Мы города меняли, как картинки

Не так давно Надежда Ильинична Плясовая отметила свой день рождения: ей исполнилось 78 лет. Она прожила сложную, но в то же время интересную жизнь, в которой было все: и взлеты, и падения, и радость, и горечь разочарований. Не нашлось места лишь для слабости и трусости, для малодушия и безответственности. Везде и во всем Надежда Ильинична проявляла решительность и упорство, не боялась брать на себя ответственность, доказав в итоге, что может добиться своей цели в любом деле – и на суше, и на море.

Кто знает, может, совсем не случайно героиня нашего очерка родилась в Амурской области, в селе с названием Смелое. Некогда Кагановичский район, а до этого – Екатеринославский, в 1957 году был переименован и сейчас известен как Октябрьский. Село стоит на малых притоках реки Белая и поражает воображение красотой природы. Жаль, что как следует насладиться этими красотами женщине так и не довелось.

Надежда Плясовая появилась на свет 10 октября 1941 года. Уже четвертый месяц шла война с Германией. Отец ушел на фронт и к концу 1944 года пропал без вести. Мать, оказавшись одна с трехлетней Надей на руках, приняла решение сменить место жительства и уехать в Биробиджан (Еврейская автономная область), на Дальний Восток. Там устроилась работать в магазин. Но жить одной, да ещё и с маленьким ребенком, было тяжело. А тут появился ухажер: видный парень, машинист. Так и стали жить все вместе. Без росписи в загсе, по-простому.

Вспоминая свое детство, Надежда Ильинична с улыбкой говорит: «Мы с мамой исколесили почти весь свет! Как цыгане…» Теперь, глядя на свою жизнь с высоты прожитых лет, она многое видит по-другому. А тогда… Сколько раз приходилось основательно строить свою жизнь навсегда, но спустя время начинать все заново! Казалось: теперь заживем! И никто не мог предположить, что и в этот раз не сложится.

Маленькая Надя с матерью и отчимом в Биробиджане жили недолго. Очень скоро семья перебралась на Украину, в Хмельницкую область, к родственникам мамы в село Бедриковцы. Отчим стал работать на подаче свёклы, Надежда Ильинична пошла в школу, взяли участок, стали строиться. Со временем построили дом, завели три улья с пчёлами, появилось свое хозяйство. Окончив семь классов, Надежда Плясовая поступила в Харьковский строительный техникум. Жизнь потихоньку начала налаживаться, ничем не хуже, чем у других. Вот и родственники отчима, из села Ярцево Смоленской области, пригласили к себе в гости. «Отчего же не поехать – погостим!» – решила семья. Собрали гостинцев – и в путь!

Теперь уже сложно сказать, почему обычная поездка в гости к родне обернулась желанием переехать жить в Смоленскую область. Все нажитое в Бедриковцах хозяйство было продано, а взамен купили домик в Ярцево. Деревянный, щели между бревен забиты мхом. Но ведь это не беда! «Были бы руки, а там – обживемся», – думали все. Отчим сразу нашел работу – устроился стропальщиком. Беда пришла, откуда не ждали: во время разгрузки очередного вагона леса одно из бревен соскочило и ударило мужчину в нижнюю челюсть. Хорошо, что выжил! Правда, остался инвалидом, на всю жизнь. А семья к тому времени успела разрастись: появились на свет сын Сашка и младшая дочь Валентина. Стало понятно, что теперь, с детьми и мужем-инвалидом, будет легче на прежнем месте, где все их знают. Делать нечего – вернулись. С помощью друзей и знакомых на участке в двенадцать соток за лето построили флигелек на две комнаты. Но беда не приходит одна, так люди говорят: вскоре у отчима обнаружили рак и в 1961 году его не стало. Распродав в очередной раз все имущество, семья переехала жить обратно в Биробиджан.

На сей раз город встретил их весьма неприветливо. Холодная горная река Бира (левый приток Амура), на которой стоит город, навевала мысли о не сложившейся жизни. «Смотрю – толку не будет!» – подумала Надежда Ильинична. Совсем еще молодая девчонка рассудила не ждать «с моря погоды» и действовать самой, когда прочла, что предприятию «Востокрыбхолод» требуются рабочие руки. Написала письмо и, получив положительный ответ, приехала во Владивосток с твердой уверенностью: «Иду морячить!»

