Между живыми и мертвыми

С начала конфликта в Донбассе прошло уже пять лет, но жители нашей Республики до сих пор ничего не знают об участи сотен людей, своих родных и близких, исчезнувших в никуда, пропавших без вести. Живы ли они, мертвы ли? На этот вопрос ответить сложно. Наша собеседница, Виктория Макарова, рассказала «Донецкому времени» историю своего мужа Вячеслава, который пропал еще в начале войны

Любовь вместо Москвы

Виктория родилась в Донецке в интеллигентной семье. После окончания школы решила поступать в МГУ на географический факультет. Но, не поступив с первого раза, пошла работать курьером на электромеханический завод. Однажды она заменяла временно отсутствующего секретаря, и директор дал ей поручение: отнести документы в один из цехов завода. Войдя туда, девушка вдруг почувствовала на себе чей-то пристальный взгляд. Когда повернулась, увидела, что на нее смотрит симпатичный, высокий брюнет. Они познакомились: это был Вячеслав Макаров, который пришел работать на завод электромонтером сразу после армии. Вика и Славик стали встречаться.

Летом Виктория во второй раз поехала поступать в МГУ. Звала с собой и Вячеслава, но парень предпочел остаться в родном городе. Вика же, не сдав все экзамены, приняла решение вернуться домой, к любимому. Вместо Москвы и учебы в престижном вузе Виктория выбрала любовь, о чем ни на минуты не сожалела.

Через год влюбленные поженились. Славик на тот момент уволился с завода, пошел учиться в школу милиции и параллельно работал в патрульно-постовой службе. Потом перешел в УБОП, в спецподразделение «Сокол». Вика в это время училась в ДПИ на вечернем отделении. После свадьбы молодожены переехали в частный дом, который достался Вике по наследству от бабушки. Там они своими силами сделали ремонт. Жилище стало уютным и просторным, к молодой семье переселились и родители. В 1991 году родился их первенец Костя. А через четыре года Вика стала заниматься предпринимательской деятельностью – торговала продуктами. Чтобы помочь жене, Вячеслав уволился с работы, взял все обязанности семейного бизнеса на себя. И у него это очень хорошо получалось.

Жизнь стала налаживаться. А через 14 лет родился второй сын Илья. Несмотря на свою ежедневную занятость, Славик очень помогал супруге и по дому, и с ребенком, подставляя свое сильное, мужское плечо в любой сложной ситуации. После работы он еще и умудрялся готовить кулинарные шедевры: плов, печенье, пальчики. Вся семья очень любила его блюда!

– Славик был талантлив во всем. Это был мужчина, с которым я чувствовала себя как за каменной стеной: надежный, ответственный, внимательный, заботливый, верный и добрый друг. У нас с ним было много общего: мы слушали одинаковую музыку, любили одинаковые книги и фильмы. Мне с ним всегда было интересно. Даже молчать вместе нам было не скучно. Славик умел выслушать, дать какой-то совет. Жизнь с ним была для меня наполнена радостью, любовью и счастьем. Мы всегда с нетерпением ждали его возвращения домой, – вспоминает Виктория Макарова.

Переломный год

События 2014 года, произошедшие на Майдане в Киеве, семья Макаровых восприняла болезненно. Когда в Донецке начались первые митинги, супруги стали принимать в них участие. Вячеслав же, не раздумывая, встал на защиту Родины, свободы, своего языка, своей веры. Во время протестного движения в Донецке он с бывшими сослуживцами охранял выступающих на митинге, а ночью – здание ОГА, поддерживал находящихся там активистов продуктами питания, теплыми вещами, дровами для обогрева. По собственной инициативе он приобрел и освятил в церкви на Песках икону Сергия Радонежского, которая через некоторое время была закреплена на фасаде здания областной администрации и долгое время оберегала всех, кто был рядом с ней.

А когда в апреле 2014 года начались бои в Славянске, он ушел воевать добровольцем. «Если я, офицер спецназа, буду отсиживаться дома, а там, на передовой необученные мальчишки будут вести неравный бой с врагами, как же я смогу жить?!» – говорил он.

