Локомотивное депо Ясиноватая: во все времена – впереди!

Первого мая исполнилось 135 лет со дня создания одного из ведущих предприятий Донецкой железной дороги – локомотивного депо Ясиноватая.

С пешеходного моста, протянувшегося над десятками рельсовых путей, открываются взгляду производственные здания локомотивного депо и сами локомотивы – видавшие виды электровозы ВЛ-8 и такие же «почтенные ветераны» – тепловозы ЧМЭ-3. Подумалось: всё-таки умели делать в советское время. Этим «старичкам» давно пора на вечный покой, а они всё так же, как и десятки лет назад, бегают по рельсам и выполняют свою обычную работу. Припомнился анекдотический случай, когда в начале двухтысячных годов где-то на Украине на перегоне застрял широко разрекламированный, купленный на бюджетные деньги «ультрасовременный» южнокорейский «Хюндай», а вытаскивать его пришлось советскому… чуть не сказал – паровозу.

Этот к месту вспомнившийся случай послужил началом интервью с руководителем предприятия. Посмеялись.

— Но если говорить серьёзно, – сказал начальник Обособленного подразделения «Локомотивное депо Ясиноватая» Олег КИРИК, – то, конечно, сделанный в советское время подвижной состав, как мы убедились, оказался надёжным и прочным. Однако подумайте вот о чём. Сейчас у нас на балансе 22 электровоза ВЛ-8, 9 тепловозов ЧМЭ-3 и 9 электропоездов. Они же не просто так оказались «вечными», в действительности уже давным-давно исчерпав нормативные сроки эксплуатации, да плюс к тому – при объективно существующих трудностях. А кто же продлевает жизнь машинам? То, что локомотивы по-прежнему находятся в работоспособном состоянии, и поэтому и Ясиноватский узел, и Донецкая железная дорога в целом успешно выполняют свои обязанности, – всё это благодаря самоотверженному труду наших работников – и ремонтного персонала, и локомотивных бригад.

Вы очень правильно сделали, что решили написать о нашем коллективе, тем более по случаю знаменательной даты. Наши люди заслуживают самых добрых и благодарных слов.

— Но если говорить обо всём по порядку, то хотелось бы мысленно перенестись в день рождения предприятия – 1 мая 1884 года…

— 1-2 мая 1884 года прошло освидетельствование паровозного депо Авдеевка, эта дата и считается днём основания предприятия. Через десять лет, в 1894-м, депо перебазировалось в Ясиноватую. В нашей истории много славных страниц – ведь наши предшественники пережили периоды революций и войн, восстановления и развития; были замечательные трудовые почины стахановско-кривоносовского движения и высокие достижения советской эпохи.

— А как обстояли дела накануне переломных событий 2014-го?

— Ясиноватские локомотивщики не снижали свою высокую планку как в советское время, так и при Украине. Наше депо было одним из самых передовых не только на Донецкой железной дороге, но и – не ошибусь, если скажу – в масштабах всей «Укрзализныци». Как и в прежние эпохи, было немало трудовых починов. Вот один лишь пример: в 2010-2011 годах были увеличены плечи обслуживания. В частности, наши машинисты водили грузовые поезда до станции Пятихатки-Стыковые, плечо составило 402 километра. Так вот, машинисты устроили между собой неофициальное соревнование – кто быстрее доведёт состав до этой станции. И добивались того, что, при полном соблюдении всех инструкций, время следования составляло 8 часов – результат более чем хороший! Очень много водили и пассажирских поездов на дальние расстояния.

— И вот пришёл тревожный 2014 год…

— Да… Вспоминается осенний день того тяжёлого года. Дмитрий Викторович Подлипанов, который руководил предприятием в то время, в конце рабочего дня поставил нам – инженерно-техническому составу – задачи на завтрашний день, мы разошлись по домам… А вскоре после этого был обстрел, и только в тот день на территорию депо прилетело восемь «градов». Потом «прилёты» продолжались. Тяжело вспоминать, как сгорел топливный склад, как на пешеходном переходе осколком убило женщину…

В те дни мы старались максимально сберегать и, по мере возможности, ремонтировать пострадавшую от обстрелов технику. Но главное, конечно, – люди. При опасности наши работники уходили в бомбоубежища, которых на территории депо имеется три. Доходило до того, что работников цеха по ремонту и обслуживанию электропоездов, который находится очень близко к линии соприкосновения, в приказном порядке приходилось обязывать находиться в убежищах на пассажирском вокзале, потому что невозможно было дойти до места работы.

— И всё же в этих крайне опасных условиях вы возобновили грузовые, а затем и пассажирские перевозки…

— Грузовые перевозки, собственно говоря, и не прерывались, за исключением разве что непродолжительных периодов, когда особенно активизировались боевые действия. Самым тяжёлым был, наверное, февраль 2015 года, когда украинская сторона обстреливала нас каждый день и чуть ли не каждый час. Но ведь металлургические и коксохимические предприятия – наши основные партнёры – продолжали работать, и мы должны были продолжать их транспортное обслуживание, доставлять на заводы сырьё.

