«Невидимки» медиафронта

7 мая 1895 года российский физик Александр Попов впервые представил миру созданный им радиоприемник. Этот день вошел в историю и стал праздником, который отмечается до сих пор. Даже сейчас, в век цифровых технологий, радиостанции продолжают пользоваться популярностью среди людей разных возрастов. Главный редактор «Радио Республика» Георгий Коновалов рассказал «Донецкому времени» о том, с чем ему приходится сталкиваться в рабочем процессе, о прелестях и трудностях своей профессии, а также объяснил, почему радио как средство массовой информации остается актуальным спустя столько лет

Битва форматов

− Георгий, как давно вы работаете на радио?

− С перерывами – с 1997 года. Я приходил на радио, уходил, занимался чем-то другим, затем снова возвращался. На «Радио Республика» работаю с апреля 2014 года – практически с того дня, как возникла первая станция, независимая от Украины. Тогда мы еще вещали из ОГА (ныне – Дом Правительства). В 20-х числах того апреля я вспомнил о своей старой профессии – по принципу «чем могу помочь?», то есть просто пришел и предложил свой опыт. На «Радио Республика» я работаю уже пять лет, и это самый долгий заход. Раньше работал на коммерческих станциях, а от них быстро и очень сильно устаешь. Несмотря на кажущееся разнообразие, там не так много тем и форматов, которые можно задействовать.

– Какой формат у «Радио Республика»?

– Наша станция – токовое радио, то есть разговорное, музыки у нас в принципе нет. Исключением являются только какие-то беседы с музыкантами: мы вставляем отрывки их песен, чтобы познакомить слушателя с творчеством нашего гостя. «Радио Республика» является информационной и общественно-политической станцией. Конечно, здесь есть определенная цикличность тем, но все-таки мне это подходит больше.

− То есть можно сказать, что сейчас развлекательное радио проигрывает информационному?

− Еще в 1990-е, когда в Донецке только зарождалось коммерческое FM-движение, все станции поначалу пытались объять необъятное – участвовать везде и во всем. Но невозможно удержать всех слушателей на одной станции, так как то, что может послушать человек пенсионного возраста, будет неинтересно младшим возрастным категориям. К примеру, подростки, как правило, вообще не слушают радио. Позднее до нас дошла тенденция форматирования эфира, и в итоге выжили станции, которые подстроились под свою аудиторию. Это касалось в основном музыкального формата. Станции общественно-политического характера, по сути, и не были нужны. Наш город не был столицей, поэтому общественно-политическая жизнь здесь не концентрировалась. Донецк был успешным, богатым, развивающимся, но все-таки периферийным городом. А когда он уже стал столицей, появилась необходимость создания информационной станции. Изначально, конечно, у нас был и музыкальный формат, но потом мы приняли решение, что нужно двигаться в определенном направлении. На сегодняшний день, если человек хочет услышать новости, он включает нас. Если его такие новостные темы не интересуют, он включает другую станцию, которая ему не мешает, пока чем-то занят.

− Выходит, что коммерческую станцию нельзя сравнивать с информационной?

− Да, это абсолютно разные вещи для разных аудиторий. Сейчас, в условиях войны, интерес к информационному формату гораздо выше, чем пять лет назад. Это касается не только нас, но и украинской, и российской медиасфер. Возникло множество исключительно новостных каналов, которым чужды какие-то развлекательные темы. И у них тоже довольно высокие рейтинги. Мы же пытаемся идти в ногу со временем, учитывая интерес к общественной жизни и желание не только услышать новость, но и обсудить, осмыслить ее, донести до слушателя. Сухая подача новостей – прошлый век.

Всегда на гребне волны

− На ваш взгляд, почему радио в эпоху стремительно развивающихся цифровых технологий продолжает пользоваться спросом и не теряет актуальности? В чем его особенность?

− Радио до сих пор живо, потому что это средство массовой информации, к которому люди обращаются в тот момент, когда у них заняты руки и глаза. Человек может заниматься чем-то – к примеру, варить борщ, вести машину, копаться в огороде и делать уборку, – но слуховой канал у него в любом случае будет свободен. К слову, на слух воспринимается порядка 30 % информации. Существует очень много людей, которые слушают даже телевизор – он у них работает как фон. И кто бы что ни говорил, а радио все равно пользуется спросом именно благодаря этому. Еще один плюс радио в том, что можно оставаться в информационном поле даже в экстремальных условиях. В 2014 году группа энтузиастов в ОГА сделала полноценную станцию за один день из подручных средств, и мы вещали так целый год. К тому же радио менее затратно по всем параметрам в сравнении с тем же телевидением.

− Есть ли возможность приобретать новый опыт, работая на радио? Многолетний труд позволяет учиться чему-то новому?