Потом была Горловка. Здесь Вячеслав (позывной Макар) возглавил оперативную группу, которая занималась разведывательной деятельностью. Кроме того, он выполнял полицейские функции. К Макару обращались мирные жители города за защитой от криминальных элементов. Вот похищена дочь предпринимателя, мошенник, надев форму бойца ДНР, вымогает деньги у женщины, а пьяные подонки расстреляли заправку. Как человек чести, совести, высокого чувства ответственности, Вячеслав помогал всем. Многие ополченцы обязаны жизнью Макару и его ребятам – те нередко выводили их из окружения, с огромным риском для себя заходя на оккупированную «укропами» территорию. Тогда шла серьезная подготовка к обороне Горловки. Спать удавалось всего по два часа в сутки. Вячеслав был отличным стратегом и тактиком, обладал аналитическим складом ума. Его уважали все зрелые воины, а молодежь просто обожала. Некоторые его фразы бывшие сослуживцы цитируют по сей день: «Макар учил, что информации можно верить, если она проверена в трех источниках».

Мучительная тишина

Находясь на расстоянии, Вячеслав и Виктория словно оставались рядом: они созванивались каждый день, не забывая друг о друге ни на минуту. 22 июля 2014 года был день рождения Вики, и супруг звонил ей, чтобы поздравить. А в 21:00 они созвонились, чтобы пожелать друг другу спокойной ночи. Это был их последний разговор. Чуть позже Вика отправила мужу сообщение, но ответа не последовало.

На следующий день взволнованная Виктория созвонилась с товарищем Вячеслава Олегом Губановым, на тот момент мэром Горловки. Он сказал, что ее супруг на важном совещании, поэтому телефон отключен. Губанов успокоил женщину, что через несколько дней Слава выйдет на связь. Вика верила и надеялась. Но ни звонков, ни сообщений от мужа не было. Телефон по-прежнему молчал. Через некоторое время семья Макаровых узнала, что Вячеслав арестован. Его отряд, в котором были храбрые, мужественные бойцы и грамотный, честный командир, где была твердая дисциплина, не могли не заметить лазутчики СБУ. В Киев были направлены разведданные на группу Макара. И вот вкравшиеся в доверие к командиру украинские диверсанты хитро и подло заманили в ловушку Вячеслава и двух его товарищей, устроили над ними расправу. Первым убили Максима Кравченко. Над ним жестоко издевались, используя в качестве орудия пытки садовые ножницы. Потом расстреляли. Родные и близкие уже не дождутся его домой. Его имя – на Аллее славы в Горловке. А Владимир Назаров и его командир Вячеслав Макаров пока не числятся ни среди живых, ни среди мертвых. Пропали без вести…

Прошло уже пять лет, и тревожная, мучительная тишина не дает покоя Виктории и ее семье.

– Славик снится нам каждый день, как будто он рядом с нами, возвращается, восстанавливает наш разрушенный дом, дает какие-то советы. Для нас его отсутствие – как сумерки, как будто солнце зашло за тучи и время остановилось. Порой мне кажется, что я до сих пор в 2014 году, – рассказывает женщина.

Практически сразу после случившихся событий мама Виктории ездила в Горловку. Тогда вместе с телом Максима Кравченко в морге ей показали неизвестного мужчину крупного телосложения. Опознать его не удалось: лицо было полностью изуродовано. А в кармане его одежды лежал металлический жетон с номером, принадлежавшим Вячеславу Макарову еще во время службы в УБОПе. Однако размер обуви у трупа, показанного матери Виктории, был 43-й, а Слава носил 47-й. Женщине дали и биоматериал этого мужчины, который Макаровы отправили на экспертизу в Москву. Результаты показали, что на 98–99 % это труп Вячеслава…

Семья Макаровых с болью приняла эту печальную весть. А через некоторое время Виктории звонили бывшие сослуживцы Славы и говорили, что он далеко и жив, подписал ценой жизни какие-то документы и его вывезли из страны. У Виктории в глубине души сомнения по сей день: насколько правдива эта информация и чей труп был в морге? Того мужчину, которого видела мама Вики, захоронили в Горловке как неизвестного ополченца. Семья Макаровых планирует провести эксгумацию и выяснить правду. По сей день они верят, что однажды откроется дверь их дома и на пороге появится родной и близкий человек, которого они так долго ждали.

Автор Наталья ДЕДИЦКАЯ. Фото из архива семьи Макаровых

Print Friendly, PDF & Email

Донецкое время Республиканская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 32 полосы, 8 цветных, телепрограмма. Освещает самые разнообразные сферы жизнь Республики: социальная, политика, экономика, военная. Охват аудитории – ДНР.

Похожие записи