без денежного довольствия, без обмундирования. Хоть армия никогда не была голодной, но ее планомерно разваливали. Единственное, что нас держало, – это вера в Отечество. Мы на службе у своей Родины, на то мы и поставлены, чтобы защищать ее. Поэтому те, кто был предан Родине, остались, остальные разбежались.

– Еще при Украине многие ваши сослуживцы, имеющие хорошую физическую подготовку, подались в определенные структуры – в рэкет, как это модно было называть.

Бывало такое, да. Потому что люди были обученные. И у каждого своя ситуация. Ну, каждому свое…

– Но вы удержались, а ведь соблазн был велик?

Соблазн, конечно, был. И деньги, и авторитет… Но у меня Отчизна всегда на первом месте. Не деньги.

Чечня: остаться в живых

– Учитывая, как долго разваливали армию, даже сложно было поверить, что потом начнется восстановление. Расскажите, как всё происходило.

Когда началась первая кампания в Чечне, армия, как я уже говорил, была практически нулевая. Если проводить аналогию с Афганистаном, то в то время было очень сильное, мощное государство – СССР. Для армии выделялись средства, техника. У ребят была Родина, они были воспитаны патриотами, их посылала в Афган Родина, они выполняли свой интернациональный долг. Мы в 1990-е тоже выполняли свой долг, нас посылали уничтожать бандформирования. Там реально были банды, которые брали людей в плен! Из Астраханской и Волгоградской областей, из Краснодарского края и других близлежащих регионов. Брали людей в плен и сажали в зинданы*, то есть брали в рабство. Они работали, ходили с цепями, их не кормили, меняли, продавали. И это было. Я сам лично неоднократно вытаскивал таких из плена. Не мы развязали эту войну, как некоторые говорят, просто нужно было спасать людей, и не только русских, всех.

– Война в Чечне была обусловлена заранее теми людьми, которые на тот момент пришли к власти?

Была серьезная подпитка. Откуда у банд американское оружие? Явно не с Ижевского завода. Откуда наемники? Из Афганистана, Грузии, африканских стран. Я не говорю, что это плохой народ, просто некоторые люди почувствовали власть и начали беспредел. Сформировали банды, иностранные инструкторы их обучили, подготовили. А оружия сколько им туда поставили! И противостояла им наша ужасно ослабленная армия, потому что тогда в ней были в основном срочники. Я, будучи лейтенантом, принял роту, так после одного боя в ней никого не осталось, я сам чисто случайно остался в живых…

– Вам тогда было, как я понимаю, лет 25. Каково это – принять на себя ответственность за людей, которые могут погибнуть?

Тогда некогда было об этом думать. Я остался старшим, принял командование и делал то, чему меня учили.

– Вы прошли две чеченские кампании. Во второй обеспечение армии, тактика как-то изменились?

Ситуация поменялась в корне. Когда к власти пришел Владимир Путин, он в первую очередь прилетел к нам. Поздоровался, пообщался, спросил, в чем мы нуждаемся, и всё сразу же начало меняться: вооружение, обмундирование, продовольствие, техника. С 2000 года Путин поднимал страну с колен.

– Что было с вами после второй чеченской кампании?

Дальше всё по плану, по распорядку дня. Рота, подъем! Рота, отбой! Всё по-старому, всё нормально, ровно, мирная жизнь. У нас же из парашютно-десантной бригады сделали десантно-штурмовую. Разница есть, назначение другое. Начали принимать постоянное участие в международных учениях: в Китай летали, в Казахстан, Киргизию, Армению, во все страны, которые входят в ОДКБ. (Организация Договора о коллективной безопасности. – Прим. авт.)

«Пятнашка». Начало легенды

– Ну а сюда, к нам, как вы попали?