И вновь я должен сказать слова самого глубокого уважения и благодарности за мужество и высочайший профессионализм нашим локомотивным бригадам – машинистам и помощникам, которые водили поезда буквально под огнём и осколками снарядов.

Для меня самым знаменательным стал сентябрьский день 2014 года, когда впервые после вынужденного перерыва в работе в связи с первыми обстрелами мы приняли тепловозом угли с транзитного парка. А как забыть тот солнечный апрельский день, когда с нашего вокзала мы торжественно отправили в рейс пассажирский поезд «Ясиноватая – Успенская»: первый пассажирский рейс нашей Республики, к тому же – международный, связавший нас пассажирским сообщением с братской Россией! До сих пор без волнения невозможно об этом вспоминать…

— Помню. Как журналисту, довелось участвовать в этом знаменательном событии. Действительно, трогательно до слёз. И ещё помню: хотелось плакать от радости, когда с перрона станции Макеевка-Пассажирская сел в электричку маршрута «Иловайск – Ясиноватая»; это было осенью 2014-го, когда была восстановлена разрушенная во время обстрелов контактная сеть и устранены повреждения рельсового пути. Но вернёмся к хронологии событий. Как для коллектива депо прошёл переход из «Укрзализныци» в штат уже юридически нового, республиканского Государственного предприятия «Донецкая железная дорога»?

— В 2016 году мы формально ещё были в составе ПАТ (Публичное акционерное «товариство») «Укрзализныця». И где-то там «наверху» решили, что такое количество людей, которое имелось на нашей территории, им не нужно, и исключили из состава ПАТ структурные подразделения, не приносящие прибыль. Локомотивное депо в это число, конечно, не попало, но были выброшены на улицу наши товарищи из других подразделений. Когда же было организовано ГП «Донецкая железная дорога» под юрисдикцией Донецкой Народной Республики, все желающие работники этих подразделений были приняты в штат.

Но в то время ГП «ДЖД» не могло себе позволить финансово содержать такое количество людей в той мере, как это было до войны. И тогда было принято решение: пусть лучше на первых порах люди будут зарабатывать мало – но зарабатывать будут все. И действительно, получали по 2-3 тысячи рублей, но получали все железнодорожники, никто не был брошен на произвол судьбы. А люди понимали: надо вытерпеть, пережить это сложное время.

И, конечно же, огромное спасибо России, которая в порядке гуманитарной помощи обеспечивала разнообразными продуктами питания. Украина нас обрекала на голодную смерть – а благодаря братской помощи Российской Федерации мы выжили.

Всё это уже в прошлом. Сегодня на зарплату, считаю, грех жаловаться. Руководство Республики, Министерства транспорта ДНР, Государственного предприятия «Донецкая железная дорога» и наш отраслевой профсоюз последовательно проводят в жизнь шаги по улучшению социального положения железнодорожников. Как известно, в прошлом году по указанию тогда ещё и. о. Главы Республики Дениса Владимировича Пушилина были на 10 процентов повышены тарифные ставки. Не говорю уж о Коллективном договоре, в который только за последнее время были внесены 82 поправки, направленные на улучшение социальных гарантий для трудящихся дороги.

Плюс к тому – и это, наверное, самое главное – мы же деньги зарабатываем сами, осуществляя транспортное обслуживание предприятий Республики.

— Следовательно, перспективы развития локомотивного депо Ясиноватая связаны с ростом промышленного производства в Республике, прежде всего её металлургического комплекса?

— Разумеется. Знаете ли, когда говорят, будто Ясиноватая – станция тупиковая и у неё нет перспективы, это, мягко говоря, очень глубокое заблуждение. Взять пассажирское сообщение с Россией, Луганской Народной Республикой и внутри Донецкой Народной Республики – его обеспечивает локомотивное депо Ясиноватая. Взять всё пригородное сообщение – его опять же целиком обеспечивает локомотивное депо Ясиноватая. И, конечно, именно мы обеспечиваем транспортное обслуживание металлургических и коксохимических предприятий Донецка, Макеевки, Енакиево. Это стратегически важная отрасль, от которой зависит настоящее и будущее нашей Республики.

Хочу отметить, что преодоление последствий войны, выход на сегодняшний уровень работы и вполне реальный задел на развитие, техническое обновление и расширение фронта работы, – во многом это результат высокого профессионализма и умелого управления, которое осуществляет руководитель Ясиноватской дирекции железнодорожных перевозок Евгений Евгеньевич Синельник.

Сегодня перед нами стоят новые большие задачи – намечается увеличение парка локомотивов, восстановление движения на некоторых участках. Всегда главным и решающим был и будет человеческий фактор, и я уверен, что с такими людьми, как работники локомотивного депо Ясиноватая, с их умелыми руками и светлыми головами, нам по плечу любые задачи.

Василий КАРАНТУЛЕНКО

Print Friendly, PDF & Email

Похожие записи