Мы на глобусе: от французского атласа до советской карты

Найти изображение Донбасса на картах легко. Даже на самых древних – просто отыщите  Азовское море, устье Дона и проведите небольшой вектор на северо-запад. Куда сложней увидеть карты из старых времен с подробностями, приближающими их к картам современным. Не будем забывать, что картографией люди занимались издревле, но картографировать правдоподобно научились не так уж и давно.

 

Что касается именно нашего региона, то до восемнадцатого века, когда Российская империя решительно рванула на юг, особенно и показывать на картах было нечего, но они, карты, все-таки появлялись, и некоторые, очень даже приличные и интересные, мастера рисовали.

Настоящий донецкий раритет

Десять лет назад в Донецком республиканском (тогда еще – областном) краеведческом музее мне довелось наткнуться на диковинку – достаточное редкое географическое издание. Передо мной был разложен древний, возрастом лет в триста точно географический атлас, среди карт которого есть и карта Азовского моря, ну и, натурально, той части донецкой степи, которая с позапрошлого века стала именоваться Донбассом. Атлас этот, к слову сказать, одна из немногих истинных редкостей музея, его берегут, показывают публике совсем нехотя. В запасниках музея он хранится уже лет шестьдесят с гаком. Так что если вам повезет его увидеть, то обязательно рассмотрите его со всем тщанием, он того стоит.

Нетрудно в атласе отыскать «Меотийское озеро» – так, следуя античной традиции, картографы Средневековья называли Азовское море, уж больно мелкое. Картограф подчеркнул свое знание изображаемого – добавил по латыни Mare Asoviense, что, понятно, означает как раз «Азовское море». Выставляя раритет, музей приставил табличку: «Новый атлас мира», изданный французом Жайо (Jaillot. – Прим. авт.) в 1694 г.». Хотя, возможно, это все-таки более позднее издание.

Определение возраста

Историки картографии утверждают, что Алексис Юбер Жайо был одним из самых знаменитых картографов-издателей Франции XVII века. В молодости он выучился на скульптора, но заметных успехов на этом поприще не показал. Женившись на дочери известного картографа Николя Берри и став его учеником, Юбер со временем настолько увлекся новым ремеслом, что стал придворным изготовителем карт. По большей части он подвизался при дворе дофина – наследника французского престола. Как и все ученые эпохи Людовика XIV, он пользовался покровительством Кольбера, всесильного первого министра «короля-солнца», известного нам по роману Дюма «Виконт де Бражелон, или 10 лет спустя».

С кончиной Кольбера многие собратья Жайо по картографическому цеху впали в ничтожество, но только не он – на 90-е годы семнадцатого столетия приходится целый сонм карт и атласов, выпущенных Жайо. Используя деньги своей второй жены (дочери богатого парфюмера), бывший скульптор выкупил права на карты популярнейшего картографа того времени Сансона д’Абвилля. Они-то, кстати говоря, и легли в основу «Нового атласа мира, содержащего все части света и преподнесенного монсеньеру дофину…» – таково краткое название атласа, впервые показавшего Европе донецкие края во всех географических подробностях.

Алексис Юбер Жайо, удачливый картограф и царедворец, ушел из жизни в 1712 году. В это время на картографическом небосклоне Европы высоко взошла звезда немца Маттеуса Зойтера, который в 1730 году в своем родном Аугсбурге переиздал атлас Жайо. Судя по тому, что имя Зойтера украшает легенду карты Азовского моря, на которой, как вы помните, раскрыт атлас в экспозиции донецкого музея, мы имеем дело именно с этим репринтом XVIII века. Впрочем, тут должны сказать свое веское слово эксперты.

Вы, конечно, спросите, каким образом столь именитый атлас, пусть и в репринтном издании, попал в наши края. Известий на этот счет немного. В Донецкий краеведческий музей раритет попал из фондов Мариупольского музея, которыми город металлургов, скорее всего, «добровольно-принудительно», поделился со столицей края примерно в середине 50-х годов прошлого века. В Мариуполе же, как свидетельствует опись хранилища, детище Жайо – Зойтера осело во второй половине века девятнадцатого в библиотеке Александровской гимназии. Это та самая гимназия, учителя истории и русской словесности которой составили первый на территории республики путеводитель – по Мариуполю, разумеется. Больше ничего не известно.

Нет города – нет карты!

В последней четверти восемнадцатого века, не говоря уже о двадцатом, карт, изображающих сначала Новороссийскую губернию (кстати, 22 марта был небольшой юбилей – 225 лет со дня ее образования), а потом и Екатеринославскую, было предостаточно. В девятнадцатом веке спокойно уже можно было раскрыть атлас Российской империи и рассматривать карту, скажем, Бахмутского уезда, в юго-западном уголке которого приткнулось местечко Юзовка. Кто бы сказал тогда его жителям, что там вырастет красивый мегаполис!

Но вот с картой Юзовки – проблема. Дело в том, что практически все в ней – от завода и шахт до жилого фонда, больниц и пивзавода – принадлежало российско-британскому Новороссийскому обществу, которое не хотело, чтобы у Юзовки появились права города, самоуправление и культурная жизнь. Тогда пришлось бы утратить часть влияния, а значит, трудней было бы выколачивать из туземцев деньги. Поэтому все, что есть в картографическом плане, – это схемы, созданные донецким краеведом Валерием Степкиным, другими энтузиастами изучения донецкой истории. Известна так называемая карта Альтера – скорее подробный план юзовских линий и завода. Этот план известный донецкий краевед Михаил Альтер долгие годы хранил в своем архиве. Отсюда и название.

Планы и карты

Но все-таки первые настоящие карты Донецка появились при советской власти. Тут еще надо понимать, что более-менее в нынешнем виде Донецк появился только в 1926 году. До революции Юзовка являла собой поселок Новый Свет (от проходных ДМЗ до, условно говоря, площади Ленина) с примкнувшими к нему заводскими поселками. Не относились к Юзовке того времени ни Донская сторона за Кальмиусом, ни Ветка, ни поселок станции Юзово, ни Рутченково, не говоря уже о рудниках Карпова, например, на нынешней Петровке.

Первая подробная карта Донецка, тогда Сталино, была создана в 1932 году вместе с первым генеральным планом застройки города. А в том виде, в котором мы знаем карту Донецка сегодня, она появилась после принятия в 1972 году второго генерального плана, увы, не выполненного и на 30 процентов по объективным причинам.

Карты же Донецкой области претерпели большие изменения вместе с изменением линий края – в 1932 году была одна большая Сталинская область, потом от нее отрезали Ворошиловградскую (Луганскую). Много раз менялись карты из-за перемены географический названий. Луганск, например, то становился Ворошиловградом, то снова Луганском, и снова – Ворошиловградом, а потом опять Луганском. Юзовка в 1924 году превратилась в Сталино, а в 1961-м – в Донецк. Бахмут стал Артемовском, Мариуполь – Ждановым, и наоборот, Дмитриевск – Макеевкой, Остгейм превратился в Тельманово, Катык – в Шахтерск, Нью-Йорк – в Новгородское. Хацапетовка стала Углегорском, а Чистяково переименовали в Торез. Как тут не перепечатать карты?

Олег ИЗМАЙЛОВ. 

Print Friendly, PDF & Email

Донецк Вечерний Городская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 16 полос, 4 цветные, телепрограмма. Освещает события города Донецка и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Донецк, ДНР.

Похожие записи