Музыкальный механизм часов мира

«Уважаемая редакция! В небольшой заметке в «Вечерке», недавно опубликованной под заголовком «Хранилище донецкой истории» упоминается о том, что в музее хранится музыкальный механизм главных городских часов. Я помню, как они звонили сначала мелодию, а потом отбивали нужное количество ударов, сообщая о точном времени. Мне всегда казалось, что на крыше почтамта висят настоящие колокола. А теперь я узнал, что там был какой-то механизм. Не могли бы вы рассказать о нем подробнее? С уважением, пенсионер Николай Маркович Щур».

Письмо с таким содержанием пришло в редакцию «Донецка вечернего». Чтобы ответить на него и разузнать побольше о часовом механизме, мы обратились к донецкому краеведу, специалисту по истории городских часов Владимиру Мартыненко. Он любезно согласился рассказать нам историю «музыкальной шкатулки» Часов мира.

«Часы мира» пробили десять»

«В синей дымке тумана вставало утро 7 ноября (1959 г. – Прим. автора). По нарядным улицам празднично одетые люди группами и в одиночку шли к местам сбора колонн. Во всех концах города звучат радостные песни.

Площадь Ленина украшают гирлянды разноцветных огней, полотнища, транспаранты, лозунги.

…Часы мира на городском почтамте пробили десять. Раздались аккорды шахтерского марша:

Славься, шахтерское племя,

Славься, шахтерский труд.

И вслед за этим зазвучали фанфары, грянула медь оркестров. На площадь у Дома советов хлынул поток. Октябрьскую демонстрацию открыла колонна комсомольцев и молодежи. Представители племени юных, достойные преемники боевых революционных традиций, трудовой славы отцов гордо проносят двести красных знамен, огромный макет значка ВЛКСМ с барельефом Владимира Ильича Ленина…»

Вот так, согласно одной из газетных заметок, перед началом октябрьской демонстрации жители и гости города впервые услышали «музыкальную шкатулку» Часов мира.

Как все началось

В середине сентября 1957 года на внеочередное совещание к начальнику Донецкого телеграфа Евгению Тихову были приглашены все начальники отделов, секретари партийных и комсомольских организаций.

Поводом внеочередного совещания послужило письмо, полученное Евгением Петровичем из Областного управления связи. К письму был приложен комплект конструкторской документации одного устройства. Начальнику предлагали изготовить это устройство и установить его на здании телеграфа. Телеграф располагался в здании Донецкого почтамта.

Совещание проходило очень бурно. Предлагали новые идеи, спорили, кричали… Обсуждали детали, форму, варианты исполнения… Тут же было предложено изготовить и несколько дополнительных устройств… Но самое главное – все были «за»!

После совещания секретарь парторганизации телеграфа Андрей Алябьев был направлен с письмом в соседнее здание. Там тогда размещались Обком КП(б)У Сталинской области, Горком КП(б)У Донецка и горисполком. В какую из перечисленных организаций был направлен «гонец» установить не удалось.

В письме было изложено техническое предложение по благоустройству города. Его обсуждали долго. Окончательно решение приняли в феврале 1958 года. Вот так началась история донецких Часов мира.

Особенностью их конструкции было наличие в центре большого циферблата часов маленького вращающегося циферблата. На главном циферблате были написаны названия некоторых городов СССР и мира, на вращающемся – цифры. При вращении циферблата цифры, которые останавливались против линий, которые вели к названиям городов, указывали время в том населенном пункте.

Разработчики конструкции предлагали изготовить циферблат размером 1,2 х 1,2 метра. Вариант размещения часов – в окне здания почтамта.

Хронометр решили установить не в окне, а в стене здания, обращенной на площадь Ленина. Циферблат решили сделать размером 2,5 х 2,5м. В результате часы стали самыми большими из установленных на зданиях почтамтов в СССР.

«Музыкальная шкатулка»

Решили «научить» часы отбивать время и играть фрагмент из знаменитого «Марша шахтеров». И то и другое должны были исполнять колокола, или должна была быть имитация колокольного звона. Руководителем работы назначили начальника ремонтных мастерских телеграфа, лучшего рационализатора телеграфа Сергеичева Алексея Сергеевича.

