Ничто не заменит ребенку семью
Основы структуры личности каждого человека закладываются в семье. Основная функция семьи состоит в воспроизводстве человеческого рода, в рождении и воспитании детей. В то же время это система межличностного взаимодействия, система целостная, органическая, упорядоченная, которая «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как места, где его ждут, любят, понимают, защищают.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи, процесс взаимодействия родителей и детей, который основан на родственной близости, любви и заботе, уважении и защищенности ребенка.
Важнейшие в смысле семейного воспитания задачи семьи состоят в том, чтобы создать наилучшие условия для роста и развития ребенка; обеспечить ему социально-экономическую и психологическую защиту; передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; научить детей практическим навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».
Целью семейного воспитания является формирование личностных качеств, необходимых для того, чтобы достойно преодолеть преграды и трудности, встречающиеся на жизненном пути.
Особое значение для семейного воспитания имеет любовь к ребенку, однако она должна быть педагогически целесообразной, то есть любовью во имя будущего ребенка. Слепая, неразумная родительская любовь ведет к изъянам в воспитании, порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, эгоизм.
Выделяют несколько типов неправильного воспитания детей в семье. В их числе: безнадзорность, бесконтрольность, когда родители слишком заняты своими делами и не уделяют необходимого внимания детям; в результате те предоставлены сами себе и часто попадают под влияние «уличных» компаний; гиперопека, когда ребенок находится под постоянным надзором, слышит от родителей запреты и приказания, в результате чего может стать нерешительным, безынициативным, боязливым; воспитание по типу «кумира» семьи, когда ребенок привыкает быть в центре внимания, им все время восхищаются, потакают любым его желаниям и просьбам, в результате он не может правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм; воспитание по типу Золушки, когда ребенок чувствует, что родители его не любят, тяготятся им. Он растет в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. В результате у ребенка может развиться невроз, чрезмерная чувствительность к невзгодам или озлобленность; «жестокое воспитание», когда ребенка наказывают за малейшую провинность, и он растет в постоянном страхе. В результате он может стать черствым, жестким, изворотливым или агрессивным; воспитание в условиях повышенной моральной ответственности, когда ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать честолюбивые ожидания родителей, или когда на него возлагаются непосильные недетские заботы. В результате у детей появляются навязчивые страхи, постоянное чувство тревоги.
Одним из самых недопустимых методов семейного воспитания является метод физического наказания. Такое воспитание приводит к физическим, психическим и нравственным травмам, деформирующим поведение, у детей возникают сложности в адаптации, приспособлении к коллективу, почти неизбежно начинаются проблемы с учебой. Впоследствии они сами становятся жестокими.
Ребенок требует семейного окружения, атмосферы счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать их в духе общечеловеческих идеалов, в духе мира и собственного достоинства.
Право ребенка жить и воспитываться в семье – одно из важнейших его прав. Семейное воспитание дает возможность обеспечить его нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие, позволяет ему стать полноценным членом общества. Общественные формы воспитания не могут заменить ребенку семью, и это давно подтверждено практикой.
Каждый ребенок имеет право на воспитание в семье. Приемная семья, детский дом семейного типа, опека, попечительство, усыновление являются формами устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
Приемная семья – это семья или лицо, не состоящее в браке, которые добровольно взяли из учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, от одного до четырех детей на воспитание и совместное проживание. Те, кто взял детей в приемную семью, являются приемными родителями, а устроенные дети – приемными детьми.
Детский дом семейного типа – отдельная семья, которая создается по желанию супругов или отдельного лица, не состоящего в браке, которые берут на воспитание и совместное проживание не менее пяти детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Общее количество детей в детском доме семейного типа не должно превышать 10 человек, учитывая родных. Дети находятся в детском доме семейного типа до достижения 18-летнего возраста, а в случае продолжения учебы – до 23 лет или до окончания обучения.
Опека (попечительство) является особой формой государственной заботы о несовершеннолетних детях, которые остались без родительского попечения. Опека устанавливается для обеспечения их воспитания, а также для защиты личных и имущественных прав вышеуказанных детей.
Согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики усыновление детей является приоритетной формой устройства детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения.
Лица, желающие взять на воспитание ребенка в семью, могут обращаться в отдел по делам семьи и детей администрации Старобешевского района по адресу: пгт Старобешево, проспект П. Ангелиной, 59 а, тел.: 2 -14-10, 2-23-99.
Татьяна ПАНЬКО,
начальник отдела по делам семьи и детей администрации Старобешевского района