Я уволился в 2010 году, у меня крайний вылет был в Киргизию. 9 месяцев там находились, во время известных печальных событий. Такие же вооруженные банды, как и в Чечне, под началом своих западных кураторов организовали массовые беспорядки, а проще говоря – резню. Но когда они увидели наши флаги, флаги России и ВДВ, то просто побоялись с нами связываться – вроде всё успокоилось, и мы улетели обратно. После увольнения дома спокойно сидеть не смог. Устроился на работу, ездил на фуре, был дальнобойщиком. Простая, мирная, размеренная жизнь. Когда увидел по телевизору Майдан и так далее, сначала особого значения этому не придал, но события 2 мая 2014 года меня просто вывернули наизнанку. Я очень быстро нашел информацию, как сюда можно попасть, добровольцем записаться. В итоге собралось нас 15 человек в Новошахтинске, приехали сюда. Так как нас было 15, мы назвались «Пятнашкой», от нас это всё и пошло. У нас был выбор – либо в Луганск, либо в Донецк, но я уговорил всю команду поехать в Донецк. И считаю, что мы сделали правильный выбор.

 – «Пятнашка» – легендарное подразделение…

Легенда сама не рождается, ее нужно творить.

– Поначалу вас было 15 человек, сейчас «Пятнашка» – это интернациональная бригада. Как вам удалось сплотить вокруг себя такое количество людей? Это ведь не просто клуб любителей пострелять, это серьезное подразделение, где люди должны обладать многими качествами.

Мы попали сразу на улицу Стратонавтов – поздно ночью. Люди, которые там находились, в бывшей ракетной части, возле аэропорта, дали нам возможность переночевать. А утром нам показали: вот аэропорт, возле аэропорта забор, а за ним метрах в 100 уже позиции ВСУ. А мы приехали абсолютно пустые – может, у 5–6 человек были охотничьи ножи, вот и всё. 2–3 дня присматривались и начали думать, что делать, как добыть оружие. Тогда нам никто ничего не преподнес – как могли, так и добыли, опыт и подготовка помогли.

– А не страшно было? Конечно, у вас за плечами было две войны, но все-таки вы приехали из мирной жизни…

У меня было четыре войны. Еще Югославия – тогда мы немного опередили американцев. (Смеется.) Когда их колонна подошла, они посмотрели на нас, развернулись и ушли. И в Грузии было, в принципе, то же самое. Но здесь, в Донбассе, все-таки не такая война, как те, в которых мне приходилось участвовать раньше. Иногда, конечно, доходило до рукопашного боя, а так в основном сплошь артиллерийские перестрелки. Бестолково люди гибнут, работать не дают… Был бы рейд какой-нибудь, а так сидеть, окопы охранять – это не для меня. Но, если придет время, люди знают, к кому обратиться.

Десантник-педагог

– Как вы стали преподавателем? Подобный опыт у вас был раньше?

У меня в подчинении было несколько тысяч срочников, а потом начали контрактники разных возрастов приходить… Конечно, опыт общения с личным составом есть. А здесь, когда закончились основные боевые действия, возрождалось военное училище, и мне предложили пойти ротным. Я согласился, надо же кому-то учить.

– Тяжело было с молодежью работать?

Конечно, тяжело. Во-первых, контингент совсем другой, и меры воздействия на них совсем другие. В армии, например, у тебя есть подписанный контракт, который ты должен исполнять. Если срочная служба – тем более. Есть воинский устав, который ты должен блюсти.

– В училище все по-другому?

Нет, почему же, Устав действует. Конечно же, чуть мягче, чем в армии. Это вроде бы и не армия, но уже и не школа. Это военное учебное заведение. С одной стороны кнут, с другой – пряник. Но как-то получалось балансировать.

Хоть сейчас в бой!

– Вы сейчас занимаете должность командира батальона обеспечения учебного процесса. Это преподавательская должность?

Не совсем. У меня линейное подразделение. Есть оружие и техника. Только ждем команды, если потребуется.

– Отличается ли нынешний уровень подготовки бойцов от того, что был в начале боевых действий, когда вы приехали в Донецк?

Конечно, отличается. Раньше каждый был сам по себе, а сейчас всё – как в лучших книгах описано. И тактика, и огневая подготовка, и техника. Раньше вообще, грубо говоря, с палками бегали, иногда приходилось одними ножами работать. Сейчас вооружение есть, вся техника, которая у меня стоит в ангарах, – всё из Иловайска, Шахтерска, Дебальцево. Это всё трофейная техника.

– Новобранцев много?

