Музы не молчат

«Когда говорят пушки, музы молчат». Это известное выражение, созданное на основе древнеримской поговорки, перекочевали в наш век. Но вся история человечества опровергает его. Мы точно знаем, что музы не молчали во время Великой Отечественной войны. Не молчат они и сегодня. О том, как работают донбасские музыканты и почему во время войны у людей просыпается тяга в высокодуховному искусству, газете «Енакиевский рабочий» продолжает рассказывать известный енакиевксий музыкант Сергей Силкин.

— Сергей Анатольевич, во время нашей предыдущей беседы вы рассказали о том, как протестантская церковь в Енакиево выплатила кредит за орган фирмы «Йоханнус». Как потом сложилась судьба инструмента?

— Некоторое время я на нем играл, организовывал концерты для горожан. Потом наши взгляды с церковной администрацией немного разошлись, и мы прервали контакты. Уже 4 или 5 лет я не был в этой церкви, так что ничего не могу сказать о сегодняшнем состоянии музыкального инструмента. Но стоит отметить, что у него официально оформлена гарантия сроком на 10 лет. То есть только в этом году гарантия заканчивается. Это электроника высочайшего уровня, и я надеюсь, что орган по-прежнему, как говорится, живой и здоровый.

Я собираюсь разговаривать с местными властями о возможности проведения концертов в Енакиево. Параллельно веду работу с определенными структурами, пытаясь создать для музыкантов юридическую «крышу». У меня должна быть возможность привлекать спонсоров, распоряжаться средствами, возить артистов по городам и т. д. Об этом мы уже говорили. Исполнители должны хоть что-то заработать.

В конце донецкого концерта я сказал так: «У наших артистов голоса хоть и ангельские, но душа у них пока в теле. Поэтому кто хочет поддержать их жизнедеятельность – пожалуйста, у вас есть такая возможность». Но на такой добровольной основе можно работать по месту, а выезд в города предполагает совершенно иные условия.

Словом, сейчас моя задача заключается в том, чтобы согласовать и состыковать все сложные моменты. Тогда у нас появится возможность перейти к делу.

— Я так понимаю, для Енакиево этот вопрос особенно актуален.

— Да, потому что такого органа, который есть у нас, больше нигде нет. Он, конечно, намного совершеннее того, на котором я играл в Донецке. О филармонии я не говорю – там тоже очень серьезный инструмент. Но наш орган фактически имеет все те же функции, что и филармонический. Плюс акустика, плюс великолепная аппаратура. Создается эффект натурального органного звучания.

Кстати, в Интернете есть видеозаписи моей игры на этом органе. Наберите в поисковике всего три слова: «Сергей Силкин таката». Можете послушать и посмотреть, что это такое. Снято более-менее качественно, хоть и на простенькую камеру.

— Вскоре после концерта в Донецке вы выступили на концерте Галины Михайловны Суржик во второй школе, о котором рассказывала газета «Енакиевский рабочий»…

— Должен сказать, что этот концерт – очередной подвиг Галины Михайловны. Это совершенно уникальный человек, настоящий подвижник. Я знаю её уже более двадцати лет, мы отлично ладим, я стараюсь участвовать во всех её мероприятиях. Вообще, то, что она делает для подрастающего поколения и для города как такового, дорогого стоит. При отсутствии абсолютного здоровья, мягко говоря, она горы сворачивает, воспитывает детей на самых лучших образцах мирового искусства. Да и не только детей – взрослых тоже.

Это самоотверженный труд, даже подвиг. Таких людей нужно ценить  и носить на руках.

— По-моему, гвоздем программы стали песни в исполнении макеевчанина Леонида Сергиенко. Позже в Сети я прочитал, что его называют донбасским Карузо. Жалко, что статья в газете не передает глубину его голоса.

— Да, это тоже уникальный человек. Артист высочайшего уровня с диапазоном голоса в три октавы. Что самое интересное, у него нет музыкального образования. Он горняк, почти тридцать лет отработал в шахте. Самородок, одним словом.

Кстати, наблюдая за происходящим в Республике, я замечаю одну очень важную тенденцию: тяга к высокодуховному искусству сегодня проявляется значительно более ярко, чем при украинской власти. Это однозначно.

Органный концерт в Донецке напоминает мне историю блокадного Ленинграда, когда при минусовой температуре проходили выступления симфонических оркестров. Зал был полный, артисты играли в перчатках с облезлыми пальцами, а зрители периодически падали в голодный обморок. И тем не менее они ходили на эти концерты!

Похожая ситуация, хоть и отнюдь не в таком трагическом масштабе, наблюдается и сейчас. Люди начали понимать, что для человека духовная пища не менее важна, чем пища физическая. До тех пор, пока он человек,  разумеется, а не животное. И не существо с кастрюлей на голове. Понятно,  что разница здесь большая и ощутимая.

Наблюдая тягу жителей Республики к искусству, я постараюсь сделать все возможное, чтобы эту потребность удовлетворить. Понимаете, для этого ведь все есть! Есть потрясающие музыканты, есть люди, которые будут ходить на концерты, есть инструменты. Мешают только определенные административно-правовые препоны, которые нужно преодолеть.

Беда многих наших талантливых артистов заключается в том, что они с головой погружены в свое творчество. Думаю, что 99% из них (за исключением, конечно, таких людей, как Галина Васильевна Суржик) не умеют и не хотят заниматься организационной работой, решать практические задачи. В какой-то степени они витают в облаках своего творчества, скажем так.

У меня же есть в этом деле определенный опыт. Я очень много занимался организационными момента. С 1984 года, если быть точным. Тогда я работал в сочинской филармонии и руководил концертной бригадой, которая обслуживала весь большой курортный город. Большой опыт был получен еще тогда. Потом я начал использовать его при малейшей возможности при малейшей возможности, которая подворачивалась. В Енакиево такие возможности появлялись благодаря деятельности культурно-благотворительных фондов, о которых мы уже говорили.

Да у нас и местных артистов предостаточно! Возьмем, к примеру, братьев Александра Романовых. Они тоже подвижники. Своими руками создали потрясающий профессиональный кукольный театр! При этом они замечательные музыканты. Саша очень серьезный хормейстер и композитор, Сережа – прекрасный певец. И они же не прекращали свою деятельность ни при каких обстоятельствах, в том числе и во время войны. Как и наши музыкальные школы в Углегорске, Булавинке, Юнокоммунаровске. Там тоже ребята самоотверженные. Все знают, что происходили в Углегорске, но музыкальная школа там практически не прекращала работать (за исключением, конечно, периодов самых интенсивных боевых действий). Все эти люди вносят вклад в развитие культуры Донецкой Народной Республики, проявляют самоотверженность. Думаю, об этом стоит рассказывать.

«Донецк вечерний» о сольном концерте Леонида Сергиенко:

«В паузах между концертными номерами зрители перешептывались: «Из какого театра этот «Шаляпин»?..» По силе, широте диапазона и мощи голос Сергиенко не уступает шаляпинскому, хотя тембр совсем другой. Он исполняет баритональные и теноровые партии. После концерта зрители горячо благодарили артиста букетами цветов и говорили, что с таким талантом нужно петь на большой сцене. Сергиенко – настоящий самородок, которому Господь даровал великолепный голос».

По материалам газеты «Енакиевский рабочий»

Print Friendly, PDF & Email

Похожие записи