− Как и в любой профессии, здесь нет такого понятия, как достижение совершенства. Если человек думает, что учиться больше нечему, то из профессии можно уходить. В любом деле, чем бы вы ни занимались, место новому опыту есть всегда. Что касается профессии радиоведущего, то это, во-первых, развитие речи. Нужно постоянно проговаривать тексты. В студии обычно ничего не происходит, кроме того, что люди сидят и разговаривают, и нужно донести до слушателя информацию таким образом, чтобы у него в голове начали возникать образы. Во-вторых, жанр радиорепортажа диктует свои правила: у нас нет картинки. Если для телевизионщиков звук вторичен, то для нас он – всё. Для радиоведущего особенно важна хорошая дикция, умение интонировать и образно формулировать информацию, чтобы включить визуализацию у слушателей. Поэтому в идеале каждый день должен начинаться с речевой гимнастики, дыхательных упражнений. В этом смысле мы близки к вокалистам, потому что даже актерская сценическая речь и речь радиоведущего – это немного разные вещи.

Вспоминается театральный анекдот-быль про Александра Абдулова, который отличался далеко не эталонной дикцией. Было очень трудно его понять, особенно во время театральных постановок. Марк Захаров, главный режиссер «Ленкома», частенько говорил на репетициях: «Саша, ну что это такое? Произноси слова внятно, иначе люди на заднем ряду вообще ничего не смогут понять». Абулов начинал выговаривать и терял концентрацию, переставал играть. Объединить два занятия в одно не получалось. А радийщик, «играя», формулируя фразы, должен проговаривать все предельно четко, ведь если этого не делать, то с учетом помех, потерь при передаче и приеме сигнала нечеткая речь смажется, будет тяжело понять сказанное.

Трудности, рамки и творческий подход

− Является ли это одной из сложностей профессии? С какими трудностями приходится сталкиваться в рабочем процессе?

− В сравнении с телевидением наша работа более сидячая. Сотрудники телеканалов больше на ногах. Конечно, одной из трудностей, как и в любой профессии, является осознание того, что ты занят не своим делом. Тогда ты просто становишься профнепригодным. Плюс нашей работы в том, что требований к внешности, одежде, макияжу на радио, естественно, нет. Никто из слушателей нас не видит, и очень часто возникают такие ситуации, когда при встрече с ведущим слушатель говорит, что представлял его совсем другим. На радио можно работать дольше, чем на телевидении. Если ты все еще можешь хорошо вести программу, то совсем неважно, какой у тебя возраст и как ты выглядишь. Однако на тех же коммерческих станциях своя специфика. Часто одни и те же диджеи многие годы ведут развлекательные шоу. Это тяжело. Со временем нужно менять амплуа, чтобы оставаться современным.

− Есть ли место творчеству при подготовке материала? На что больше делает акцент «Радио Республика»?

− Поскольку одних только новостей недостаточно, у нас в сетке есть и познавательные, и образовательные программы. История, люди, явления, события, памятники культуры – все это мы стараемся использовать, обо всем можно и нужно рассказывать. В любом случае, если человек интересуется общественно-политической жизнью, то у него зачастую достаточно широкий кругозор. Такие люди интересуются многими вещами, поэтому работа на информационной станции позволяет преподносить слушателю разные темы и разговаривать с ним просто, серьезно, а иногда и шутливо, если юмор уместен. Творческий подход, конечно, есть, без него никак. Но все же со временем и опытом большое значение приобретает импровизация. Импровизация – это своего рода конструктор. Это какое-то количество «кирпичиков» − фраз, которые ты держишь в голове. И чем интереснее и необычнее ты их умеешь комбинировать, тем лучше. Вот говорят о человеке, что он хорошо эрудирован, у него богатый словарный запас, а это значит, что он просто имеет больше таких «кирпичиков», которыми свободно владеет. Творчество заключается именно в комбинации фраз. Еще с одной из трудностей ты сталкиваешься, когда попадаешь в жанровые рамки.

− То есть обычно работа на радио требует конкретики?

− Здесь как у музыкантов – нот всего семь. Новости на всех одни. Вопрос в том, как их подать. Если существует форма печатного издания, телевизионная форма, то новость на радио займет третью, промежуточную форму, находящуюся между информацией в газете и на телевидении. Здесь тоже нередко возникает творчество. В достаточно жесткий хронометраж нужно вместить самое основное, но при этом подать его таким образом, чтобы слушатель представил себе и увидел то, о чем мы говорим. Это одновременно и трудность, и творчество.

Каждая минута на счету

− Существует ли какой-то регламент во время эфира? Каким образом отводится время на определенную новость?