На море

Золотой Рог – это длинная узкая бухта, расположенная к северу от пролива Босфор Восточный Японского моря. Именно вдоль её берегов и расположен Владивосток. Нужно сказать, что это достаточно удобное место для стоянки судов. Здесь разместились торговый и рыбный порты, а также судоремонтные предприятия. Отсюда и началась морская жизнь Надежды Ильиничны – с одноименного дизель-электрохода «Золотой Рог», на который она пошла работать простым матросом-уборщиком. Плавучие базы, такие как «Сухона» или «Шалва Надибаидзе», уходили в море на год, а то и полтора для заготовки промысловых рыб: минтай, камбала, тихоокеанская сельдь. Транспортный рефрижератор «Золотой Рог» забирал рыбу с плавбазы, попутно доставляя на неё необходимые морякам грузы. Вскоре понадобилась замена одной из работниц буфета, и капитан судна сказал: «Обучайся-ка ты Надя на буфетчицу!»

Прошло не так много времени, и Надежда Ильинична уже кормила высший командный состав на судне. Через год её перевели на плавбазу «Шалва Надибаидзе», а затем и на «Сухону». Огромный корабль представлял собой целый завод на воде. Рыболовецкие суда подходили со своим уловом и сгружали рыбу в специальные бункера, после чего шла её обработка.

Расторопную молодую девушку не могли не заметить, и как только появилась возможность сходить в «загранку», тут же предложили подать необходимые для этого документы. Через два с половиной месяца из Москвы пришел положительный ответ. Надежда Ильинична вернулась на судно «Золотой Рог» и на нём побывала в самых разных странах. Довелось пересечь экватор, увидеть Японию, Сингапур, Вьетнам, многие другие уголки света. И любовь, конечно, тоже была: замужество, роскошная веселая свадьба в ресторане «Прибой». Но… не сложилось. Недолгая совместная жизнь закончилась разводом. Так или иначе, морская жизнь, полная ярких воспоминаний, подошла к концу в 1974 году, когда Надежда Ильинична приняла решение навсегда сойти на берег.

На суше

Попрощавшись с морем, Надежда Ильинична переехала жить в Киргизию, в город Кара-Балта. Там она сменила несколько профессий: работала на хлебозаводе, потом сестрой-хозяйкой в хирургическом отделении больницы. Кто знает, как бы сложилась жизнь, если бы одна из подруг не предложила съездить к своей родственнице в Ясиноватую. Надежда Ильинична долго думать не стала. Опять сорвалась с места, как бывало много раз, и приехала в аккурат на празднование Дня шахтера. Красота торжественных мероприятий и приветливые люди произвели на неё неизгладимое впечатление. Надежда Ильинична осталась в Ясиноватой навсегда. Выучилась на крановщика, окончив 45-ое училище без отрыва от производства. Работала на Ясиноватском машзаводе в столовой, была контролером в военизированной охране этого же завода, на нем же отдала двенадцать лет жизни крановщиком в литейном цехе. Также работала крановщиком на ЖБИ (Ясиноватский завод железобетонных изделий), уборщицей в школе № 3, что на Зорьке. Со всех мест работы имеет почётные грамоты «За добросовестный труд и высокие результаты».

Надежда Ильинична всю жизнь хотела иметь своё жильё, свой собственный уголок, и в Ясиноватой её мечта сбылась. «Жизнь пролетела незаметно. Но душа не старая, – с улыбкой говорит она. – Ещё есть энергия и силы». Будучи активным человеком, Надежда Ильинична перестала работать, только когда ей исполнилось 70 лет. О Ясиноватой говорит стихами: «Люблю тебя я всей душой и славлю тебя я, мой город, сердцу дорогой, Ясиноватая!»

Денис МЕЛЬНИЧЕНКО

Print Friendly, PDF & Email

Похожие записи