Для исполнения мелодии изготовили устройство, работающее по принципу классической музыкальной шкатулки.

Устройство выглядело так. На небольшую раму был установлен барабан с штифтами. При вращении барабана штифты приводили в движение молоточки. А молоточки, в свою очередь, били по стальным прутьям, выполнявших роль звуковых вибраторов. Конструкцию приводил в движении мотор от телеграфного аппарата.

В качестве звукоснимателей мастера приспособили телефонные капсюли. Они через командоаппарат были подключены к усилителю.

Порядок работы системы боя Часов мира был следующим. Звуковой усилитель включен был все время. За три минуты до «начала шестого сигнала точного времени» «шкатулка» исполняла «Марша шахтеров». Потом была технологическая пауза. В точно выверенное время механизм боя часовых сигналов начинал свою работу. И вся система переходила в режим ожидания следующего часа.

От обычных музыкальных шкатулок собранный механизм отличался конструкцией звуковых вибраторов. Они имели форму штыревого камертона. Это позволило получить более громкий и чистый звук. И еще один нюанс – вибраторы крепились к станине через латунные втулки, которые гасили лишние колебания.

Никто из телеграфистов не имел специального музыкального образования и не был знаком с теорией формирования звука. Поэтому для регулировки «шкатулки» пригласили профессионального настройщика музыкальных инструментов.

Очевидно, это он и предложил телеграфистам такую конструкцию звуковых вибраторов. Кто настраивал «шкатулку» установить не удалось.

К средине 1960-х годов «одна нота» стала фальшивить. О вот остальные игрались достаточно чисто.

И музыке конец, и снова музыке начало…

В начале 90-х годов прошлого века вся музыкальная часть была демонтирована и Часы мира лишились «голоса».

Музыкальную шкатулку сохранил Евгений Владимирович Касьянов. В то время он осуществлял техническое обслуживание часов.

«Шкатулка» – это единственный механизм, который остался от музыкальной системы часов.

В 2015 году часы стали очень сильно отставать. От разрыва снаряда было разбито стекло. И часы остановили…

26 октября 2015 года на аппаратном совещании тогдашний глава администрации Донецка Игорь Мартынов внес предложение о реконструкции часов на донецком почтамте. Предложение было принято единогласно.

«Часы – это один из символов города, они как бы задают ритм жизни, хранят время и историю города. Часы – признак живого и четко отлаженного городского организма, нуждающегося в отсчете времени. Для нас с вами новое время, новые часы – это символ новой Республики», – сказал тогда Игорь Юрьевич.

Часы отремонтировали. Им сделали новый «электронный голос», а старую «музыкальную шкатулку» решили восстановить и в виде экспоната передать в музей города.

За работу взялись профессор кафедры МОЗЧМ Донецкого национального технического университета Владимир Анатольевич Сидоров и директор мануфактуры «Часово» Сергей Геннадиевич Шуликин.

Механизм разобрали, почистили от ржавчины, изготовили новые звуковые вибраторы и поломанные части «шкатулки». Все покрасили. Изготовили основание, чтобы придать «шкатулке» вид музейного экспоната. А потом уже передали хранителю донецкого органа Владимиру Евгеньевичу Деркачу.

Со своей частью работы Владимир Анатольевич и Сергей Геннадиевич управились за месяц. А вот Владимиру Евгеньевичу понадобилось почти полгода, чтобы найти причину «фальшивой игры шкатулки» и ее настроить. Причина оказалась в латунной втулке. Она имела внутреннее отверстие чуть большего диаметра, чем было нужно. Этот дефект приводил к тому, что со временем от вибрации звуковой вибратор смещался и менял свою частоту звучания.

«Шкатулку» настроили  в студии звукозаписи Донецкой государственной академической филармонии, записали ее мелодию. Потом музейный экспонат «музыкальная шкатулка Часов мира донецкого почтамта» и запись звука «шкатулки» передали в музей.

А вот как Часы мира «отбивали часы» – это совсем другая история…

Владимир Мартыненко

Print Friendly, PDF & Email

Донецк Вечерний Городская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 16 полос, 4 цветные, телепрограмма. Освещает события города Донецка и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Донецк, ДНР.

Похожие записи