На передовой войны со смертью

Эта история произошла в Донецке. Накануне Великого поста семья праздновала Масленицу, пекли блины, радовалась первым лучам солнца. Вдруг 14-летняя Карина внезапно ощутила сильную боль в области затылка. Она успела, держась за голову, только сказать: «Очень больно», – и потеряла сознание. Родители срочно вызвали скорую помощь. Финал этой истории был счастливым только потому, что на вызов приехала реанимационная бригада в составе которой были молодые, но высокопрофессиональные медики –врач-реаниматолог Антон Климов, фельдшеры Максим Симко и Кирилл Гончаров.

Об этом случае и не только о нем мы беседуем с Антоном. Для него такие истории – лишь часть работы. Но проблемы со здоровьем, возникшие у этой девочки, зацепили его до глубины души.

– Я не сразу понял, что происходит, – рассказывает Антон. – Давление 60 на ноль, рвота. Вся картина инсульта. Но откуда он у 14-летнего подростка? К своему стыду, признаюсь, что первое, о чем подумал, это о том, что девочка приняла какой-то запрещенный препарат. Оказывая Карине первую помощь, я искал следы инъекций. Конечно, не нашел. Ребенок ничего не употреблял. Все-таки был инсульт. С такой версией мы доставили девочку в реанимацию Детской республиканской больницы. Там мои коллеги тоже не сразу поняли, что стало причиной такого состояния. Лишь углубленное обследование показало, что в затылочной области у ребенка было патологическое переплетение сосудов. В определенный момент они лопнули, и это стало причиной геморрагического инсульта. Карину прооперировали, и сейчас она проходит реабилитацию. У девочки есть все шансы вернуться к полноценной жизни.

Слаженные действия реанимационной бригады и врачебной чутье позволили не просто грамотно оказать ребенку первую помощь, но и поставить верный диагноз. Мама Карины написала благодарность людям, спасшим жизнь ее дочери.

И таких историй немало в практике у Антона Климова и его коллеги, фельдшера Владимира Ященко, студента шестого курса Донецкого медицинского университета, будущего педиатра-реаниматолога.

Тернистый путь в медицину

Медиков в семье у Антона не было. Но твердое решение стать врачом он принял, будучи учеником седьмого класса. Родители пытались отговорить сына от выбора такого непростого пути. Но мальчишка был убежден, что именно медицина – его призвание. После девятого класса поступил в медицинский лицей, окончание которого с отличием дало возможность быть зачисленным в медуниверситет на бюджет по собеседованию. Все получилось, как задумал. Правда, учеба шла не совсем гладко:

– В академотпуск я уходил четыре раза, – улыбается мой собеседник. – То семью создавал, то детьми обзаводился, то решал, как прокормить жену и детей. Так, после окончания четвертого курса судьба занесла на скорую, где я и остался.

Когда в Донбассе начались боевые действия, Антон Климов был еще интерном. Он понимал, как важно окончить интернатуру, без которой, по его словам, врач – «недоврач». Но жизнь распорядилась иначе.

Весной 2014-го жена Антона была беременна их вторым ребенком. Поэтому, когда 26 мая наш собеседник стал свидетелем атаки ВСУ на Донецкий аэропорт, семья приняла решение уехать на время к родным в Запорожскую область.

– 26 мая 2014 года я гостил у приятеля на улице Прессы, недалеко от аэропорта. Мы ремонтировали машину, когда началась пальба и в небе над нами стали кружить самолеты и вертолеты. Дикая жестокость в отношении мирного населения Донецка! Я лично ощутил это на себе.

На Украине Антон попытался устроиться работать на скорую. Но когда в больницах узнавали, что он из Донецка, сразу отказывались его принимать. Молодому врачу пришлось вспомнить, как он зарабатывал на жизнь в перерывах между лекциями и работой на скорой. «Прикрепил шашечки на крышу машины и начал таксовать», – вспоминает Антон.