Каждый день приходят люди. Немного, но приходят. Раньше, еще при Украине, насколько я помню, многие пытались откосить от армии, и потом, в начале боевых действий, когда многие подались в ополчение, была масса несчастных случаев из-за неумения обращаться с оружием. Сейчас мы делаем упор на это, в первую очередь учим безопасному обращению с оружием. Всё как прописано в книгах, не мы это придумали. Мы еще не стали регулярной армией, но идем к этому.

– Вопрос дисциплины… В 2014–2016 годах, насколько я знаю, в ополчении с этим были проблемы.

С дисциплиной на данный момент всё в порядке. Но встречаются отдельные личности, которых нужно перевоспитывать, и мы их перевоспитываем. Люди же контактируют с оружием, с боевой техникой, всё рабочее – хоть сейчас в бой. И поэтому воинской дисциплине в своем подразделении я уделяю особое внимание.

– С какими трудностями приходится сталкиваться по службе?

– Работа с людьми всегда тяжела. А со всем остальным порядок. В нашем подразделении боеготовность стопроцентная.

*Зиндан – традиционная подземная тюрьма-темница в Средней Азии, Афганистане, Пакистане, Иране, Азербайджане и на Северном Кавказе

СПРАВКА

День защитника Отечества – праздник, отмечаемый ежегодно 23 февраля в России, Белоруссии, Таджикистане, Киргизии, ДНР и ЛНР. Был установлен в РСФСР 27 января 1922 года, когда Президиум ВЦИК РСФСР опубликовал постановление о четвертой годовщине Красной армии, в котором говорилось: «В соответствии с постановлением IX Всероссийского съезда Советов о Красной армии Президиум ВЦИК обращает внимание исполкомов на наступающую годовщину создания Красной армии (23 февраля)».

С 1922 года эта дата традиционно отмечалась как День Красной армии, с 1946 года – День Советской армии, с 1949 по 1992 год – День Советской армии и Военно-морского флота. В настоящее время отмечается как День защитника Отечества.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

В конце 1930 года под Воронежем была создана советская воздушно-десантная часть – авиамотодесантный отряд. В декабре 1932 года он был развернут в 3-ю авиационную бригаду особого назначения, которая с 1938 года стала именоваться 201-й воздушно-десантной бригадой.

Первое применение воздушного десанта в истории военного дела произошло еще весной 1929 года. В осажденном басмачами городе Гарм была высажена с воздуха группа вооруженных красноармейцев, которая при поддержке местных жителей разгромила банду, вторгшуюся из-за границы на территорию Таджикистана. Однако Днем ВДВ в России и ряде других стран является 2 августа – в честь парашютного десанта на войсковом учении Московского военного округа под Воронежем 2 августа 1930 года.

Из приказа НКО СССР № 00253 от 8 декабря 1942 года «О формировании десяти воздушно-десантных гвардейских дивизий»: «Вместо формируемых восьми воздушно-десантных корпусов и пяти маневренных воздушно-десантных бригад сформировать десять воздушно-десантных гвардейских дивизий по новому штату гвардейских стрелковых дивизий численностью 10 670 человек каждая». После этого приказа части ВДВ стали называться гвардейскими.

ОТЕЦ ДЕСАНТА

Василий Филиппович Маргелов родился (1908–1990) – советский военачальник, командующий Воздушно-десантными войсками в 1954–1959 и 1961–1979 годах, генерал армии (1967), Герой Советского Союза (1944), лауреат Государственной премии СССР (1975), кандидат военных наук (1968).

31 мая 1954 года приказом министра обороны был назначен командующим Воздушно-десантными войсками СССР.

Считается реформатором Воздушно-десантных войск СССР и их отцом в том виде, в котором они существуют сейчас.

В 2008 году вышел фильм «Десантный Батя», в котором роль генерала Маргелова исполнил Михаил Жигалов.

18 июля 2015 года в Ворошиловском районе Донецка в сквере на пересечении проспекта Мира и улицы Набережной был открыт памятник В. Ф. Маргелову.

Автор Андрей КЛАДИЕВ. Фото Валерия ЛУКИЧА и из личного архива Юрия МАТВЕЕВА

Print Friendly, PDF & Email

Донецкое время Республиканская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 32 полосы, 8 цветных, телепрограмма. Освещает самые разнообразные сферы жизнь Республики: социальная, политика, экономика, военная. Охват аудитории – ДНР.

Похожие записи