− Все зависит от важности определенной новости. Допустим, у нас есть новости в начале часа. Они регламентированы – до пяти минут текста. Связано это с тем, что нужно удержать внимание слушателей. Одну и ту же станцию люди слушают крайне редко. Даже у самого непритязательного человека есть две-три станции, между которыми он переключается. Согласно наблюдениям психологов, на одной частоте слушатель задерживается не более чем на 15 минут. Конечно, существуют условные рамки. Новости в начале часа – короткие и оперативные. Есть события, развивающиеся в реальном времени, которые нужно регулярно обновлять. Например, что-то произошло утром, и через какое-то время появились некоторые подробности – мы сообщаем об этом. Каждый день по будням у нас в эфире выходят программы – так называемые информационные часы, а это почти часовой выпуск новостей, где каждому событию уделяется больше времени, появляется возможность дать прямую речь спикеров и говорить до тех пор, пока тема не будет исчерпана. Есть прямая линия Главы – полутора-двухчасовой формат. Прямая линия Путина, к примеру, занимает около четырех часов. Из большого объема информации мы можем вычленить самое главное, а место в эфире отводится в зависимости от ее важности.

− Какую роль в работе играет оперативность?

− Необходимо уметь быстро сформулировать информацию. На ленте новости появляются в текстовом виде и подчиняются законам газетного жанра. Наша задача заключается в том, чтобы из этой заметки быстро выжать втрое меньший материал, оставляя при этом основную мысль и важные моменты: цитаты, фамилии, географические названия и так далее. Часто бывает так, что мы подачей какой-либо информации опережаем телевидение, потому что телевизионщикам еще нужно монтировать видеосюжет.

Технический прогресс

− Стало ли проще в последние годы работать на радио с точки зрения технической обеспеченности? Произошло ли какое-то развитие?

− Да, конечно. Сейчас благодаря мессенджерам у нас появилась возможность общаться со спикерами, подключая их в любой момент. Во-первых, человеку необязательно находиться в студии во время обсуждения какой-либо темы; во-вторых, качество звука там выше, чем на телефонной линии. Также можно вести прямые видеоэфиры из студии.

− Насколько важно «говорящему» сотруднику понимать техническую сторону работы?

− Есть классическая схема радиовещания под названием «свободные руки», которая заключается в том, что спикер в студии занят только общением, чтением новостей и так далее. Есть диджейский способ, присущий в основном коммерческим станциям, музыкальным, когда ведущий находится и за пультом, и в эфире. Мы вещаем по классической схеме. У нас есть звукооператоры, которые занимаются технической стороной процесса, потому что достаточно велик объем дополнительных аудиоматериалов. Например, прямое включение спикера, эксперта, который находится за пределами студии, и мы хотим присоединить его к беседе. Естественно, журналисту необходимо владеть минимальными навыками обработки и монтажа звука, но остальное уже в руках звукорежиссеров.

− Что касается статистики, есть ли возможность вести подсчет аудитории на радио?

− Есть много различных методик, позволяющих вести подсчет слушателей. Мы в основном ведем статистику посредством социальных сетей. Они помогают отслеживать, насколько та или иная рубрика либо программа находят своего слушателя. Как ни крути, обратная связь с аудиторией все больше уходит в интерактив Интернета. Раньше все осуществлялось посредством звонков на радио. В основном звонили люди, которые ничем не заняты или делают это просто ради развлечения. Однако часто общественно-политическими станциями запускается интерактивное голосование в Сети или звонки на короткие номера оператора. Причем не будем забывать, что звонки на короткие номера – это еще и способ заработка, а интерактивное голосование – способ получения среза аудитории.

«Праздник отметим работой»

− Как отмечаете праздник? Проходят ли мероприятия, посвященные Дню радио?

− На самом деле 7 мая лишь один из праздников, посвященных радио, потому что существуют и другие, например, Всемирный день радио. День радио 7 мая мы празднуем, так как этот день связывают с Александром Поповым – русским изобретателем. Русское радио создал именно он. Отмечаем мы его работой, так как это рабочий день. Конечно, нас поздравляют коллеги. Иногда мероприятия, посвященные празднованию Дня радио, проводит Министерство информации. Вообще, радио – малозаметный для людей процесс. Мода на камеры в студии пошла только в последнее время, но обычно нас никто не видит. Тем не менее мы должны быть на работе постоянно, так как радиовещание – это непрерывной процесс. Не скажу, что у нас есть какая-то традиция празднования. Мы встречаем наш профессиональный праздник в эфире.

Автор Светлана ДЕГТЯРЕВА. Фото Валерия ЛУКИЧА

Print Friendly, PDF & Email

Донецкое время Республиканская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 32 полосы, 8 цветных, телепрограмма. Освещает самые разнообразные сферы жизнь Республики: социальная, политика, экономика, военная. Охват аудитории – ДНР.

Похожие записи