Боевое прошлое

Но вскоре он решил вернуться в родной город и к любимой профессии. 8 сентября 2014 года, в годовщину празднования Дня освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков,в семье Климовых родилась дочь. К тому времени работа таксиста тяготила главу семьи все больше и больше. Он ощущал, насколько она бесперспективна. Часто вспоминал народную мудрость: «Где родился, там и сгодился». В конце концов Антон временно оставил на Украине жену и детей, а сам вернулся домой.

Его мечта пройти интернатуру в военных условиях стала реальностью. В одной из военных частей молодого интерна сразу жеприняли на работу, лишь заглянув в диплом. Здесь он с нуля сформировал медицинскую службу. Следующей важной вехой стала служба в подразделении «Оплот», где Антону дали звание лейтенанта. Вскоре он стал командиром приемно-сортировочного взвода. Потом служил в республиканской гвардии начмедом танкового батальона. И там Антон набрал штат медработников и сформировал полноценный госпиталь.

Просьба рассказать какие-то особо интересные случаи из военной практики заставила моего собеседника задуматься.

– Да все интересно по-своему, – говорит Антон. – Когда сталкиваешься с пулевыми или осколочными ранениями, счет идет на минуты, работает так называемое правило золотого часа, когда раненому необходимо сразу же оказать квалифицированную первую помощь. От этого зависит, будет ли человек жить.

Хорошо порывшись в памяти, он вспомнил, как спас жизнь молодому парню из Чечни, приехавшему помогать жителям Донбасса. Пуля попала ему в бедро и повредила артерию. Если бы не врачебная интуиция Климова, раненый мог бы погибнуть от кровопотери. Но быстрые действия Антона спасли юношу. Лица пациента он не запомнил, поэтому был очень удивлен, когда во время прогулки с семьей по набережной к нему с улыбкой на лице бросился солдат. Пожимая руку, молодой чеченец что-то говорил на своем языке. Друзья объяснили Антону, что теперь, по кавказским обычаям, они кровные братья.

Суровые мирные будни

Когда боевые действия в Донбассе сталименее интенсивными, лейтенант Климов смог вернуться на свою любимую работу на скорую помощь, в бригаду интенсивной терапии. По сути, и здесь он остался на передовой. На передовой войны со смертью, войны за каждую человеческую жизнь.

– Однажды мы запустили остановившееся сердце пациента спустя 42 минуты, – вспоминает Антон Климов. –Нас вызвали на остановку трамвая около ОЦКБ. Там мужчине уже оказывали помощь реаниматологи из ОЦКБ. Как они там оказались, загадка. Но так получилось, что мы отобрали у них победу. Начали проводить реанимационные мероприятия без всякой надежды на успех. Но получилось! Был еще случай, когда пришлось транспортировать в неврологию очень тучного мужчину, у которого давление скакнуло более чем на 300. По всем показателям он должен был умереть в машине, но нам удалось доставить его в лечебное учреждение живым.

На вопрос о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы работать на скорой, да еще и в реанимационной бригаде, Антон Климов и Владимир Ященко ответили, что нужны стрессоустойчивость и умение отличать одно патологическое состояние от другого, даже при схожести симптомов. А потом, немного подумав, добавили: «И здоровый цинизм не помешает. Ведь если каждого пациента с его непростой историей пропускать через сердце, то мы вскоре сами станем пациентами кардиолога или невролога».

– Нас часто вызывают к людям преклонного возраста, которые никому не нужны, – сетует Владимир Ященко.– Больно смотреть на бабушек и дедушек, от которых мечтают избавиться их горе-родственники. Как-то приезжаем на один вызов. Семейство жарит шашлыки, а тяжелобольной дедушка подпирает забор. Эти, с позволения сказать, люди даже не пустили нас в дом, чтобы мы подключили кардиограф и сняли престарелому человеку кардиограмму. Они мечтали, чтобы мы просто увезли его подальше.

Очень большой психологической нагрузкой являются и вызовы к тяжелобольным детям. Каждый раз, когда удается вырвать маленького пациента из лап смерти, реанимационная бригада испытывает неподдельное счастье.

Ксения БЕЛАШОВА

Print Friendly, PDF & Email

Донецк Вечерний Городская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 16 полос, 4 цветные, телепрограмма. Освещает события города Донецка и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Донецк, ДНР.

Похожие записи